Гу цзинь тушу цзичэн

Вопросы для изучения документа №17

1) С какой целью прибывали в Китай португадльцы?

2) Каково было отношение китайских чиновников к развитию торговли с португальцами?

3) Что сообщает хроника о португальцах?

 

Китайская энциклопедия. Составителем её считается Цзян Тинси. Энциклопедия начата по указу императора Канси и окончена в 1726 г. при императоре Юнчжэне. Содержит географические, астрономические, исторические сведения, литературные произведения, расположенные в хронологическом порядке.

В XV-XVIIвв. в Китае, особенно в юго-восточных районах, большого развития достигли ремесленное и мануфактурное производтво, добывающие и обрабатывающие промыслы. Наряду с издавна известными в Китае горнодобываюшим делом и обработкой металлов, производством шелковых тканей, лаковых изделий, книгопечатанием и пр. развивалась хлопкоткачество, Особенного расцвета достигло изготовление фарфора в Цзиндэчжене и других местах.

В технике ремесленного производства появились значительные изменения, стали широко применяться водяное колесо, мельница для обработки чайного листа, усовершенствованные ткацкие и прядильные станки, бамбуковые трубки для отвода рудничного газа из шахт. Изменилась и организация городского ремесленного производства. Наряду с домашними промыслами и казенными мануфактурами появились крупные частные мастерские и мануфактуры, которые использовали труд наемных работников.

Из среды горожан выделялись и складывались прослойки городских богачей – шихао. Городское трудовое население подвергалось жестокой эксплуатации. В городах часто вспыхивали волнения. В отрывке из Китайской энциклопедии рассказывается о развитии прядения и ткачества. В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с. 43–44.

Обычным занятием в области Сунцзян (Цзянсу) является ткачество, а других занятий немного, однако ткани циньсянлин, саньсобу, (названия сортов тканей) газ, ковры цзяньжунтан считаются лучшими во всей Поднебесной. В описаниях говорилось, что мастера (гун) и ремесленники (чжи) не уступают мастерам из Сучжоу (Сучжоу – в пров. Цзянсу) и Ханчжоу (Ханчжоу – пров. Чжэцзян).

В общем, все производимое сунцзянскими жителями соответствует практическим потребностям; например, в набивной шелк и ткань одета вся Поднебесная, даже Сучжоу и Ханчжоу не могут такого достичь...

Прядением и ткачествам занимаются не только в деревне, но и в городе. Старые женщины из деревни рано утрам, приносят узел пряжи на базар (щи), меняют (и) ее на хлопок и возвращаются. Назавтра, взяв с собой узел пряжи, опять уходят, и так беспрерывно. Обычно ткачи за день вырабатывают кусок (пи) ткани, некоторые не спят даже ночью (л. 49б). В западном предместье (в западном предместье города Чэнчжэна обл. Сунцзянфу, пров. Цзянсу). Ткань юдунь чистая и белая, в торговых рядах (шисы) из нее шьют чулки, и все купцы наперебой покупают их. Эти чулки, известные повсюду, называются летними чулками из юдунь и развозятся во все стороны. Те женшины, которые не могут ткать сами, получают ткань и за плату шьют чулки (л. 24 6).

19. Юнчжэн Чжэцзян тунчжи

«Описание провинции Чжэцзян, составленное при императоре Юнчжэне». Ксилограф начала 18 в. – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.44.

Купцы скупают хлопок в других областях и продают в нашей местности (ров. Чжэцзян.).

Простой народ (сяоминь) рано утром несет на рынок (ши) изготовленную ткань или пряжу, меняет (и) на хлопок и возвращается, чтобы снова прясть и ткать, а назавтра рано утром снова приносит продукцию для обмена.. Прядением и ткачествам занимаются обычно все дворы. Эти занятия распространены не только в деревне, но и в городе.

20. Мин шилу

«Династийная история Мин», подготавливалась в период правления династии Мин (1368–1644), окончательно оформлена и издана в 1739 г. Позднее издание объясняется тем, что маньчжурские завоеватели долго не соглашались с публикованием правдивой исторической хроники, подвергали её своему редактированию, немало трудов по минской истории было сожжено, цинские императоры казнили немало авторов. Несмотря на это, в последней редакции минской династийной истории сохранилось немало сведений по истории Мин. – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.44–45

Каждый год на одежду императора требуется 4 тысячи кусков (ткани).

С двадцать восьмого (1600) года девятого месяца начали вносить императору ткани и вносили их до двадцать девятогогода четвертого месяца – всего преподнесли императору 3200 кусков. В этом месяцебыл издан указ ткать на станках паньсо (небольшой ткацкий станок с квадратной рамой, распространенный на юге Китая в XVI–XVII вв.)и получены от императора два образца желто-красной тисненой (аньхуа) ткани.

Каждый кусок должен быть ллиной 5 чжанов 8 чи, каждый станок может ежедневно давать 1 цунь 6 фыней; два станка за полгода ткут один кусок. С переходом на паньсо за один только день на каждом станке ткут тисненых тканей и других материалов 1 цунь 2 фыня, на 2 станках вместе за 8 с лишним месяцев изготовляют только 1 кусок ткани жун.

...в У (в провинции Цзянсу; приводится доклад иаместиика пров. Цзяннани Цао Шипииа). Область и город Сунжоу делились на 3 части. Самая населенная и экономически развитая из них – район У [сянь]. Население большое, но только у немногих есть постоянные занятия. Семьи, имеющие челноки, ткут у себя дома. Несколько хозяев станков вложили средства, несколько рабочих (гун) приложили рабочие руки, и они живут, опираясь друг на друга. Это странный народ, который не имеет постоянного источника существования, утром не знает, что будет делать вечером; если получает работу, то живет, если теряет – то умирает...

Красильные мастерские (жанфан) прекратили работу, и тысячи красильщиков разбежались; закрылись ткацкие мастерские (цзифан), и несколько тысяч ткачей разбежались. Все это простой народ (минь), который кормится своим трудом.

21. Нунчжэн цюаньшу

«Сельскохозяйственная энциклопедия», составленная Сюй Гуанци. В Энциклопедии содержится описание земледельческих культур, сельскохозяйственных орудий, системы орошения. Сюй Гуанци – уроженец Шанхая, видный государственный деятель и писатель середины 17 в. – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.45–46

В Сунцзян фучжи говорится, что в ткани лин и бу (Лии и бу – название сортов хлопчатобумажных тканей, широко распространенных в XVI–XVIIвв. в Китае.) одевалась вся Поднебесная, по красоте и плотности они превосходили ткани западных стран (сиян); если смотреть на сорт тонкой ткани, известной в Чжзцзяне, то нигде больше нельзя такую встретить. В результате того, что в каждой семье прядут и ткут, это занятие широко распространилось в отдаленных и близких местах и является источником выгоды. Однако неттакой вещи и положения, которое не изменилось бы в течение более чем нескольких сот лет.

Юаньские люди говорили, что, кроме Шаньси, все другие области не могли сажать хлопка цзибэй. Знатоки отрицают это, так как люди разведением хлопка цзибэй в настоящее время занимаются везде. Почему же такое положение существует в сельском хозяйстве (шуи) и не существует в ткачестве?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: