Хрестоматия по истории 8 страница

[538] Кузьма Минин Минин {Захарьев-Сухорук, ум. до 1616 г.) — посадский человек из Нижнего Новгорода, небогатый купец. В 1611 г. избран земским старостой. После изгнания поляков из Москвы и воцарения Михаила Романова стал думным дворянином, т. е. получил право участвовать в заседаниях Боярской думы. Дмитрий Михайлович Пожарский (1578—1642) принадлежал к рдной из ветвей династии Рюриковичей, восходившей к князьям стародубским, потомкам князя Ивана, млад­шего сына Всеволода Большое Гнездо (см. прим. 12 на стр. 182). Князья Пожарские никогда не занимали значительных постов при московском дворе. Д. М. Пожарский при Борисе Годунове имел средний придворный чин стольника. При Василии Шуйском был воеводой в Зарайске, активно противодействовал сторонникам Лже­дмитрия II, отличился в восстании в Москве против поляков в марте 1611 г. Как военный предводитель ополчения, освободившего Москву, все же получил боярский чин, при Михаиле Романове возглавлял некоторые приказы, был воеводой в Нов­городе.

[539] Сергей Федорович Платонов (1860—1933) — выдающийся русский историк, долгие годы читал курс русской истории в Петербургском университете. Его лекции пользовались большой популярностью и неоднократно издавались. Основное вни­мание С. Ф. Платонов уделял истории государства, истории самодержавия. Активно занимался научной и научно-педагогической деятельностью и после революции. Был в 1920—1931 гг. академиком АН СССР, председателем Археографической ко­миссии, директором Пушкинского дома. Оставался на тех же научных и мировоз­зренческих позициях, что и до 1917 г., в итоге был лишен научных постов и званий, арестован и сослан. Умер в ссылке в Самаре. Среди трудов С. Ф. Платонова ведущее место занимают исследования, посвященные Смутному времени. Здесь приводится отрывок из его наиболее значительной монографии на эту тему. Эта книга пере­издавалась и в советское время, она содержит наиболее полное, систематическое изложение событий Смуты. Периодизация С. Ф. Платонова несколько условна, как и любая периодизация, однако она дает хороший ориентир каждому, кто попытается разобраться в сложнейших переплетениях действий и устремлений разнообразных политических сил, социальных групп, а также личных интересов и страстей, так ярко проявившихся в ту драматическую эпоху

[540] Земские соборы — созывавшиеся царем собрания представителей различных сословий (боярства, духовенства, дворянства, иногда посадских людей и черносошных крестьян), на которых рассматривались важные вопросы внутренней и внешней политики. В периоды междуцарствия, пресечения правящей династии, на земских соборах избирался новый монарх. Земский собор, состоявшийся в феврале 1598 г., избрал на царство Бориса Годунова. Это избрание означало и закрепление престола за его наследниками, т. е. приход к власти новой царствующей фамилии, или династии.

[541] Имеется в виду царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, погибший в 1591 г.,

под именем которого против Бориса Годунова, а затем против Василия Шуйского действовали самозванцы Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.

[542] ...украинному казачеству... — речь идет о казачестве окраин, или *украин». Русского государства.

[543] Имеется в виду поход М. В. Скопина-Шуйского в 1609—1610 гг., в результате чего от власти тушинцев были освобождены многие города на севере и в центре России. Активную поддержку войскам Скопина-Шуйского повсеместно оказывало посадское население, возмущенное произволом и насилиями ставленников Лже­дмитрия II

[544] Речь идет о так называемом первом ополчении, которое подошло к Москве в марте 1611 г. Его состав был крайне разнороден. Ополчение состояло и из дворян, служивших Василию Шуйскому, и отрядов крестьян и посадских людей из Поволжья, и ратных людей, воевавших на стороне самозванца, и, наконец, казаков, по выражению С. Ф. Платонова, «социальных врагов» дворянства.

[545] Иначе эти слои общества С. Ф. Платонов называет «средними классами». Под «консерватизмом» этих слоев автор подразумевает, видимо, их неучастие в движении казаков, крестьян, их приверженность к порядку, устойчивости. Именно эти слои, по мнению С. Ф. Платонова, стали социальной базой второго ополчения, руково­димого К. Мининым и Д. Пожарским, главной целью которого было изгнание ин­тервентов, а также наведение порядка в стране, прекращение смуты. Выразителем этих настроений стал патриарх Гермоген, посвященный в сан в 1606 г. после свержения Лжедмитрия I и низложения поставленного им патриарха Игнатия. После отстранения от власти Василия Шуйского патриарх Гермоген, защищая православие и российскую государственность, настаивал на принятии православной веры коро­левичем Владиславом, вопреки его мнению приглашенным на русский престол, категорически возражал против восшествия на царский трон самого короля Сигиз-мунда. Он рассылал по городам грамоты с призывами идти к Москве «на литовских людей». Патриарх также призывал бороться с «воровскими» казаками, поддержи­вавшими Лжедмитрия II, а после гибели самозванца — его сына («Воренка»). Уже в конце 1610 г. Гермоген установил регулярные связи с организаторами нижего­родского ополчения. Так патриарх стал одним из вождей патриотического движения. Он подвергся гонениям со стороны находившихся в Москве поляков и их русских сторонников и был заточен на подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Кремле, где и умер от голода vв феврале 1612 г., за несколько месяцев до вступления в Москву войск Минина и Пожарского.

[546] Многие истоки Смуты кореяятся в правлении Бориса Федоровича Годунова. Он взял власть в свои руки еще при царе Федоре Иоанновиче, неспособном к само­стоятельной политической деятельности. К тому же сестра Годунова Ирина была супругой царя Федора. В 1598 г. после смерти Федора Иоанновича, не оставившего наследников, Борис Годунов добился избрания на царский трон, который занимал до своей смерти в 1605 г. Без изучения взглядов и политики этого выдающегося деятеля русской истории рубежа XVI—XVII вв. невозможно разобраться во многих событиях и коллизиях Смутного времени. Яркая, противоречивая личность царя Бориса, его драматическая судьба привлекали внимание многих историков и ху­дожников. Достаточно вспомнить соответствующие страницы книг Н. М. Карамзина, С. Н. Соловьева, произведения А. С. Пушкина, А. К. Толстого, М. П. Мусоргского, запечатлевших его образ с большой художественной силой. Все они подчеркивают властолюбие и честолюбие Бориса Годунова, склонность к интригам, неразборчивость в средствах достижения целей, что предопределяет трагедию самого царя и его семьи. При этом используется версия гибели царевича Дмитрия от рук убийц, подосланных Годуновым, которая в правление Романовых носила официальный характер. Однако многие историки, специально изучавшие период Смуты, дают более объективную и всестороннюю характеристику личности и деятельности царя Бориса. Среди них — С. Ф. Платонов, заключительные страницы книги которого о Борисе Годунове приводятся здесь.

[547] Пристав — здесь: надсмотрщик, «приставленный» к опальным в ссылке или в тюрьме, ответственный за их охрану.

[548] Белый город — третья система укреплений Москвы (после Кремля и Китай-города), возведенных в 1586—1592 гг. и охвативших полукругом кварталы к северу, западу и востоку от центра столицы. Стены и башни Белого города были оштука­турены и выбелены известкой, чем, очевидно, объясняется его название. Белым городом называли также территорию внутри этих стен. В конце XVIII — начале XIX в. укрепления были снесены, на их месте возникли бульвары (ныне — Буль­варное кольцо в центре Москвы). В 1591 г. при завершении строительства Белого города была возведена еще одна линия укреплений из деревянных стен и башен на земляном валу. Они защищали слободы и кварталы за пределами Белого города, включая обширный район к югу от Кремля за Москвой-рекой. Возведенные в течение года, эти укрепления назывались Скородомом, позднее — Земляным городом. В настоящее время на их месте проходит Садовое кольцо.

[549] Каменная крепость — астраханский кремль, был построен в конце XVI в. под руководством зодчих М. Вельяминова и Д. Губастого.

[550] Иван Грозный с целью защиты от набегов крымских татар предпринял строи­тельство Большой засечной черты (завершена в 1566 г.), которая проходила к югу от Оки на широте Тулы, включала крепости, лесные завалы, частоколы, земляные валы.

[551] Курск впервые упоминается еще в 1032 г. С тех пор неоднократно разрушался завоевателями. В данном случае речь идет, видимо, о восстановлении города (кре­пости) в конце XVI в. То же можно сказать и о Ельце, который впервые упоминается в 1146 г. Впоследствии он неоднократно разрушался во время нашествий, в 1395 г, на него напал среднеазиатский завоеватель Тимур. Прочие упомянутые здесь города впервые основаны в XVI в. по мере освоения «Дикого поля» и строительства укрепленных линий. Большинство из них ныне крупные города Черноземного центра России. Кромы, которые вошли в историю также в связи с движением первого самозванца, восстанием Болотникова, сейчас небольшой поселок в Орловской обл. Чернавский городок находился на реке Сосне выше Ельца; Царев-Борисов — далеко на юге, на Северском Донце при впадении в него Оскола, близ современного города Изюма Харьковской обл. Украины.

[552] Сакмы — дороги или тропы в степи, по которым двигались татары во время набегов на южные рубежи Московского государства.

[553] Возможно, имеется в виду церковь (кирха), построенная в Немецкой слободе, недалеко от Яузы.

[554] Густав (1568—1607) —сын шведского короля Эрика XIV, свергнутого с пре­стола его братом Иоанном III. Находился в изгнании в Польше, где принял като­личество. Но С. М. Соловьев считает его приверженцем протестантизма (лютеран­ства) —- господствующей религии Швеции. Принц Густав побывал также в Германии, других странах, активно занимался науками. Вместе с ним из Данцига (немецкое название Гданьска в Польше) прибыла некая Катерина. «Привязанность» принца к ней С. Ф. Платонов называет «морганатической», поскольку так именуются и браки особ королевских или царских фамилий с особами не столь высокого про­исхождения. Вступившие в морганатический брак не обладают правами, принад­лежащими членам царствующего дома.

[555] Уже в 1606 г. царевич Дмитрий был причислен к лику святых, его останки были торжественно перенесены в Архангельский собор Московского Кремля. Кано* низация Дмитрия, мученически погибшего, по официальной версии, от рук подо­сланных Борисом убийц, соответствовала политическим интересам тогдашнего царя Василия Шуйского, который хотел застраховать себя от появления новых самозван­цев. Отвечала она и интересам пришедших к власти в 1613 г. Романовых, которые считали Бориса Годунова своим врагом и узурпатором престола.

[556] Свойственниками называют иногда людей, не состоящих в кровном родстве, но породнившихся в результате браков членов своих семей. Романовы, представители одной из старинных московских боярских фамилий, состояли в родстве и свойстве с Черкасскими, Сицкими, Шереметевыми и др. Возвышение этих фамилий про­исходит в середине и второй половине XVI в., им удалось существенно потеснить бояр-княжат, т. е. Рюриковичей и Гедиминовичей, потомков правивших в различных землях князей, перешедших в XV — начале XVI в. на службу в Москву. По мнению С. Ф. Платонова, в борьбе за власть представители новой дворцовой знати были опаснее для Бориса Годунова, чем бояре-княжата. В 1601 г. по доносу одного из дворовых Романовы были обвинены в заговоре против царя Бориса Годунова и сосланы. Многие из них погибли в ссылке. Уцелели лишь старший из Романовых Федор Никитич (в монашестве — Филарет) и его брат Иван.

[557] Крепостное право означает прикрепление крестьянина к земле там, где он жил испокон веку. В данном случае С. Ф. Платонов имеет в виду бегство крестьян от крепостной неволи.

[558] Среди польских магнатов, поддерживавших авантюру Лжедмитрия, ведущую роль играл Юрий Мнишек (ум. в 1613 г.) — воевода сандомирский, староста львов-ский и самборский. Самбор — небольшой город к юго-западу от Львова.

[559] Рубеж Сееерский — пограничные с Польшей Северские земли, вошедшие в состав России а начале XVI в. (бассейн Десны с Черниговом, Брянском, Стародубом, Новгородом Северским). Значительная часть населения этих земель в начале XVII в. активно поддержала обоих самозванцев.

[560] Приборные служилые люди или служилые люди по прибору — низшие категории служилых людей (стрельцы, пушкари, городовые казаки и др.), получавшие за свою службу жалованье деньгами или «хлебом». Они набирались («прибирались») из свободных, людей разных сословий. Ведущая роль на государевой службе при­надлежала служилым людям по отечеству (т. е. по происхождению) — боярам и дворянам, которым за службу давались земли с прикрепленными к ним крестьянами.

[561] в южных степных районах государственные крестьяне, имевшие свой надел, были обязаны обрабатывать и находившиеся там казенные земли (казенная пашня или десятинная государева пашня). Выращенный хлеб оттуда поступал в казну и шел на жалованье служилым людям, находившимся в гарнизонах городов и крепостей по засечным чертам

[562] Затинщики — служилые люди при затинных пищалях (небольших орудиях), находившихся за крепостной стеной, т. е. «за тыном».

[563] Варсонофьевский монастырь — небольшой монастырь, существовавший в Моск­ве в начале XVII в. В нем, по данным Н. М- Карамзина, находилось родовое кладбище Годуновых. Но по свидетельству многих других источников, Лжедмитрий приказал перезахоронить Бориса Годунова в столь «убогом» монастыре, чтобы предать его посмертному позору и поруганию. Варсонофьевский монастырь был упразднен в 1764 г. Память о нем сохранилась в названии Варсонофьевского переулка, прохо­дящего ныне между улицами Лубянкой и Рождественкой.

[564] Настоящий отрывок посвящен угличской трагедии 1591 г., которая уже несколько столетий привлекает внимание историков. Ведь гибель царевича Дмитрия привела к пресечению царской династии, что, по мнению многих, способствовало началу смуты и поставило Россию на грань национальной катастрофы.

Оборвалась ли жизнь царевича в результате несчастного случая, как это было объявлено комиссией Шуйского, расследовавшей дело по «горячим следам»?

Или царевич пал от рук наемных убийц, подосланных Борисом Годуновым, о чем уже тогда говорили в народе и писали многие историки в последующие века?

И в наше время историки нередко обращаются к этим событиям, анализируют следственное дело комиссии Шуйского, которое в целом сохранилось. Изучив его, Р. Г. Скрынников пришел к выводу об обоснованности заключений комиссии Шуй­ского, отрицавшей наличие злого умысла в гибели царевича. Однако и сейчас далеко не все историки согласны с аргументацией Р. Г. Скрынникова.

[565] О гибели первенца Ивана Грозного, царевича Дмитрия

[566] Имеются в виду события 1581 г., когда жертвой ярости Ивана Грозного пал
его сын царевич Иван. Ссора между отцом и сыном произошла из-за того, что
Иван Грозный избил свою невестку, жену царевича, которая была беременной.
После этого ребенок родился мертвым.

[567] ...стрелецких приказов... — в отличие от приказов — государственных учреж­дений, стрелецкими приказами'назывались стрелецкие полки.

[568] Михаил Битяговский —дьяк с 1578 г. Был ставленником Бориса Годунова при дворе царевича Дмитрия в Угличе, руководил там администрацией и хозяйством. Те, кто считает Бориса Годунова виновником гибели царевича, видят в Битяговском и его сыне Даниле непосредственных исполнителей злодеяния. В этом их обвинили и Нагие, родственники Дмитрия, жители Углича. Во время восстания, вспыхнувшего в городе сразу после гибели царевича, Битяговские были убиты.

[569] Гелвасий (Геласий, ум. в 1601 г.) стоял во главе Сарской и ПодонскоЙ епархии в 1586—1601 гг. Эта епархия была создана в XIII в. для православных, находившихся в Золотой Орде и ее столице Сарае. Глава епархии занимал видное место в иерархии русской церкви, после учреждения патриаршества на Руси (1589 г.) получил высокий сан митрополита. Его резиденция находилась недалеко от Москвы, вниз по течению Москвы-реки, на ее высоком крутом берегу, в местности, именуемой Крутицы. Поэтому эта епархия именуется иногда Крутицкой. Андрей Петрович Клешнин окольничий, состоял «дядькой» (воспитателем) при царевиче Федоре Иоанновиче, вошел в ближайшее окружение Бориса Годунова. В версии, по которой Годунов — виновник гибели царевича Дмитрия, Клешнину отводится роль органи­затора преступления. Когда Борис Годунов стал царем, Клешнин постригся в монахи Пафнутьева Боровского монастыря, где и умер в 1599 г. Елизар Данилович Вылуз-гин — думный дьяк, возглавлял Поместный приказ, ведавший распределением земель служилым людям. Как опытный чиновник организовал работу следственной комис­сии, ведение делопроизводства.

[570] Дело в том, что мать Федора Иоанновича, первая жена Ивана Грозного, царица Анастасия происходила из рода Романовых. Сыновья ее брата боярина Никиты Романовича, в том числе старший Федор, были двоюродными братьями царя Федора Иоанновича. Борис Годунов был всего лишь его шурином. Родство Романовых с семьей Ивана Грозного сыграло большую роль и при избрании на царство сына Федора (в монашестве Филарета)—Михаила в 1613 г.

[571] Мария Федоровна Нагая — жена Ивана Грозного с 1581 г., дочь незнатного дворянина, возвысившегося во времена опричнины. Находилась в Угличе со своим сыном Дмитрием, после его гибели приняла монашество под именем Марфа. Была вынуждена принимать участие в событиях Смутного времени. Так, она признала первого самозванца своим сыном, чудом спасшимся, а во время восстания против Лжедмитрия I отреклась от своих слов. В правление Василия Шуйского участвовала в церемонии встречи мощей своего сына, объявленного святым, подтвердила, что он погиб от убийц, подосланных Борисом Годуновым. Умерла в 1610 г., погребена в Вознесенском монастыре Московского Кремля, традиционной усыпальнице цариц и великих княгинь. Вместе с Марией Нагой и царевичем в Угличе находились ее братья Михаил, Григорий, Андрей, Семен. По заключению комиссии Шуйского их обвинили в подстрекательстве жителей Углича к мятежу, к убийству Битяговских и сослали. Некоторые из Нагих при воцарении Лжедмитрия I как его «родственники» были приближены ко двору. Михаил Нагой (ум. в 1612 г.) получил даже чин конюшего.

[572] Стряпчий — придворный чин и должность в допетровской Руси, связанная с выполнением разного рода хозяйственных поручений.

[573] Постельница (постельничий) — должность при царском дворе. Ее занимали люди, пользовавшиеся особым доверием царя или царицы. Причем редко это были представители высшей аристократии. Они отвечали за «постельную казну» (белье, платье, посуду, иконы и т. п.). Постельничий сопровождал царя во время торже­ственных выходов, ночевал с ним в одной комнате.

[574] Подключник — помощник стряпчего.

[575] Данный отрывок из «Курса русской истории» В. О. Ключевского — еще один яркий пример недюжинного мастерства ученого в изображении исторических лич­ностей. Говоря о первом самозванце, В. О. Ключевский в первую очередь отмечает привлекательные качества этого человека. Ведь Лжедмитрий I добился невероятного успеха — захватил власть и в течение года ее удерживал, чего не удалось больше ни одному самозванцу, которых отечественная история знает немало. И очевидно, что этому успеху способствовали не только благоприятным образом сложившиеся для самозванца обстоятельства, но и некоторые черты его характера, выгодно отличавшие его от «природных» российских самодержцев. Весьма интересна и мысль В. О. Ключевского о том, что самозванец был «заквашен в Москве». Следовательно, начало Смуты связано не столько с происками враждебных держа», сколько с ситуацией, сложившейся в самой России. По мнению автора, большую роль в этом сыграли боярские интриги; именно они привели к падению Лжедмитрия I.

[576] Традиционно считается, что первым самозванцем был беглый монах Чудова монастыря Григорий, до пострижения Юрий Отрепьев, костромской дворянин, служивший боярам Романовым и принявший монашество, спасаясь от преследований со стороны Бориса Годунова. Но многие крупные историки (В. О. Ключевс­кий, С. Ф. Платонов и др.) не считали эту версию полностью доказанной, а Н. И. Костомаров вовсе считал ее недостоверной. Тем не менее в пользу традиционной версии свидетельствует немало фактов, зафиксированных в источниках начала XVII в. Известно, что сразу при появлении самозванца официальным расследова­нием, проводившимся по приказу Бориса Годунова, было установлено, что это именно Григорий Отрепьев (подробнее см. Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII в. Смута, м., 1988). о Действительно, по свидетельству некоторых источников, в суде над Шуйским

приняли участие представители разных сословий, в том числе и «из простых людей». Но подробных сведений о составе этого собора нет. Современные историки, в том числе академик Л. В. Черепнин, автор крупной монографии о земских соборах в России, полагают, что это был не земский собор, а судебная расправа Лжедмитрия I со своими противниками.

[577] Автор настоящих записок, купец из Аугсбурга (Бавария) Ганс Георг Паерле прибыл в Москву на свадьбу Лжедмитрия I по приглашению секретаря самозванца Я. Бучинского. Он был очевидцем многих событий Смутного времени, в том числе и восстания в Москве 17 мая (или 27 мая по григорианскому календарю) 1606 г., \ результате которого Лжедмитрий I был свергнут и убит, о чем Паерле подробно пишет а своих воспоминаниях. Его записки интересны еще и тем, что в них заговор и восстание против Лжедмитрия I описаны с точки зрения польской свиты и польских сторонников самозванца, с которыми Паерле был близок. Он подчеркивает отвагу, благородство, самопожертвование поляков в ходе восстания и. жестокость, вероломство русских. Известно, что бояре, стоявшие во главе заговора, старались не допустить расправы надполъскими панами, находившимися в Москве, защитить их от мятежной черни. Некоторые свидетельства на этот счет есть и у Г. Паерле.

[578] Немецкая гвардия — наемники из немцев, служившие в охране Лжедмитрия I.

[579]Речь идет о Марине Мнишек, ставшей 8 мая женой самозванца. В Польше, во многих других странах не признавали царского титула московских государей. Поэтому Паерле именует Лжедмитрия I великим князем, а его супругу — великой княгиней.

[580] Князья Голицыны — потомки князя Патрикея, внука Гедимина, выехавшего в Москву в начале XV и. Основатель рода — Михаил Иванович Булгаков Голица, живший в XVI в., праправнук Патрикея. Князья Василий Васильевич Голицын (ум. в 1619 г.) и его брат Иван Васильевич (ум. в 1627 г.) — активные участники событий Смутного времени. В царствование Федора Иоанновича и при восшествии на престол Бориса Годунова они по молодости не имели большого влияния. Но в дальнейшем не могли не встать в оппозицию к царю Борису, намного уступавшему им в знатности происхождения. После его смерти Голицыны перешли на сторону само­званца и увлекли за собой многих. Но с воцарением Лжедмитрия I и устранением от власти семьи Годуновых они, как и Шуйские, другие бояре, посчитали роль самозванца выполненной и составили заговор против него. Большую активность при свержении Лжедмитрия проявил И. В. Голицын. В дальнейшем значительным влиянием пользовался В. В. Голицын, состоявший в московском боярском прави­тельстве после свержения царя Василия Шуйского и даже претендовавший на царский трон.

[581] Очевидно, Г. Паерле неверно указал либо имя, либо фамилию убийцы Лже­дмитрия I. В других источниках он назван Григорием Валуевым. Возможно, это Иван Воейков. И тот и другой принадлежали к старинным дворянским фамилиям, известным с XIV в. Оба они не раз упоминаются среди деятелей Смуты начала XVII в. в числе приверженцев Василия Шуйского.

[582] Петр Федорович Басманов — сын Ф. А. Басманова, фаворита Ивана Грозного времен опричнины (см. прим. 3 на стр. 238). После гибели отца воспитывался в семье князей Голицыных вместе с братом Иваном, впоследствии воеводой Бориса Годунова, погибшим при подавлении восстания Хлопка в 1604 г. Петр Басманов также был одним из военачальников Бориса Годунова, но после его смерти перешел на сторону Лжедмитрия и стал одним из наиболее верных его сторонников.

[583] Сендомирский воевода (правильнее — сандомирский) — Юрий Мнишек, отец Марины.

[584] ...трехлетней войны Стефана Батория с Россиею — имеется в виду заклю­чительная фаза Ливонской войны, когда в 1579—1581 гг. Россия отражала вторжение войск польского короля Стефана Батория в районе Великих Лук и под Псковом.

[585] Вишневецкие — одна из наиболее известных княжеских фамилий в Литве и Польше в XVI—XVII вв. По преданию, Вишневецкие ведут свой род от князя Корибута, сына Ольгерда Гедиминовича. Они владели замком Вишневец на Волыни, им же принадлежали обширные земли на Левобережной Украине. Князь Адам Вишневецкий, в имении которого оказался Лжедмитрий I в начале своей авантюры, признал его царевичем, оказал поддержку, представил своему родственнику князю Константину, который во главе сформированного им отряда участвовал в походе 'самозванца в Россию. Затем Константин Вишневецкий был гостем на свадьбе Лжедмитрия и стал его свояком, поскольку был женат на сестре Марины Мнишек. В свите Марины Мнишек и в числе гостей на свадьбе Лжедмитрия было немало поляков, представлявших известные аристократические фамилии: Тарло, Любомир-ские, Осмольские и др. Пан Тарло на свадьбе самозванца был дружкой невесты.

[586] Смутное время породило богатейшую литературу. Особо ценны сочинения оче­видцев: многочисленные записки, воспоминания, исторические повести. Их авторы — люди различной политической и социальной ориентации, сторонники разных груп­пировок, столкнувшихся в борьбе за власть в начале XVII в., немало сочинений о Смутном времени принадлежит иностранцам. Бесспорно, лучшей среди них по своим литературным достоинствам является повесть Авраамия Палицына (ум. в 1627 г.). Келарь Троице-Сергиева монастыря Палицын подробно описал борьбу своей обители при поддержке крестьян, других патриотов против осаждавших монастырь отрядов Лжедмитрия II во главе с Яном Петром Сапегой. В повести дается и общая оценка" событий Смуты, которая отразилась в приводимом здесь отрывке. Она весьма характерна для русского человека того времени, религиозно настроенного и принадлежавшего к социальным верхам.

Среди произведений о Смутном времени есть и интересные памятники исто­рической мысли. Одним из самых замечательных среди них является «Временник» дьяка Ивана Тимофеева. Временник — традиционное название для русских сред­невековых исторических повестей и летописей. В своем сочинении Иван Тимофеев (ум. в 1631 г.) рассказывает о событиях со времен Ивана IV до воцарения Михаила Романова. Он критически оценивает Бориса Годунова, Василия Шуйского, а также боярство, духовенство. В «похищении» престола Борисом Годуновым при молчаливом попустительстве бояр и верхов церкви Иван Тимофеев видит одну из основных причин Смуты.

[587] Расстрига — традиционное прозвище Лжедмитрия I. Как известно, им был Григорий Отрепьев, монах Чудова монастыря. Впоследствии из монастыря ушел, отказался от монашества, т. е. «расстригся».

[588] Аспид — ядовитая змея. По средневековым поверьям, аспид глух оттого, что его уши залиты ядом. Он отождествляется с человеком, уступившим дьяволу и не слышащим голос Бога.

[589] Василиск — мифическое змееподобное существо. Царь змей (от греч. басилевс, василевс — царь). Представляется обычно крылатым, с человеческим (девичьим) лицом, с петушиным гребнем и т. п.

[590] Речь идет о Сигизмунде III {1566— 1632), избранном королем Речи Поспо­литой в 1587 г. Проводил активную внешнюю политику, претендовал на шведский престол, так как его отец и дед принадлежали к шведской королевской династии Вазы. Используя смуту в России, стремился подчинить Московское государство своему влиянию, оказал поддержку Лжедмитрию I, не препятствовал участию отрядов польской шляхты в военных действиях на стороне Лжедмитрия II, наконец, под предлогом сотрудничества правительства Василия Шуйского со Швецией предпринял интервенцию в Россию, стремился утвердиться на московском царском троне. В то же время при Сигизмунде III в Речи Посполитой усилилась оппозиция королевской власти со стороны крупных магнатов, некоторые из них открыто выступали против короля, по своей инициативе вмешивались в события в России.

[591] ...учитель ихвраг — имеется в виду дьявол, сатана.

[592] Смутное время приалекает внимание многих не только остротой и драматизмом борьбы различных социальных сил. Особый интерес представляют и деятели Смуты, выдвинувшиеся и ярко проявившие себя в ходе этих событий. Это вожди народных движений и храбрые воины, авантюристы и патриоты, политики, энергично отста­ивавшие интересы своего класса, и беспринципные карьеристы. По праву вписали в историю свои имена Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Михаил Скопин-Шуй-ский, патриарх Гермоген. Одно из первых мест в этом ряду занимает рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Он принадлежал к древнему роду, происходящему от младшего брата Александра Невского Константина Ярославича, княжившего в Галиче, «то а Костромском Заволжье. После присоединения Галицкого княжества к московским владениям потомки его князей утратили княжеское достоинство и титул. Так среди Рюриковичей появились фамилии, не имевшие княжеского титула и не входившие в XVI—XVII вв. в круг высшей аристократии. Они принадлежали уже к служилому дворянству, правда, выделялись в его среде знатностью рода и земельными богатствами. Ляпуновы — одна из таких фамилий. Здесь приводится очерк о Прокопий Ляпунове, написанный А. Е. Пресняковым, в котором содержится не только характеристика Прокопия Ляпунова, но и сжатый и четкий рассказ о ходе событий от свержения первого самозванца до воцарения Михаила Романова. Историк раскрывает социальную подоснову этих событий и в связи с ней рассмат­ривает личность и деятельность своего героя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: