Древний Китай. Первая цивилизация на территории Индии возникла в III тыс.до н.э. в долине реки Инда. Она известна по материалам археологических раскопок, в число которых

Древняя Индия

Первая цивилизация на территории Индии возникла в III тыс.до н.э. в долине реки Инда. Она известна по материалам археологических раскопок, в число которых входят и разнообразные письменные источники, но они до сих пор не расшифрованы. Поэтому и об истории этой древнейшей цивилизации известно очень мало. О высоком уровне ее развития свидетельствуют городские строения из кирпича, бассейны с налаженной системой канализации, развитое ремесло. Но эта цивилизация оказалась недолговечной, она существовала около пяти столетий. В конце этого периода города в долине Инда пришли в упадок и жизнь в них постепенно замерла.

Через несколько столетий в XIY - XIII вв.до н.э. в Северной Индии появились племена, называвшие себя ариями. Они представляли одну из ветвей племен, говоривших на индоевропейских языках. Родственными им по языку были уже известные нам хетты, митаннийцы, мидяне и персы. Индоевропейские племена интересны для нас тем, что в настоящее время на индоевропейских языках говорит большинство народов Европы (в том числе и славянские народы) и некоторые народы Азии. До сих пор наукой не решен вопрос о прародине (месте первоначального расселения) индоевропейцев.

В Индии арии (индоарии) освоили долину Ганга, оттеснив или ассимилировав местные племена. Индоарии к моменту прихода в Индию находились на высоком уровне развития. Они были знакомы с металлами, в земледелии использовали плуг, удобрения, умели строить ирригационные сооружения, имели развитое ремесло. Поэтому арии одержали верх в борьбе с менее развитыми местными племенами. В дальнейшей истории Индии решающая роль принадлежала ариям и их культуре.

Арии жили общинным строем и были объединены в племена. Во главе племени стоял вождь - раджа. Его окружали аристократы - кшатрии, в обязанность которых входило вести войну и управлять страной. Еще более высокое положение занимали жрецы - брахманы, отправлявшие культовые обязанности. Между брахманами и кшатриями постоянно шло соперничество за влияние в обществе и государстве. Основная масса населения, рядовые общинники - крестьяне и ремесленники составляли третий социальный слой древнеиндийского общества. Они назывались вайшья.

У индоариев эти три группы населения получили название варн. Слово "варна" означает "вид", "разряд", "цвет". После захвата Индии ариями возникла четвертая варна, которую преимущественно составляло покоренное местное население. Она называлась варной шудр. Люди принадлежали в варнам по рождению и переход из одной варны в другую был невозможен. Три первых варны считались почетными, а две первые - брахманы и кшатрии, пользовались особыми привилегиями. Четвертая варна - варна шудр была неполноправной.

Деление на варны придавало устойчивость сложившейся структуре индийского общества. Политические изменения мало влияли на жизнь всей массы населения Индии. Государства в Индии возникают только к середине I тыс.до н.э. Самым крупным из индийских государств была держава Маурьев, возникшая в конце IY в.до н.э. и просуществовавшая до начала II в.до н.э. Она пала под ударами завоевателей, пришедших с севера. В дальнейшем Индия переживала смену периодов политической раздробленности и объединений под властью новых пришельцев.

Центром формирования древнекитайской цивилизации был бассейн реки Хуанхэ, где плодородные аллювиальные (т.е. созданные отложениями рек) почвы создавали благоприятные возможности для занятий земледелием. В Y - III тыс.до н.э. в среднем течении Хуанхэ сложились развитые неолитические культуры, которые постепенно распространились в западном и восточном направлении.

По древней китайской традиции историю страны делили по династиям. Первыми историческими династиями были Шан-Инь и Чжоу. В III в.до н.э. правила династия Цинь, а затем на смену ей пришла династия Хань. Время правления некоторых из этих династий делится на более мелкие периоды.

Легенды рассказывают о правлении первых пяти мудрых императоров как о "золотом веке", когда царили добродетель и справедливость. Начиная с правления великого Юя власть начала передаваться по наследству. Юй стал основателем династии Ся. Эту династию относят к концу III тыс.до н.э., но сама реальность ее существования не находит подтверждения в других источниках.

Появление в долине Хуанхэ новых племен, обладавших бронзовым оружием, колесницами и иероглифической письменностью привело к значительным этно - политическим изменениям, которые в китайской исторической традиции отразились как смена династий. Племена инь создали политическое объединение со столицей Шан. Установилось правление династии Шан-Инь.

Во главе государства стоял правитель - ван, который был одновременно первосвященником, представляя инскую общность перед богами. Власть его была наследственной. Важной функцией вана и аппарата его чиновников была организация хозяйственной жизни: подготовка и расчистка полей, забота об урожае, наблюдение за ирригационными сооружениями. Древнекитайская "Книга песен" - Шицзин упоминает о больших полях, обрабатывавшихся коллективами крестьян под контролем чиновников, а произведенная ими продукция поступала на государственные склады.

Часть земли принадлежала общинам и делилась между общинниками. Подобная форма организации землепользования существовала в Древнем Египте.

Правители династии Инь проводили активную внешнюю политику, опираясь на сильную армию, состоявшую из лучников и копейщиков. В ее составе были и боевые колесницы. Долгое время ванами иньской династии удавалось держать в повиновении соседние племена. Но в конце II тыс.до н.э. на западных границах иньского государства усилились племена чжоу. В конце XI в.до н.э. племена чжоу нанесли поражение войскам Шан-Инь и утвердили у власти свою династию.

Династия Чжоу находилась у власти в Китае с XI по III в.до н.э. В рамках этого большого хронологического периода выделяют несколько более мелких, связанных с переменами в организации государственной власти.

В первый период своего правления (Западное Чжоу - XI - YIII вв.до н.э.) чжоусцы создали большое военно - политическое объединение в границах всего бассейна Хуанхэ, где они составляли меньшинство населения. Чжоусцы сумели создать централизованную власть, опиравшуюся на 14 армий. Для укрепления власти на местах была разработана система наследственных уделов, представлявшихся в управление родственникам и приближенным вана. Владельцы уделов осуществляли власть на своих территориях, но полностью зависели от вана, который оставался верховным правителем и официально именовался "Сын Неба".

Постепенно власть правителей уделов укреплялась. Они стали чувствовать себя полными хозяевами этих земель. Чиновники, связанные все более разраставшимися семейно - клановыми узами превратились в спаянный коллектив, зависимый только от правителя удела.

В то же время власть вана ослабевала. Со временем наиболее могущественные из уделов превратились в крупные и фактически самостоятельные царства, а власть вана ограничилась небольшой территорией вокруг столицы. Это был новый этап истории Китая - период Восточного Чжоу, начавшийся в YIII в.до н.э. На протяжении YII - Y вв.до н.э. правители царств вели упорную борьбу за гегемонию. В ходе внутренних войн чжоусская знать истребляла друг друга, а правители царств, стремились подорвать влияние знати и все чаще брали на службу людей незнатного происхождения, на которых они могли опереться в стремлении укрепить свою власть.

С Y в.до н.э. в Китае начинается борьба за восстановление единства страны. Внутри царств перестали создаваться уделы. Вместо этого чиновникам предоставлялась часть доходов с определенных поселений или домохозяйств. Период Y - III вв.до н.э. в назывался Чжаньго - "Борющиеся царства". Всего этих царств было семь. Победителем в ожесточенной борьбе стало царство Цинь, правитель которого в 221 г.до н.э. завершил объединение страны и стал императором под именем Цинь-Ши-хуанди ("Первый император из династии Цинь").

В империи Цинь был проведена система реформ, направленных на четкую организацию административного управления и ослабления центробежных сил. Страну разделили на 36 областей, границы которых не совпадали с прежними царствами и уделами. 120 тысяч знатных семейств переселились в столицу. Все чиновники были разделены на 20 рангов. Ранг чиновника зависел не от знатности происхождения, а от его успехов в исполнении служебных обязанностей. Все чиновники получали жалованье в натуральной форме в зависимости от ранга. Лишь небольшое число чиновников самых высших рангов имели право взимать налоги с крестьян пожалованной им территории.

Система государственных повинностей для крестьян была строго централизована и организована. Применялся принцип круговой поруки.

Благодаря хорошей организации административной системы Китаю эпохи Цинь удалось добиться больших успехов в хозяйственной деятельности, что нашло отражение в грандиозном строительстве этого времени. Для защиты от набегов кочевников с севера была построена Великая стена, протянувшаяся на многие тысячи километров.

Грандиозное строительство было предпринято и в столице, где своим великолепием выделялась императорская гробница. дороги стратегического значения связали столицу с окраинными областями.

Однако это строительство тяжелой ношей легло на плечи народа и стоило немало тысяч жизней крестьян, трудившихся на государственных работах.

Вскоре после смерти Цинь-Ши-хуанди началось народное восстание, которое привело к падению династии Цинь. В 202 г.до н.э. к власти пришла династия Хань.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: