double arrow

Исторические сочинения и источники, виды и жанры исторической литературы, термины


Принятые в комментариях сокращения

  • М.М.Б. — Михаил Михайлович Бахтин.
  • АБ – Архив М. М. Бахтина.
  • АГ – Автор и герой в эстетической деятельности . — См.: М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества.
  • ВЛЭ — М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., Художественная литература, 1975.
  • Д – Диалог (в настоящем томе).
  • Д I - Диалог I (в настоящем томе).
  • Д II - Диалог II (в настоящем томе).
  • ДКХ — Диалог. Карнавал. Хронотоп. Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина. Витебск, 1992 — 1995.
  • Доп. — Дополнения и изменения к “Рабле” ( в настоящем томе).
  • Достоевский — Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., Наука, 1972 — 1990.
  • Зап. — Из записей 1970-1971 годов. — См.: М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества.
  • МФЯ — В. Н. Волошинов. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Издание 2-е. Л., Прибой, 1930.
  • ПМ — Подготовительные материалы (в настоящем томе).
  • ППД — М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. Издание второе, переработанное и дополненное. М., Советский писатель, 1963.
  • ПТ —Проблема текста(в настоящем томе).
  • ПТД — М. М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского. Л., Прибой, 1929.
  • Р–1940 — М. М. Бахтин. Франсуа Рабле в истории реализма. Рукопись, 1940 (Л5).
  • Р–1949/1950 — М. М. Бахтин. Творчество Рабле и проблема народной культуры Средневековья и Ренессанса. (Второй вариант диссертации, переработанной для представления в ВАК в 1949-1950 гг.). Рукопись (АБ).
  • РЖ — Проблема речевых жанров (в настоящем томе).
  • СВР — Слово в романе. — См.: М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики.
  • ТФР – М.М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., Художественная литература, 1965.
  • Ф - В. Н. Волошинов. Фрейдизм. Критический очерк. М.-Л., ГИЗ, 1927.
  • ФМ — П. Н. Медведев. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. Л., Прибой, 1928.
  • ФП — М. М. Бахтин. К философии поступка. — См.: Философия и социология науки и техники. М., Наука, 1986.
  • Хрон. — М.М. Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике . — См.: М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики.
  • ЭСТ — М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1979.

Poetica http://www.philologoz.ru/bakhtin/bakh_genre.htm#t20




Бяннянь (ти) 编年(体).Букв. «составленное по годам» − «хроника», «хронистика», наиболее распространенный в др. и средневек. Китае тип историч. произведения.



«Вэнь сянь тун као» 文献通考(«Исследование всех главных разделов [истории Китая]»). Классифицированный историч. свод жанра чжэн шу, сост. Ма Дуаньлинем (1254-1323). Более подробно, чем в «Тун дянь» и «Тун чжи», рассмотрен материал, продленный до 13 в. и распределнный по 24 разделам: землевладение и налоги, денежная система, повинности, население, торговля, отбор чиновников, школы и образование, гос. органы, жертвоприношения, музыка, армия, наказания, география и др. Содержит критич. высказывания в адрес сунских правителей.

«Го юй» 国语(«Речи царств»). Первый в китае неофиц. историч. трактат, содержащий высказывания гос. деятелей восьми древнекит. царств (Чжоу, Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ). Приписывается младшему современнику Конфуция Цзо Цюмину (как и типологически близкая «Цзо чжуань»).

Гу вэнь цзин сюэ古文经学 («Школа текстов старых письмен»). Каноноведческая школа, основанная на текстах канонов, якобы обнаруженных в I в. до н.э. в стене дома Конфуция. Отличалась буквальным пониманием канонических текстов, склонностью к выявлению этимологии отдельных слов и выражений, историко-философским разысканиям, использовала элементы лексико-грамматического анализа; считала Конфуция редактором, а не автором канонов.

Дифан чжи (фан чжи) 地方志(方志). «Описания местностей», вид историко-географич лит-ры. Возник ок. 4 в. Один из наиболее известных примеров − «Ко ди чжи» («Описание всего гос-ва»), 552 цз., приписывается Ли Таю (618-652).

«И ли» 仪礼 («Образцовые церемонии и правила благопристойности»). Один из канонических текстов конфуцианства. Др. названия – «Ли цзин» («Канон благопристойности (ритуала)»), «Ши ли» («Правила благопристойности служилых»).

«И цзин» 易经 («Канон Перемен», «Книга Перемен»). Название главной (канонической) части древней китайской гадательной книги, излагающей основания универсальной классификационно-прогностической системы, применявшейся в восточной и центральной Азии во всех областях традиционного знания для его классификации и систематизации. Полное название – «Чжоу и» («Чжоуские Перемены» или «Циклические Перемены»). Графическая система «У цзина» складывалась, видимо, в конце II – начале I тыс. до н.э., комментирующая («Ши и» − «Десять крыльев») – ок. IV в. до н.э.

«Ли цзи» 礼记 («Записки о правилах благопристойности», «Книга ритуалов», «Книга установлений», «Книга обрядов», «Трактат о правилах поведения», «Записки о нормах поведения»). Одно из главных произведений конфуцианской канонической литературы. Авторство приписывается ученикам Конфуция, но текст составлялся в основном в III-I вв. до н.э. Во II в. до н.э. трактат наряду с «Чжоу и», «Шу цзином», «Ши цзином» и «Чунь цю» включен в состав конфуцианского «Пятикнижия» («Пятиканония» – «У цзин»). В XII в. две главы «Ли цзи» – «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Срединность и постоянство») – в качестве самостоятельных произведений вошли в «Четверокнижие» («Сы шу») – базовый конфуцианский канонический свод.

«Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы», «Беседы и высказывания», «Рассуждения и высказывания», «Аналекты», «Изречения»). Сборник суждений Конфуция(Кун-цзы, 551/552-479 до н.э.), составленный его учениками. В XI-XII вв. вместе с «Мэн-цзы», «Да сюэ» и «Чжун юн» «Лунь юй» в базовый конфуцианский канонический свод «Четверокнижие» («Сы шу»).

Лэй шу类书 («книги [с распределением материала по] категориям»). Энциклопедич. классифицированные или тематич. (по отдельным темам) компиляции (антологии): историч., лит., словарные. Включали не толкования отдельных понятий, а цитаты или выдержки из текстов, в которых применялись соотв-е понятия; комментарии в основном отсутствуют. Наиболее известные произв. жанра − «Тай-пин юй лань», 983; «Цэ фу юань гуй», 1013; «Юнлэ да дянь», 1407-1408.

«Мо-цзы» 墨家(«Учитель Мо»). Собр. соч. древнекитайской философской школы мо цзя, основанной Мо Ди.

«Мэн-цзы» 孟子(«Учитель Мэн»). Конф. трактат, в основном составленный учениками конфуцианца Мэн Кэ (372-289 до н.э.) на основе записей его бесед и высказываний.

«Сань го чжи» 三国志(«Троецарствие»).Сост. Чэнь Шоу (233-297) одна из 24 офиц. династийных историй (Эрши сы ши), берущих за образец «Ши цзи».

«Сань тун» 三通 («Три всепроникающих»). Общее обозначение текстов «Тун дянь», «Тун чжи» и «Вэнь сянь тун као».

«Сы ку цюань шу» 四库全书 («Собр. книг по четырем хранилищам»). Созданный при Цяньлуне грандиозный свод из 3 503 книг, переписанный в семи копиях (36 тыс. томов каждая). Сохранились 4 экз. в музее Гугун, Пекинской б-ке, провинц. б-ках Ляонина и Чжэцзяна. Аннотированный каталог в 200 цз. – «Сы ку цюаньшу цзунму тияо» («Резюме…»).

«Сы шу» 四书 («Четверокнижие»). Свод из четырех конфуцианских «книг» (шу), признанных гл. основоположником неоконфуцианства Чжу Си (1130-1200) средоточием конфуцианской канонической мудрости: «Лунь юй» («Суждения и беседы», излагающие высказывания Конфуция), «Мэн-цзы» и две главы из канона «Ли цзи» («Записок о правилах благопристойности») – «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Срединность и постоянство»). Изучение «Четверокнижия» стало первой ступенью классического традиционного образования.

«Тай пин юй лань» 太平御览 («Высочайше просмотренное собр. книг, сост. в пер. правления Тайпин»). Энциклопедич. классифицированная компиляция (антология) в жанре лэй шу. Завершена в 983, включает 1000 цз.; 55 тематич. разделов, важнейшие фрагменты 1690 соч.

«Тун дянь» 通典(«Всеобщий свод»). Сост. Ду Ю (735-812). Первое произв. жанра чжэн шу («политич. лит-ра», «книги о делах правления»). Историч. материал от мифологич. периода до сер. или конца 8 в. скомпанован по 9 разделам: хозяйство, экзаменац. система, чиновничество, ритуальные нормы, музыка, армия и военное дело, служебно-карательная система, администр. деление (география), охрана границ.

«Тун чжи» 通志(«Всеобщие записи», «Свод обозрений»). Завершенная в 1161 Чжэн Цяо всеобщая история в жанре чжэн шу, включает материал до дин. Сун, 200 цз.; материал по пяти разделам излагается в хронологич. последовательности. Текст ориентирован на структуру «Ши цзи».

«У цзин»五经 (««Пять канонов»). Основополагающий набор конфуцианской классики: «Ши цзин», «Шу цзин», «Ли цзи», «И цзин», «Чунь цю».

«Сюнь-цзы»荀子(«Учитель Сюнь»). Собр. произведений Сюнь Куана (313-238 до н.э.), предложившего концепцию «злой» природы человека.

Фан люэ 方略. Категория ист. соч. пер. Цин, посвященных военным кампаниям, которые трактовались как особый вида мироустроения для «объединения» (тунъи) Поднебесной (в т.ч. «Пин дин лоча фан люэ»).

«Хань Фэй-цзы» 韩非子(«Учитель Хань»). Собр. произв. крупнейшего теоретика и главного систематизатора философской и политической доктрины легизма Хань Фэя (280-233 до н.э.).

«Хань шу» 汉书 («Книга династии Хань», «История династии Хань»). Династийная история, первое сочинение в жанре чжэн ши («образцовые историописания»), главным создателем которой является Бань Гу (I в. н.э.).

Хуэй яо 会要 («собр. важнейших сведений»). Жанр ист. лит-ры, возникший в эпоху Тан – своды офиц. док-в и материалов разного уровня (имп. указов, центр. и местных актов, докладов и отчетов, отражающих важные стороны жизни гос-ва и об-ва при одной династии или нескольких); док-ты систематизировались по тематич. разделам, внутри разделов – в хронологич. порядке. Первое произв. жанра − «Цзю чао хуэй яо» («Собр. … о девяти [правителях] дин. [Тан]»), за пер. 618-805.

Цзин сюэ 经学. «Каноноведение». Традиция изучения и комментирования конфуцианских канонов. В рамках двух основных направлений каноноведения – «школы текстов новых письмен» и «школы текстов старых письмен» − выстраивались оригинальные философские и общественно-политические доктрины.

Цзинь вэнь цзин сюэ今文经学 («Школа текстов новых письмен»). Каноноведческая школа, основанная на толковании текстов канонов, записанных с устной передачи во II в. до н.э. реформированным письмом. Акцентировала «скрытый» аллегорический и символический смысл канонических текстов, приписывала Конфуцию авторство на ряд канонов.

Цзичжуань (ти) 纪传(体). Тип древних и средневек. историч. произведений − аннало-биографические («династийные истории» и т.п.).

Цзи ши бэнь мо 纪事本末 («описание событий от начала до конца»). Первое произв. жанра – «Тун цзянь цзи ши бэнь мо» («Полн. история событий, описанных в «Цзы чжи тун цзянь») Юань Шу (1131-1205).

«Цзо чжуань»左传 («Комментарий Цзо»). Именуется также «Чунь цю Цзо чжуань». Классический комментарий к «Чунь цю», приписываемый младшему современнику Конфуция Цзо Цюмину.

«Цзы чжи тун цзянь» 资治通鉴(«Всепроницающее зерцало, управлению помогающее»). Созданная Сыма Гуаном (1019-1086) первая хронологически выстроенная общая история Китая, хроника (бяньнянь) почти 14-векового периода (403 до н.э. – 960).

«Цзы чжи тун цзянь ган му» 资治通鉴纲目(«Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» в сжатом изложении и с комментариями»). Сокр. «Тун цзянь ган му». Сокращение (59 цз.) материала, изложенного в «Цзы чжи тун цзянь», с позиций этич. универсализма. Традиционно это соч. принято относить к жанру ши пин (историко-критич. лит-ра), а не к бяньнянь, («хронистике»), как «Цзы чжи тун цзянь».

«Цэ фу юань гуй» 册府元龟 («Зерцало книжных сокровищниц», «Исходное отражение (букв. «изначальная большая черепаха/оракул) [августейшего] книгохранилища»). Сост. по приказу имп-ра Чжэнь-цзуна (998-1022) историч. компендиум в жанре лэй шу; 1000 цз., 31 разд., 1154 параграфа.

«Чжань го цэ» 战国策 («Планы сражающихся царств»). Историч. свод, сост. историографом Лю Сяном (1 в. до н.э.). Охватывает события пер. 453-221 до н.э., оправдывает политич. утилитаризм.

«Чжоу ли» 周礼 («Чжоуские ритуалы»). Другое название – «Чжоу гуань» («Дела управления в эпоху Чжоу»). Один из конфуцианских канонов. Описывает идеальную административно-ритуальную структуру, якобы существовавшую в эпоху Западной Чжоу (XI-III вв. до н.э.).

«Чжуан-цзы» 庄子(«Мудрец Чжуан»). Один из основополагающих даосских трактатов, авторство к-рого традиция приписывает Чжуан Чжоу (IV в. до н.э.).

«Чжун юн» 中庸(«Срединное и неизменное»). Глава из конфуцианского канона «Ли цзи», в качестве самостоятельного произведения вошедшая в неоконфуцианское «Четверокнижие». Содержит, в частности, изложение концепции «искренности» (чэн) как космического принципа (качества, присущего Небу) и приравнивает Конфуция как совершенный образец «благородного мужа» к древним «совершенномудрым» правителям.

Чжэн ши 正史 («образцовые истории). Жанр офиц. историописания в Китае, берущий за образец «Ши цзи». Основу чжэн ши составляет описание событий, происходивших в правление отдельной династии. Составлялись коллективами историографов после падения очередной династии по указу императора династии-преемницы. Всего составлено 24 официальных династийных истории (Эрши сы ши).

Чжэн шу 政书 («политич. лит-ра», «книги о делах правления»). Жанр средневек. историч. литературы. Наиболее известные произв. жанра: «Тун дянь», «Цзы чжи тун цзянь», «Вэнь сянь тун као».

«Чунь цю» 春秋 («Весны и осени»). Название хроники царства Лу, составление или редактирование которой приписывается Конфуцию; охватывает события с 722 по 481 гг. до н.э.

«Шан цзюнь шу» 商郡书 («Книга правителя области Шан»). Соч. гос. деятеля царства Цинь и политич. мыслителя-легиста Шан Яна (390-338 до н.э.). «Ши цзи» 史记См. «Исторические записки».

Ши лу 实录 («правдивые записи»). Последовательные, день за днем, официальные описания (протоколы) периодов правления отдельных императоров (политич., экономич., военные события, жизнь царствующего дома − свадьбы, рождения, похороны, жертвоприношения; указы, биографии сановников, стихийные бедствия, необычные природные явления). Термин упоминается уже в биографии Сыма Цяня в «Хань шу». Самое раннее из сохр-ся ши лу – «Шунь-цзун ши лу» («Правдивые записи о правлении Шунь-цзуна» Хань Юя (768-824).

«Ши тун» 史通 («Проникновение в историю»). Сост. Лю Чжицзи (661-721) первое историографич. труд, содержавший критич. оценку предшествующих историч. изысканий. Это соч. принято относить к жанру ши пин («критич. суждения об истории»), поджанру шисюэ пинлунь («критич. суждения об историч. науке»).

«Ши цзи» 史记(«Исторические записки»). Первый в Китае историко-энциклопедический свод, ставший образцом для династийных историй (чжэн ши). Гл. автор-составитель − историограф ханьского двора Сыма Цянь (145 до н.э. – ?).

«Ши цзин» 诗经 («Книга песен», «Канон стихов»). Один из главных конфуцианских канонов – собрание песенно-поэтических произведений, в основном сформированное предположительно в X-VI вв. до н.э.

«Шуй цзин чжу» 水经注 («Коммент. о реках»). Сост. Ли Даоюанем (472-527) источник по историч. географии Китая − описание 1252 рек и р-нов, через к-рые они протекали (горы, низины, города, заставы, памятники, храмы, историч. личности, события, мифы, легенды и т.д.).

«Шу цзин» 书经 («Книга истории», «Канон документальных писаний»). Другое название – «Шан шу» («Книга преданий»). Один из главных конфуцианских канонов, собрание историзованных версий преданий, сказаний, мифов, обращений и указов правителей, поучений сановникам и т.п. Историзованный материал охватывает период с XXIV по VIII в. до н.э.

«Юнлэ да дянь» 永乐大典 («Великий свод, сост. в пер. Юнлэ»). Самый грандиозный классифицированный энциклопедич. свод в жанре лэй шу, создание к-рого было призвано подтвердить легитимность правления третьего императора дин. Мин Чэн-цзу (1402-1424). Свод в 22 877 цзюанях (ср. «Ши цзи» в 130 цз.) завершен в 1407-1408; доски не были вырезаны из-за дороговизны проекта, сохранились 730 цз.






Сейчас читают про: