Расселение славян

РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Выступление Президента РФ В. В. Путина на церемонии вступления в должность

7 мая 2000 г.

Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!

Сегодня я обращаюсь к вам, именно к вам, потому что вы доверили мне высший государственный пост в стране. Я понимаю, что взял на себя огромную ответственность, и знаю — в России глава государства всегда был и будет человеком, который отвечает за все, что происходит в стране. (...)

В самом деле, впервые за всю историю нашего государства, за всю российскую историю, верховная власть в стране передается самым демократическим, самым простым образом — по воле народа. Законно и мирно… Мы доказали, что Россия становится но-настоящему современным демократическим государством. (…) Уважаемые граждане России! Мы верим в свои силы. В то, что мы можем по-настоящему преобразовать и преобразить страну. У нас общие цели, мы хотим, чтобы наша Россия была свободной, процветающей, богатой, сильной, цивилизованной страной. Страной, которой гордятся все граждане и которую уважают в мире.

Государственная служба. 2000. № 2 (8).


[1] Гривна – денежная и весовая единица Древней Руси. Как денежная – в виде продолговатого слитка серебра, весом около 200 гр. (XI в.). Гривна делилась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан. Позднее, в конце XI и XII вв. вес гривны снизился почти вдвое.

[2] То есть, татары, монголы и другие тюркские племена этого региона были родственны друг другу.

ПРЕДИСЛОВИЕ. 5

РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.. 7

1. Расселение славян (Повесть временных лет) 7

2. Обычаи славян(Стратегикон) 8

3. Религия славян(Миллюков П.Н. Религия славян) 8

4. О Русах на Волге(Ибн-Фавн О русах на Волге) 11

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.. 13

РАЗДЕЛ II ДРЕВНЯЯ РУСЬ: IX—XIII ВЕКА.. 14

1. ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ И НАЧАЛО РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. 14

1.1(Повесть временных лет) 14

1.2(Карамзин Н.М. История государства Российского) 15

1.3(Соловьев С. М. История России с древнейших времен) 16

1.4(Рыбаков Б. А. Мир истории) 17

1.5(Мельникова Е. А., ПетрухинВ. Я. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства IX—X вв ) 19

2. КРЕЩЕНИЕ РУСИ. 36

2.1 (Повесть временных лет) 36

2.2 Голубинский Е. Е. История русской церкви) 38

2.3 (Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь) 40

3. КНЯЗЬЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. 41

3.1. Борис и Глеб. 41

3.2. Ярослав Мудрый. 43

3.3. Владимир Мономах. 44

3.4. Андрей Боголюбский. 48

3.4.1 (Костомаров И. И. Князь Андрей Боголюбский) 48

3.4.2 (Повесть об убиении Андрея Боголюбского) 52

4. ДРУЖИНА И КНЯЗЬ (Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси) 53

5. ПЕРВЫЕ МОНАСТЫРИ НА РУСИ. 56

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. 59

РАЗДЕЛ III 61

РУССКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ... 61

1. РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ О НАШЕСТВИИ БАТЫЯ. 62

1.1 (Лаврентьевская летопись) 62

1.2 (Ипатьевская летопись) 63

2. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО.. 64

3. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. 64

4. РУССКИЕ КНЯЗЬЯ И ОРДЫНСКОЕ ИГО.. 66

5. ЗНАЧЕНИЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ И ИГА В ИСТОРИИ РОССИИ. 69

5.1 (Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси) 69

5.2 (Гумилев Л. Н. Апокрифический диалог) 70

6. ЮРИЙ ДАНИЛОВИЧ МОСКОВСКИЙ И МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ* 72

7. МОСКВА И ТВЕРЬ В НАЧАЛЕ XIV ВЕКА.. 74

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.. 75

РАЗДЕЛ IV.. 76

МОСКОВСКАЯ РУСЬ В ЭПОХУ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ... 76

1. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ. 77

1.1(Костомаров Н. И. Великий князь Дмитрий Иванович Донской) 77

1.2 (Соловьев С. М. История России с древнейших времен) 98

2. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ЕГО ОБИТЕЛЬ.. 98

2.1 (Житие Сергия Радонежского) 98

2.2 (Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия) 101

3. АНДРЕЙ РУБЛЕВ И ЕГО «ТРОИЦА»" 102

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.. 103

РАЗДЕЛ V ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ЕГО ПАДЕНИЕ. 104

1. БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ.. 104

1.1 (Новгородские берестяные грамоты XII—XV веков) 104

1.2 (Янин В. Л. Я послал тебе бересту) 105

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. 106

3. КОНЕЦ НОВГОРОДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. 110

4. О НОВГОРОДСКОЙ ВОЛЬНОСТИ И МОСКОВСКОМ САМОДЕРЖАВИИ. 113

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.. 113

РАЗДЕЛ VI МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ИВАНЕ III 114

1. СТОЯНИЕ НА УГРЕ В 1480 ГОДУ. 114

2. ХАРАКТЕР МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ XIV—XV ВЕКОВ. 117

3. ИВАН III 118

4. ОТ МОСКОВСКОГО КНЯЗЯ — К «ГОСУДАРЮ ВСЕЯ РУСИ». 119

5. ТЕОРИЯ «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» В ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ КОНЦА XV—XVI ВЕКОВ. 121

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.. 125

РАЗДЕЛ VII РОССИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО.. 127

1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ИВАНА. 127

2. АЛЕКСЕЙ АДАШЕВ. 130

3. СИЛЬВЕСТР. 131

4. ПАДЕНИЕ ИЗБРАННОЙ РАДЫ.. 132

5. ИЗМЕНА АНДРЕЯ КУРБСКОГО.. 134

6. ПЕРЕПИСКА ИВАНА ГРОЗНОГО.. 134

6.1. Первое послание Курбского Ивану Грозному. 134

6.2. Первое послание Ивана Грозного Курбскому. 135

6.3. Второе послание Курбского Ивану Грозному. 135

6.4. Послание Ивана Грозного Василию Грязному. 136

6.5. Послание Ивана Грозного английской королеве Елизавете I 136

7. ОПРИЧНЫЕ КАЗНИ. 139

8. МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП. 141

9. ПОХОД НА НОВГОРОД* 142

10. ОПРИЧНИНА В ОЦЕНКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИСТОРИКОВ. 144

10.1 (Очерки истории СССР) 144

10.2 (Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного) 145

10.3 (Скрынников Р. Г. Иван Грозный) 145

10.4 (КобринВ. Б. Иван Грозный) 146

11. БЫТ РУССКОЙ СЕМЬИ В XVI ВЕКЕ. 166

12. РОССИЯ XVI ВЕКА ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦА. 167

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.. 169

РАЗДЕЛ VIII 172

РОССИЯ В ПЕРИОД СМУТЫ НАЧАЛА XVII ВЕКА.. 172

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ.. 172

2. ПЕРИОДЫ СМУТЫ.. 173

3. БОРИС ГОДУНОВ. 174

4. ГИБЕЛЬ ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ. 179

5. ЛЖЕДМИТРИЙ I 182

6. СВЕРЖЕНИЕ ЛЖЕДМИТРИЯ I В ОПИСАНИИ ОЧЕВИДЦА. 183

7. СМУТА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ. 185

8. ПРОКОПИЙ ЛЯПУНОВ. 187

9. МАРИНА МНИШЕК. 189

10. ПРИГЛАШЕНИЕ МОСКОВСКИМИ БОЯРАМИ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВИЧА НА РУССКИЙ ПРЕСТОЛ. 195

11. ИВАН СУСАНИН. 196

12. НАЧАЛО ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ. 199

12.1 (Ключевский В. О. Курс русской истории) 199

12.2 (КобринВ. Б. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 г.) 200

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.. 201

ВОПРОСЫ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ.. 202

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ.. 203


«Хрестоматия» — слово греческое. Оно означает «полезное чте­ние» или «полезное изучение». Книги с таким названием появились в России на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. Они представляли собой сборники текстов, фрагменты произведений различных авторов, как древних, так и нового времени, и отражали, как правило, наиболее яркие страницы их творчества. Владимир Даль определял слово «хрестоматия» как «сборник мелких статей или отрывков из лучших писателей». Позднее возникло понятие «хрестоматийный» — выдержавший проверку временем, образцовый или наиболее характерный для данного автора или определенной эпохи. Хотя подобного рода книги составлялись обычно в учебных целях и использовались при изучении языка и литературы, их с удовольствием читали и любители изящной словесности.

Во второй половине XIX века появляются хрестоматии по истории, в том числе и по истории России. Наиболее популярной из них была трехтомная «Хрестоматия по русской истории» Я. Г. Гуревича и Б. А. Пав­ловича. Она выдержала несколько изданий и была одним из основных пособий при изучении истории в гимназиях. В нее вошли фрагменты трудов видных русских историков, а также исторические источники. Хрестоматии по истории издавались и после революции 1917 года, немало появилось их в последние десятилетия.

В их составлении принимали участие видные ученые. Истори­ческие документы, как правило, раскрывавшие проблемы социаль­но-политического развития и классовой борьбы, публиковались в соответствии с требованиями современной науки, сопровождались комментариями и примечаниями. Наиболее обстоятельными явля­ются три тома «Хрестоматии по истории СССР», изданные в начале 60-х годов и предназначенные для студентов университетов.

Составители данной книги предпринимают попытку продолжить традиции издания хрестоматий по отечественной истории.

В нее включены фрагменты из произведений выдающихся исто­риков России XIX — начала XX века, крупных современных иссле­дователей, наиболее яркие исторические источники — летописи, со­чинения публицистов и мыслителей, мемуары и письма выдающихся политических деятелей, записки иностранцев. Читатели непосредст­венно ознакомятся с текстами, составляющими основу изучения оте­чественной истории, а также с научно обоснованными оценками и высказываниями по важнейшим вопросам истории России, характе­ристиками ее выдающихся деятелей, принадлежащими перу Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Д. И. Иловайского, Н. И. Костомарова, П. Н. Милюкова, С. Ф. Платонова, многих других авторов, проследят за полемикой в современной науке по все еще не решенным проблемам российской истории.

Составители стремились отобрать произведения исторической на­уки, написанные хорошим русским языком, чтобы чтение хрестома­тии было не только «полезным», но и приятным и увлекательным. Ведь многие русские историки, особенно в XIX веке, обладали заме­чательным литературным талантом и как верные служители музы Клио развивали традиции одного из первых русских историографов — Н. М. Карамзина, выдающегося мастера слова.

Очевидно, что многие учебные пособия, в том числе и хрестома­тии, вышедшие в последние десятилетия, перегружены материалом по экономической и социальной истории, который зачастую исполь­зуется как иллюстрация определенной социологической схемы. Что­бы преодолеть подобный схематизм в преподавании истории, соста­вители стремились вернуть на ее страницы людей: подбирали тексты, посвященные жизни и деятельности князей, императоров, видных сановников, полководцев, общественных деятелей, иерархов церкви и подвижников православия. Многие тексты, приводимые в хресто­матии, запечатлели жизнь и быт русского народа различных сословий и в разные социальные эпохи.

История — одна из важнейших отраслей научного знания. В ней, как и в любой другой науке, существуют различные школы, концеп­ции, порой взаимоисключающие оценки тех или иных явлений, со­бытий, личностей. Поэтому еще один принцип данной хрестоматии — альтернативность собранных в ней материалов по важнейшим про­блемам отечественной истории. Составители стремились представить читателю как можно более широкий спектр суждений историков по какому-либо вопросу. Учащимся, читателям предоставляется воз­можность сравнить позиции разных авторов и, оценив убедительность их доводов, присоединиться к кому-либо из них или составить соб­ственное мнение. Еще важнее понять, почему существует то или иное мнение, как оно связано с мировоззрением историка или с избранным им методом исследования прошлого. Ведь возможны различные пути постижения истины. Размышления над этим способствуют формиро­ванию свободного от шаблона и эпигонства нового типа мышления, а также терпимости и уважения по отношению к чужому мнению.

В соответствии с этим замыслом и в отличие от других хрестома­тий, тексты которых следуют друг за другом в хронологической или иной последовательности, материал в данной книге группируется вок­руг отдельных актуальных тем или проблем истории России. Разделы хрестоматии (обозначаемые римской цифрой) посвящаются круп­ным, чаще всего переломным периодам российской истории. Некото­рые относительно «спокойные» периоды могут не освещаться вовсе. Разделы включают в себя несколько тем (обозначаемых арабской цифрой). Каждая тема может освещаться одним текстом или группой текстов разных авторов.

Тексты хрестоматии снабжены комментариями. Они следуют либо после отдельного текста, либо после группы текстов, объеди­ненных вокруг одной проблемы. В комментариях приводятся крат­кие сведения об авторах, их научной позиции или концепции либо о самом произведении. Здесь же намечаются проблемная ситуация, спорные моменты в аргументации историков. В комментариях разъ­ясняются также малознакомые слова, отдельные места из приво­димых текстов, труднопонимаемые потому, что читатель имеет дело не с целым произведением, а только с его фрагментом. Кроме того, в комментариях даются краткие сведения об исторических лицах, упомянутых в текстах, говорится об их происхождении. Так, прослеживаются генеалогические связи Рюриковичей, Гедиминовичей, Романовых, а также многих дворянских родов и фа­милий. Тем самым восстанавливается связь времен и разных эпох в преемственности поколений видных деятелей русской истории. Так как тексты хрестоматии охватывают далеко не все периоды и не все проблемы русской истории, комментарии отчасти должны заполнить эти пробелы, придать книге большую цельность, содей­ствовать более глубокому пониманию представленных в ней текстов.

Призывая учащихся, всех читателей поразмышлять над пробле­мами российской истории, составители хрестоматии в конце каждого раздела предлагают вопросы. Они направлены на сравнение различ­ных текстов, оценку позиций авторов, формирование собственного мнения.

В соответствии с замыслом и принципами построения книги подобраны и иллюстрации к ней. Практически все они связаны с текстами, по-своему ярко характеризуют событие или исторического деятеля, о которых идет речь. Многие из них не могут не вызвать определенных ассоциаций, размышлений, сопоставлений друг с другом и с соответствующими отрывками из сочинений историков. Тем самым метод сравнения распространяется и на содержащиеся в книге иллюстрации, которые могут выполнять ту же роль, что и тексты. Так, в разделе, посвященном царствованию Ивана Гроз­ного, приводится несколько оценок его личности историками, здесь же дается ряд изображений царя художниками различных эпох, каждый из которых стремился выразить свое представление о лич­ности царя, свое отношение к его деятельности.

Тексты хрестоматии в большинстве случаев даются в сокращении. Чтобы страницы книги не пестрели многоточиями, эти сокращения не отмечаются, что допустимо при издании учебной и научно-попу­лярной литературы. В начале каждого текста дается ссылка на ис­точник публикации.

Хрестоматия состоит из четырех томов. Первый том посвящен периоду с древнейших времен до начала XVII века включительно. Русская история, начиная с первых десятилетий после Смутного вре­мени и до конца XVIII века, освещается во втором томе. В третьем томе пойдет речь об истории России в XIX веке. Четвертый том по­священ истории страны в XX веке.

В первую очередь хрестоматия предназначена для учащихся старших классов средних школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением ис­тории. Хрестоматия вполне может быть использована в VIII классе при изучении основного курса истории России, а также учителями и сту­дентами-историками, будущими педагогами. Вместе с тем составители смогли учесть интересы и более широкого круга читателей, стремящихся к серьезному знакомству с историей отечества.

Тексты первого тома хрестоматии подобраны и подготовлены к печати И. Е. Уколовой (в основном В. О. Ключевский, С. М. Соловь­ев, Н. М. Карамзин, В. Б. Кобрин, Р. Г. Скрынников), В. Н. Захаро­вым (летописи), И. В. Бабич (остальные тексты). Иллюстрации по­добраны И. В. Бабич. Вопросы и задания составлены И. Е. Уколовой, предисловие и комментарии — В. Н. Захаровым.

Составители выражают благодарность за методическую и практи­ческую помощь в создании книги своим коллегам по Московскому институту развития образовательных систем (МИРОС), в стенах ко­торого рождался и осуществлялся ее замысел.

И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле[1]. От этих же семидесяти двух язык[2] произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых могли. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане[3]. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами[4], и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское[5]. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским[6].

Поляне же жили в те времена отдельно и построили городок Киев. А у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полота, где полочане. От этих последних, произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги,

и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск. От них же происходят и северяне.

Поляне же были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от


тех же славян и также не сразу назвались древлянами; радимичи же и вятичи — от рода ляхов[7]. Были два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество; сидели они прежде по Днестру до самого моря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: