О походе хана Ахмата на Русь в 1480 году

О Куликовской битве 1380 года

О Московском княжестве при Иване Калите

…И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и пересташа погани воевати русскую землю и... отдохнуша христиане от великиа истомы и многиа тяготы, от насилия татарского. (…)

Полное собрание русских летописей. Т. 18. Симеоновская летопись. СПб., 1907.

Полки же начали сходиться. Передний полк ведет Дмитрий, Всеволож сын, и Владимир, брат его, а с правой стороны идет Микула Васильевич с коломенцами и с иными многими. Татары, же идут по обе стороны реки Непрядвы, негде им разойтись: татар много, а места для них нет.

И сошлись в схватке оба войска и крепко бились не только оружием, но и руками хватали друг друга, умирали под конскими копытами, задыхались от великой тесноты, потому что нельзя было им поместиться на Куликовом поле: мало места между Доном и Непрядвою. На том поле сошлись вместе сильные полки, на них выступили кровавые зори, от блеска мечей точно молнии блистают. И был грохот от ломающихся копий и стука мечей; нельзя было предусмотреть грозный час смертный: в один час, в мгновенье ока, сколько тысяч божьего создания погибает.

Часа четыре и пять часов бьются, — не слабеют христиане. Когда же настал 6-й час, начали татары одолевать наших, многие вельможи были побиты татарами, удалые же витязи, как деревья в дубраве, склонялись на землю под конские копыта; многие русские люди смутились. Ранили самого великого князя.

И пришел час восьмой, и внезапно повеял южной ветер. Волынец (воевода Боброк-Волынский) закричал громким голосом: «час пришел, а время приблизилось». И опять сказал: «братья мои и друзья, дерзайте». И сразу русские воины выехали из дубравы, как выдержанные сокола ударяют на стаи гусиные; высоко подняты знамена грозным воеводою. Выли же воины свирепы, как львы, напавшие на овечьи стада.

Татары же увидели это и воскликнули: «увы нам, снова нас русские перехитрили: с нами сражались слабые люди, а сильные все целы». И обратились татары в бегство и побежали... и вдруг побежал Мамай с четырьмя людьми.

И увидел (князь Дмитрий) множество убитых из своего войска, а татар в четыре раза больше перебито. (…)

Сказание о Мамаевом побоище / Подг. текста В. П. Бударагина, Л. А. Дмитриева; Перевод В. В. Колесова; Комм. Л. А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси: XIV ‑ середина XV века. М., 1981.

Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами (золотоордынские бояре) и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром (правитель Литвы) ‑ ибо король и направил его против великого князя (Московской Руси), желая сокрушить христианство. Князь великий… стал у Коломны, а сына своего… Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других ‑ по берегу (реки Оки).

…Ахмат (узнав это) пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. (…)

Царь (Ахмат) же со всеми татарами пошел по Литовской земле… и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал ‑ были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский (крымский хан, союзник Ивана III)), королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.

И пришли татары, начали стрелять, а наши ‑ в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие ‑ на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. (…)

И пришли тогда братья к великому князю… Князь же великий принял их с любовью… чтобы, соединившись, вступить в битву с противником.

…Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали…

Царь (Ахмат) же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Иван, и Орду взял, и его убил.

И так избавил Бог и пречистая Русскую землю от нехристей. (…)

О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапезунд, и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство. (…)

Повесть о стоянии на Угре / Перевод Я. С. Лурье // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. М., 1982. С. 514-521.

Тема: Московская Русь

Из Судебника Ивана III (1497 года)

Лета 7006-го месяца септемвриа уложил Князь Великий Иван Васильевич Всея Руси с детми своими и с бояры о суде, как судити бояром и околничим

1. Судите суд бояром и околничим. А на суде должны быть у бояр и у околничих дьяки. А взяток бояром, и околничим, и диаком от суда и от пострадавшего не брать; так же и всякому судье взятки от суда не брать никому. А судом не мстить никому.

2. А какой жалобник (проситель) к боярину придет, и ему жалобников от себе не отсылать, а давать всем жалобникам разъяснение во всем. А которого жалобника не примут, то сказать великому князю.

3. А иметь боярину и дьяку в суде от рублеваго дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа (истец) или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а дьяку восемь денег. А будеть дело выше рубля или ниже, и боярину иметь по тому росчету.

4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А будут судиться из – за поля, а у поля не стояв, померяться, боярину с рубля два алтына, а дьяку восемь денег; а околничему, и дьяку, и неделщикам (выбранный или назначенный человек, исполняющий поручения суда по неделям) пошлин полевых нет

5. А у поля стоя померятся, и боярину и дьяку иметь по тому же расчету пошлины свои; а окольничему (высший после боярина чин в государственном управлении; как правило, великокняжеский судья) четверть и дьяку четыре алтыны с деньгой, а неделщику четверть.

6. А побьются на поле в заемном деле или в бою, и боярину с дьяком взять на убитом противень против исцева; а околничему полтина, а дьяку четверть, а неделщику полтина.

7. А побьются на поле в поджеге, или в душегубстве, или в разбое, или в татьбе (воровстве), да околничему на убитом полтина да доспех, а дьяку четверть, а неделщику полтина. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.

8. О ТАТБЕ (воровстве). А донесут на кого татбу (воров), или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет известен разбойник, и боярину того велеть казнить смертной казнью, а истцам велеть выплатить из его имущества, а что еще у казненного останется, то боярину и дьяку взять себе.

9. А государскому убойце (убийца своего господина) и крамольнику, церковному татю (вор, обокравший церковь), и головному (убийца), и подымщику, и зажигалнику (поджигатель), ведомому лихому человеку живота не давать, казнить его смертной казнью.

10. О ТАТЕХ (о ворах). А котораго татя поймают с какою ни будь татбою (украденным) впервые, кроме церковные татбы и головные, а прежде в воровстве замечен не был, тогда его казнить торговой казнью, бить кнутом да истцу его сбережения отдать, да судье его продать. А не будет у того татя имущества, чем истцу заплатить, тогда его бив кнутом, да истцу его выдать в его гибели головою на продажу, а судье не иметь ничего на нем.

11. А поймают татя на втором воровстве, то казнить его смертной казнью, а истцу заплатить из его имущества, а оставшееся его имущество отдать судье.

12. О ПОЛИЧНОМ. А с поличным его приведут впервые, а покажут на него человек пять или шесть по великого князя по крестному целованию, что он тать ведомой, и прежде того неоднократно совершал кражи, того казнить смертною казнью, а истцу заплатить из его имущества.

13. О ТАТИНЫХ РЕЧЕХ. А на кого тать покажет, надо того пытать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: