Хрестоматия по истории 9 страница

[593] Местнические привилегии — до конца XVII в. существовал особый порядок замещения должностей при московском дворе в соответствии с так называемым местническим счетом. Наиболее высокие ступени в иерархии родов по этому счету занимали представители бокреких фамилий, исстари служивших московским князь­ям, или потомки бывших удельных князей, сумевших занять высокое положение при дворе во время образования и развития Московского государства. В связи с этим дворяне в начале XVII в, практически не могли рассчитывать на достижение высоких постов на государственной службе

[594] Род Шаховских принадлежит к потомкам ярославских князей, один из кото­рых — князь Константин Глебович, воевода в Нижнем Новгороде, имел прозвище Шах. Но ни в XVI, ни н XVII вв. князья Шаховские не имели высоких чинов и постов при московском дворе. Поэтому неудивительно, что один из них — князь Григорий Петрович решил сделать карьеру на службе у самозванца. Будучи воеводой в Рыльске, он перешел на сторону Лжедмитрия I сразу при его появлении в России, вступил с ним в Москву и вошел в его ближайшее окружение. После свержения Лжедмитрия I Г. П. Шаховской был отправлен на воеводство в Путивль. Там он объявил, что свергнутому «царю Дмитрию» удалось спастись и скрыться, а о себе говорил как о его уполномоченном. Это привлекло к нему множество недовольных политикой Василия Шуйского, готовых поддержать «истинного царя Дмитрия». После поражения Болотникова Г. П. Шаховской был сослан на Кубенское озеро, но освобожден войсками Лжедмитрия II, прибыл в Тушино, где получил от само­званца боярский чин. После гибели «Тушинского вора» Шаховской перешел на сторону его противников, даже вступил в ополчение Ляпунова. Но когда к Москве подошло ополчение Минина и Пожарского, он пытался поссорить с его руководи­телями казаков из отрядов князя Д. Трубецкого. Дальнейшая судьба Г. П. Шаховского неизвестна. Но именно он вошел в историю Смуты как *всей крови заводчик».

[595] Григорий Федорович Сумбулов (Сунбулов) — рязанский дворянин. Руководи­мые им и Прок опием Ляпуновым дворянские отряды подошли в составе войск Болотникова к Москве осенью 1606 г., но накануне решающей битвы у села Коло­менского перешли на сторону Василия Шуйского. В 1609 г. Г. Ф. Сумбулов был уже участником заговора против Шуйского, после неудачи бежал в Тушино к Лжедмитрию II, а после распада тушинского лагеря оказался среди сторонников приглашения на русский престол польского королевича Владислава.

Столь частые переходы Г. Ф. Сумбулова из одного лагеря в другой свидетель­ствуют о его политической беспринципности, стремлении служить кому бы то ни было ради личной выгоды. Очевидно, он выбирал тех, кто в ближайшей перспективе казался ему победителем. Подобные колебания характерны для многих деятелей периода Смуты, особенно из числа служилого дворянства, что свидетельствует и о незавершенности консолидации этого сословия в начале XVII в., неопределенности его политических позиций.

[596] Истома (Филипп) Иванович Пашков — мелкий землевладелец («сын бояр­ский») из Веневского уезда (район Тулы).

[597] ...сказано думное дворянство — т. е. объявлен, «пожалован» чин думного дво­рянина. Прокопий Ляпунов получил право участвовать в заседаниях Боярской думы.

[598] Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1587—1610) — дальний родственник ца­ря Василия Шуйского, проявил себя блестящим полководцем, совершив в 1609— 1610 гг. поход во главе московских войск при поддержке шведского отряда из Новгорода к центру страны, освободив многие города от тушинцев. Снял осаду Троице-Сергиева монастыря. Заслужил немалый авторитет в русском обществе, несмотря на свою молодость. И в то же время в ближайшем окружении царя Василия Шуйского его подозревали в стремлении захватить власть, тем более когда стало известно о грамоте, направленной ему П.Ляпуновым. В апреле 1610г. М. В. Скопин-Шуйский скоропостижно скончался. Подозревают, что причиной смерти стала чара отравленного вина, поданная ему на крестинах в одной из боярских семей женой Дмитрия Шуйского, брата царя, Екатериной (дочерью Малюты Ску­ратова)

[599] Захарий Петрович Ляпунов — брат Прокопия Ляпунова, также активный уча­стник событий Смуты. Наиболее знаменит как один из организаторов свержения Василия Шуйского летом 1610 г. После этого отправился в составе московского посольства под Смоленск к королю Сигизмунду, затем задержался в польском лагере и просил у короля для себя вотчин в Рязанской земле. Одновременно состоял в тайной переписке с братом, собиравшим ополчение против поляков. Дальнейшая его судьба неизвестна.

[600] Речь идет о февральском и особенно августовском договорах 1610 г., заключенных представителями московского боярства с королем Сигизмундом

[601] Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (ум. в 1625г.)—род князей Трубецких восходит к Дмитрию Ольгердовичу, князю брянскому, владевшему и Трубчевском. В XVI — начале XVII в. из рода Трубецких выдвинулось несколько бояр, воевод. Д. Т. Трубецкой принадлежал к одной из младших ветвей рода и стал известен в разгар Смуты, когда присоединился к Лжедмитрию II, состоял у него в Боярской думе. После распада тушинского лагеря с частью тушинцев вошел в первое ополчение Ляпунова. Затем оставался во главе отрядов казаков и служилых людей, находив­шихся у стен Москвы до подхода ополчения Минина и Пожарского, после некоторых колебаний объединился с ним в решающий момент сражения с поляками в августе 1612 г. Считался главой московского правительства до избрания царем Михаила Романова

[602] Иван Мартынович Заруцкий (казнен в 1614 г.) родом с Тернопольщины на Украине. В детстве оказался в плену в Турции, оттуда ушел на Дон и стал там одним из казачьих атаманов. Во главе пятитысячного отряда казаков примкнул к Лжедмитрию II в Орле в 1608 г., стал боярином в Тушине. Затем вошел в ополчение Ляпунова, а после того, как оно распалось, пытался противодействовать ополчению Минина и Пожарского. Позже вел вооруженную борьбу против правительства Михаила Романова, действуя от имени «царевича» Ивана Дмитриевича, малолетнего сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек, который находился при нем вместе с матерью.

[603] Личность и судьба Марины Мнишек как нельзя более характерны для обстоя­тельств и условий Смутного времени. Вместе с тем ее на редкость драматический и трагический жизненный путь удивителен даже на фоне ярких и необычных судеб многих исторических лиц периода Смуты. Дочь польского аристократа, ставшая московской царицей, в одночасье пережившая крах, казалось бы, сбывшихся надежд, затем супруга очередного самозванца; впоследствии — скитание по казачьим таборам и в конце концов — гибель сына, гибель последнего покровителя, плен и смерть в заточении. Кто она? Честолюбивая авантюристка, сознательно стремившаяся к власти и величию, или послушная исполнительница воли изощренных политиков, покорная своей судьбе? Кажется, Н. И. Костомаров склоняется ко второму решению.

[604] ...высокое апостольское призвание — апостолы, ученики Иисуса Христа, про­поведовали его учение в разных странах среди язычников и иноверцев, поэтому в истории христианства проповедь и утверждение веры считаются апостольской мис­сией. В данном случае реЗь идет об обращении в католичество (с точки зрения Ватикана, в то время единстяенно исгинную христианскую веру) православного населения Московского государства.

[605] Афанасий Иванович Власьев начинал карьеру в 80-х годах XVI в. подьячим Мастерской палаты (одно из дворцовых ведомств), затем служил на дипломатическом поприще. При Борисе Годунове стал думным дьяком, одним из ведущих сотрудников Посольского приказа, бывал с посольством у германского императора и в Польше. При воцарении Лжедмитрия стал одним из его советников, получил чин казначея и великого секретаря. Именно ему самозванец доверил представлять свою особу при официальном сватовстве и обручении с Мариной Мнишек.

[606] Речь идет о папе римском Павле V, занимавшем Святейший престол в 1605— 1621 гг.

[607] речь идет 0 венгерском вине <ср. ренское, шампанское, бургундское).

[608] ...в схизматическом монастыре — Марина жила перед свадьбой в Вознесенском монастыре Московского Кремля, где принимали монашество женщины царской и княжеских фамилий. Схизмой называют официальный раскол православной и католической церквей, их взаимное проклятие в 1054 г. В связи с этим в католических кругах бытовало пренебрежительное наименование православных схизматиками, а их церкви — схизматической.

[609] В этот день началось восстание, в результате которого Лжедмитрий I был свергнут

[610] О происхождении второго самозванца (Лжедмитрия II, или «Тушинского вора») определенных сведений нет. Иногда его называют Митькой или Матюшкой, считая, что он происходит то ли из семьи священника московской церкви Успения близ
Арбата, то ли из семьи служилых людей в Стародубе Веревкиных. По иным данным, его имя — Богдан. Есть сведения и о том, что он — крещеный еврей и одно время служил писарем у Лжедмитрия I. Весьма вероятно, что он происходил из социальных
низов Восточной Белоруссии. Он был грамотен и добывал себе пропитание, обучая грамоте детей при церквах в Шклове и Могилеве. Затем оказался в тюрьме Пропойска (ныне — Славгород). Здесь па него обратили внимание сторонники
самозванца, он показался им похожим на Лжедмитрия I. Его доставили в Стародуб и под пытками принудили объявить себя «истинным царем Дмитрием».

[611] Нынешнее название реки — Сходня

[612] Ян Петр Сапега (ум. в 1653 г.) — представитель влиятельной и богатой кня­жеской фамилии в Литве и Польше XVI—XVIII вв. По преданию, она происходит от одного из внуков литовского князя Гедимина. По другим данным, ее родона­чальник — писарь короля Казимира IV. Я. П. Сапега по собственной инициативе во главе многочисленного отряда пошел на помощь Лжедмитрию II, рассчитывая отомстить за поляков, погибших в Москве во время свержения первого самозванца. Король Сигизмунд не был заинтересован в открытой поддержке «Тушинского вора» и рассчитывал нормализовать отношения с правительством Василия Шуйского. Я. П. Сапега командовал отрядами, осаждавшими Троице-Сергиев монастырь. Он вел себя независимо и по отношению к Лжедмитрию II, переходил от него к королю, возвращался обратно, иногда выражал готовность объединиться с русскими против королевских войск.

[613] По С. М. Соловьеву, эти слова принадлежат одному из сопровождавших Марину молодых польских шляхтичей, Но их мог произнести и кто-то из князей Мосальских. Несколько представителей этого рода, восходящего к черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу и владевшего когда-то Мосальском (ныне в Калужской обл.), известны среди сторонников обоих самозванцев. Так, князь Василий Михайлович Рубец-Мо-сальский был одним из деятелей тушинского правительства, состоял в тамошней Боярской думе.

[614] Роман Рожинский (Ружинский) (ум. в 1610 г.) — князь, принадлежал к одной из знатных фамилий Речи Посполитой, возвысившейся в XVI в., по преданию, происходящей от князя Гедимина. Ей принадлежали обширные владения на Украине, в том числе замок Ружин на Волыни. По своей инициативе во главе 4-тысячного отряда Роман Ружинский выступил в поход в Россию и присоединился к Лже­дмитрию II под Орлом. Здесь он был избран гетманом, т. е. командующим войсками самозванца. Под его руководством им удалось дойти до Тушина, где Ружинский оставался главным военачальником. Его авторитет признавали князья Ян Петр Сапега и Адам Вишневецкий, действовавшие на стороне Лжедмитрия II. Но когда король Сигизмунд выступил в поход в Россию и призвал под свои знамена поляков, служивших в Тушине, князь Роман бросил самозванца и с многочисленным войском ушел к королю под Смоленск, где вскоре умер.

[615] Александр Зборовский (ум. в 1621 г.) —представитель польского дворянского рода, известного в XVI — начале XVII в. Активный участник похода в Россию Лжедмитрия I, впоследствии был одним из военачальников Лжедмитрия II.

[616] Вор или Тушинский вор — наиболее распространенное прозвище Лжедмитрия II. В старину значение слова вор было шире современного. Ворами называли злоумыш­ленников, преступников вообще. Вор в современном значении слова — тать

[617] ...курить вино... —т.е., по старинной терминологии, изготавливать водку, другие крепкие спиртные напитки посредством перегонки. Ср. винокурение

[618] Федор Иванович Шереметев (ум. в 1650 г.) — представитель старинного и многочисленного московского боярского рода, происходящего от Андрея Кобылы и его сына Федора Кошки, как и род Романовых. Основателем рода стал Андрей Константинович, живший в конце XV в., известный по прозвищу Шеремет (т.е. резкий, быстрый). В разгар Смуты начала XVII в. активно действовали несколько Шереметевых, одни поддерживали «Тушинского вора», другие выступали на стороне правительства Василия Шуйского. Ф. И. Шереметев принял участие в свержении Лжедмитрия I, затем действовал во главе войск царя Василия против повстанцев, сторонников нового самозванца в Нижнем Поволжье. В 1608—1609 гг. он во главе ратных людей и ополченцев совершил поход вверх по Волге для защиты Москвы, освободив многие города от тушинцев, и в ноябре 1609 г. соединился с армией М. В. Скопина-Шуйского в Александровой слободе. В дальнейшем Ф. И. Шереметев поддержал королевича Владислава как претендента на русский престол, принес ему присягу и вошел в боярское правительство Ф. И. Мстиславского. Все же он принадлежал к числу умеренных сторонников Владислава и, находясь постоянно с польским гарнизоном в Кремле, пытался противодействовать произволу поляков и их наемников.

[619] Станислав Жолкевский (1547—1620) —великий коронный гетман и канцлер

Речи Посполитой. Знаменитый полководец, отличившийся в войнах с казаками на Украине и со шведами. Во внутренних смутах в Польше неизменно поддерживал короля Сигизмунда III, несмотря на неприязнь к нему. Противился открытой интер­венции в Россию, но когда она стала фактом, принял в ней участие. Под его предводительством польская армия одержала решительную победу над войсками Василия Шуйского в битве под Клушином (восточнее Вязьмы) в июне 1610 г. Вступив в Москву, гетман Жолкевский добился признания боярским правительством королевича Владислава русским царем на определенных условиях (см. стр. 325—327). Но он не мог поддержать претензий на московский престол самого короля Сигаз-мунда, понимая, что они обречены на неудачу, поэтому он уехал из Москвы, оставив вместо себя гетмана А. Гонсевского.

[620] Николо-Угрешский монастырь расположен на левом берегу Москвы-реки, к востоку от Москвы, близ современного г. Люберцы. Известен с XV в.

[621] Речь идет о противоположных сторонах (берегах) Москвы-реки. Девичье поле располагалось в ее большой излучине выше Кремля, там, где находится Новодевичий монастырь.

[622] Поддержка «Тушинского вора* и других самозванцев в некоторых городах воспринималась как знак («значок») их несогласия с приглашением на русский престол Владислава или самого короля Сигизмунда.

[623] Касимовский царь Ураз-Махмет... — Касимовское «царство» {фактически не­большое татарское ханство) возникло на Оке в середине XV в. и с тех пор находилось в вассальной зависимости от московских государей.

[624] Петр Урусов — начальник отряда, охранявшего Лжедмитрия II. Очевидно, он

принадлежал к роду князей Урусовых, выходцев из Орды, происходивших от Едигея-Мангита, воеводы Тимура

[625] Иван Никитич Одоевский (ум. в 1629 г.) принимал участие в земском соборе,

избравшем царем в марте 1613 г. Михаила Романова, а в апреле уже выступил в поход против Заруцкого. Однако больше года мятежному атаману удавалось уходить от воеводы нового царя. Лишь в июне 1614 г. Заруцкий был взят в плен на Яике (старинное название реки Урала).

[626] Иван Дмитриевич Хворостинин —- князь, один из многочисленных потомков

князей ярославских, й 1607 г. был назначен воеводой в Астрахань и вскоре перешел на сторону Лжедмитрия II, но при воцарении Михаила Романова отрекся от само­званца. Погиб, отстаивая Астрахань от мятежных казаков

[627] Аббас! (1571—1629) — шах Ирана с 1587г. Его владения начинались уже за Кавказским хребтом, на юго-западном побережье Каспийского моря, недалеко от принадлежавших России Нижнего Поволжья и части Северного Кавказа.

[628] Семен Васильевич Головин (ум. в 1634г.)—род Головиных происходит от Степана Ховри, грека, приехавшего из Крыма в конце XIV в., внук которого имел прозвище Голова. В XV—XVI вв. Головины занимали важные хозяйственные, фи­нансовые должности, но выше окольничих не поднимались. Лишь С. В. Головин, отличившийся в начале правления Михаила Федоровича, удостоился боярского чина. Возвышение Головиных было впереди. При Петре I Федор Алексеевич Головин, руководитель Посольского приказа, первым в России получил графский титул.

[629] По некоторым сведениям, Марина находилась в заточении в Коломне. До сих пор одну из башен Коломенского кремля называют «Маринкиной»

[630] Настоящий договор заключен гетманом Станиславом Жолкевским, действовав­шим от имени польского короля Сигизмунда III, и московским боярским прави­тельством Федора Мстиславского «с товарищи», оказавшимся у власти после свер­жения царя Василия Шуйского. При его составлении использовались статьи договора, заключенного в феврале того же года с Сигизмундом III делегацией «тушинских» бояр, служивших Лжедмитрию II до его бегства в Калугу. Правительство Мстис­лавского при заключении августовского договора стремилось обеспечить привилегии, чины, должности, владения московской аристократии. Вместе с тем московские бояре стремились ограничить самодержавную власть приглашаемого монарха. До­говор не был выполнен Сигизмундом III, который, опираясь на военное превосходство, стремился к более полному подчинению Русского государства. Этот договор — интересный памятник правовой и политической мысли того времени, отражает взгляды русской родовитой знати.

[631] Освященный собор — собор высшего духовенства, решавший важнейшие воп­росы церковной жизни, принимавший участие в рассмотрении многих проблем государственной политики. В случае созыва земского собора освященный собор входил в его состав

[632] Федор Иванович Мстиславский (ум, в 1622 г.) — один из последних предста­вителей аристократического рода, происходившего от литовского князя Гедимина и владевшего Мстиславским княжеством на востоке Белоруссии. Дед Ф. И. Мстис­лавского перешел на службу в Москву при Василии III. Его отец, Иван Федорович, полководец Ивана Грозного, участник похода на Казань и Ливонской войны, во времена опричнины состоял в земской Боярской думе и подвергался опале. Сам Ф. И. Мстиславский, воевода и боярин Бориса Годунова, нанес ряд поражений Лжедмитрию I, но после его воцарения «повинился» перед ним и стал первым его боярином. После свержения самозванца как представитель знатнейшего рода пре­тендовал на царский трон, но уступил его Василию Шуйскому. Когда Василий Шуйский лишился власти, Ф. И. Мстиславский возглавил московское боярское пра­вительство. От его имени издавались указы, другие распоряжении, он значится первым и среди подписавших договор о приглашении Владислава с русской стороны. Данило Иванович Мезецкий принадлежал к потомкам черниговского князя Михаила Всеволодовича. Его предки владели Мезецком (ныне — Мещовск в Калужской обл.), перешли на службу в Москву в конце XV в., но высоких постов не заслужили. Лишь Д. И. Мезецкий стал одним из фаворитов Бориса Годунова, получил чин окольничего, затем служил Василию Шуйскому, а при Михаиле Федоровиче по жалован в бояре. Василий Григорьевич Телепнев — в конце XVI в. подьячий По­сольского приказа, с 1607 г. — дьяк того же приказа, а с 1609 г. — думный дьяк, неоднократно участвовал в переговорах с польскими послами. Томило Иудич Лу-говской — в начале XVII в. дьяк Разрядного приказа, ведавшего службой дворян, бояр, других высших категорий служилых людей Московского государства. О В. В. Голицыне, Ф. И. Шереметеве, также принимавших участие в переговорах при заключении договора и подписавших его, речь шла выше

[633] Жигимонт — так в Литве и на Руси произносили имя Сигизмунд. Само имя — германского происхождения.

[634] Владислав (1595 —1648) — сын Сигизмунда Ш, польский король Владислав IV с 1632 г. После воцарения Михаила Романова продолжал считать себя претендентом на русский престол и в 1617—1618 гг. совершил поход в Россию, окончившийся Деулинским перемирием. Отказался от претензий на русский трон только по Поляновскому миру 1634 г. по окончании войны с Россией за Смоленск.

[635] Мешкати — здесь: жить (от польского — mieszkac).

[636]...с тамог... —речь идет о таможенных пошлинах, взимаемых с торговых сделок.

[637] ...руки свои приписали — т. е. расписались собственноручно.

[638] Как уже отмечалось, Н. И. Костомаров нередко подвергал сомнению разного рода официальные исторические версии, бытовавшие в России. Под этим углом зрения, с позиций научной строгости и объективности он рассматривает историю подвига Ивана Сусанина, который широко пропагандировался как свидетельство преданности народа самодержавию. Н. И. Костомаров отделяет факты, которые дей­ствительно могли иметь место, от позднейших домыслов, возникших в результате развития патриотической легенды об Иване Сусанине.

[639] Имеются в виду дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», которая долгое время шла под названием «Иван Сусанин». Еще до М. И. Глинки оперу под названием «Иван Сусанин» написал композитор К. Кавос

[640] ...в прошлом 121 году... — т. е. в 7121 г. по принятому тогда в России лето­счислению «от Сотворения мира». По летосчислению «от Рождества Христова» эта дата соответствует 1613 г. Выражение в прошлом году тогда означало любой из предшествующих годов, а не обязательно предыдущий

[641]...во всем обелить... — т. е. освободить от налогов, податей и прочих сборов и повинностей

[642] Афанасий Щекатов — писатель, переводчик начала XIX в., составитель семи­томного «Словаря Географического Российского» (совместно с Л. М. Максимовичем). Словарь содержит описания городов, уездов, прочих местностей России, располо­женные в алфавитном порядке, при этом сообщаются и краткие исторические сведения о каждом из них.

[643] В XIX в. и ранее слово анекдот означало рассказ о любом замечательном случае, не обязательно смешном.

[644] Сергей Николаевич Глинка (1775 или 1776—1847) —литератор, журналист, историк начала XIX в. Издавал журнал «Русский вестник», знаменитый своей патриотической направленностью, что прославило его в годы борьбы с Наполеоном. Он также автор «Русской истории», печатавшейся на страницах упомянутого жур­нала, отрывки из которой приводит здесь Н. И. Костомаров.

[645] Федор Григорьевич Желябужский (ум. в 1615 г.) —посол в Польше от пра­вительства Михаила Романова. В XVII в. известно еще несколько представителей этого дворянского рода, исполнявших миссию послов, в том числе и Иван Афа­насьевич Желябужский, оставивший интересные воспоминания о России конца XVII — начала XVIII в.

[646] Речь идет о матери Михаила Романова, в миру — Ксении Ивановне (урожд. Шестовой), происходившей из семьи небогатых дворян Костромского уезда. Как супруга Федора (в монашестве Филарета) Никитича Романова в 1601 г. по приказу Бориса Годунова была сослана в Заонежье и приняла монашество под именем Марфа.

[647] Избрание в 1613 г. на царский престол Михаила Федоровича Романова (1596— 1645) знаменовало собой не только приход к власти новой династии, но и завершение эпохи Смуты. Почему был избран именно Михаил Романов? Приводимые здесь отрывки из сочинений В. О. Ключевского и Б. Б. Кобрина дают представление о том, как решался этот вопрос дореволюционными историками и решается ныне. В. Б. Кобрин известен не только как один из крупнейших современных исследова­телей истории России XVI в. В течение многих лет он был профессором Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне — МПГУ) и Московского государственного историко-архивного института. Его лекции по русской истории пользовались огромным успехом и всегда проходили при переполненных аудиториях. Материал этих лекций использован им при написании учебной книги для будущих учителей истории, откуда и взят нами рассказ об избрании на царство Михаила Романова.

[648] Вожди земского и казацкого ополчения— — ополчение под предводительством Д. Пожарского и К. Минина, начало формированию которого положено в Нижнем Новгороде, В. О. Ключевский называет земским. Оно было ополчением «всей земли»; в него вошли (или дали на него средства) посадские люди, купцы, крестьяне, дворяне. В ходе борьбы за освобождение Москвы к этому ополчению примкнули казацкие отряды из распавшегося первого ополчения под предводительством Д. Тру­бецкого. Ниже В. О. Ключевский еще раз говорит о тех же основных силах этого движения как о земстве и казачестве.

[649] Иван Михайлович Воротынский (ум. в 1627 г.) — князья Воротынские, как и Одоевские, Мезецкие, Мосальские и др., принадлежали к потомкам Михаила Все­володовича черниговского, владевшим землями в верховьях Оки. Ныне недалеко от Калуги находится село Воротынск, когда-то центр небольшого княжества. Князья Воротынские перешли на службу в Москву на рубеже XV—XVI вв., и некоторые из них отличились как военачальники. Особенно князь Михаил Иванович, воевода Ивана Грозного, разбивший крымских татар при Молодях в 1572 г. (умер в ссылке после жестоких пыток). Его сын Иван Михайлович активно боролся с Болотниковым и Лжедмитрием II, однако вскоре выступил как один из инициаторов свержения Василия Шуйского. Впоследствии — сторонник патриарха Гермогена, противился притязаниям Сигизмунда III на русский престол.

[650] ...скромный по отечеству...отечество в данном случае означает проис­хождение, родство, степень знатности (ср. отчество, отец). Оно имело большое значение в местнических спорах боярско-княжеской знати при назначении на те или иные посты. Д. М. Пожарский и принадлежал к одной из ветвей династии Рюриковичей, восходившей к князьям стародубским. Предки Д. М. Пожарского высоких чинов при московском дворе не имели.

[651] О крестьянской войне в России в начале XVII в. говорится в работах отече­ственных историков последних десятилетий. Обычно под ней понимается движение крестьян, холопов и казаков под руководством И.И.Болотникова в 1606—1607гг. Некоторые исследователи понимают ее шире — как движение крестьянских масс в течение всего Смутного времени, в этом случае восстание под предводительством Болотникова рассматривается как кульминация крестьянской войны, после которой наступает ее постепенный спад.

[652] Василий Михайлович Юрьев (ум. в 1567 г.) — боярин, один из приближенных Ивана Грозного. Двоюродный брат царицы Анастасии и ее брата Никиты Романовича, деда Михаила Федоровича Романова.

[653] ...«нареченного патриарха»... — как известно, отец Михаила Романова был насильно пострижен в монахи под именем Филарет еще при Борисе Годунове. В 1605 г. он стал митрополитом ростовским. Затем Филарет оказался в тушинском лагере, и Лжедмитрий II, желая подчеркнуть свое мнимое родство с ним, назначил («нарек») его патриархом. Филарет осуществлял патриаршую власть на территории, подвластной тушинцам, но не прошел торжественного обряда посвящения в сан, оставаясь лишь нареченным патриархом. Тем более что в Москве находился патриарх Гермоген, посвященный в сан при царе Василии Шуйском. Филарет участвовал в переговорах с польским королем в феврале 1610 г. от имени тушинцев и в конце 1610 г.— начале 1611 г. от имени тогдашнего московского правительства, после чего оказался в плену в Польше. Только по возвращении из плена в 1619 г. Филарет был посвящен в сан патриарха. Умер в 1633 г.

[654] При вступлении на престол после свержения первого самозванца Василий Шуйский дал запись, подтвердив ее целованием креста, что будет осуществлять суд по важным делам только совместно с Боярской думой. Это в какой-то степени ограничивало самодержавие. В дальнейшем идеи крестоцеловальной записи Шуй­ского были развиты в февральском и августовском договорах 1610 г. с королем Сигизмундом, других документах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: