Хрестоматия по истории 5 страница

[331] Спасо-Андроников монастырь основан около 1360 г. митрополитом Алексием к востоку от Москвы на высоком берегу Яузы, недалеко от ее устья (ныне — в черте города). Назван в память первого игумена Андроника, ученика Сергия Ра­донежского.

[332] Эта версия о происхождении иконы «Троица» выдвинута В. А. Плугиным. Подробно он обосновывает ее в статье «О происхождении «Троицы» Рублева» (История СССР. 1987. № 2).

[333] Евхаристическая чаша — чаша с головой тельца — символ жертвы, которую принес Иисус Христос, приняв смертные муки на кресте, во имя спасения рода человеческого. С этим связан обряд причастия (иначе — евхаристия), когда веру­ющие причащаются из чаши хлебом и вином, символизирующими тело и кровь Спасителя.

[334] Хитон — одежда, род длинной рубахи. Гиматий — верхняя одежда, представ­ляла собой четырехугольный кусок ткани, который носили в виде накидки или плаща, перебрасывали через плечо и т. д.

[335] Берестяные грамоты пронумерованы в порядке их нахождения.

Новгородская земля — одна из самых ярких и самобытных среди древнерусских земель и княжеств. Независимая республика просуществовала здесь до конца XV в., когда Новгород вошел в состав Московской Руси, государственный строй которой зижделся на постоянно усиливавшейся великокняжеской власти. Клонящийся к закату республиканский Новгород и поднимающаяся державная Москва — вот ос­новная коллизия русской истории XV в. Именно так она представлялась большинству историков, посвятивших древнему Новгороду многие страницы своих трудов. Но прежде чем дать им слово, мы предоставили страницы нашей книги самим жителям древнего Новгорода. Это стало возможным благодаря одному из выдающихся от­крытий нашего века — обнаружению в Новгороде берестяных грамот. Эти короткие незатейливые тексты непосредственно передают атмосферу повседневной жизни великого города на Волхове, отражают настроения простых людей, хранят отголоски социальных конфликтов. Берестяные грамоты, наряду с летописными текстами, древними актами, другими известными ранее источниками, помогли исследователям существенно расширить представления об истории Новгородской земли.

Один из ведущих современных специалистов по истории древнего Новгорода — академик Валентин Лаврентьевич. Янин, автор многих монографий и научно-по­пулярных книг, посвященных вечевой республике («Новгородские посадники», «Нов­городская феодальная вотчина», «Новгородские акты XII—XV вв.», «Берестяная почта столетий», *Я послал тебе бересту» и др.). В своих работах В.Л.Янин всесторонне обосновывает вывод, что Новгородская республика по сути своей была республикой боярской, где в течение веков крепла боярская олигархия, все больше и больше подчиняя себе республиканские институты. Эта мысль звучит и в при­водимом здесь отрывке из его книги о берестяных грамотах.

[336] ...к брату... — очевидно, Ефрем и Исихий — монахи одного монастыря, поэтому они *братья». Однако далее Ефрем напоминает адресату, что между ними существуют и более близкие отношения побратимства, о чем свидетельствует фраза «ты мой, а я твой».

[337] По предположению В. Л. Янина, Гречин-художник — это Олисей Гречин Пет­рович, проживавший в Новгороде на рубеже XII—XIII вв. Судя по его прозвищу, он прибыл из Греции или Византии, как и работавший в Новгороде на 200 лет позже великий Феофан Грек.

[338] Деисус — основной ряд церковного иконостаса с иконами Иисуса Христа и главных святых.

[339] Гривна — древнерусская денежная единица. В Новгороде XIII в. представляла собой слиток серебра весом около 200 г, с XIII в. называлась также рубль.

[340] Копорье — крепость к северу от Новгорода, недалеко от побережья Финского залива. Часто подвергалась нападениям со стороны Ливонии, шведских владений.

[341] Солод — пророщенные и перемолотые зерна ржи, ячменя. Используется для приготовления пина, кваса, добавляется в муку при выпечке хлеба.

[342] Сенник — холодная комната вблизи сеней.

[343] Янин В. Л. Я послал тебе бересту. С. 5—146.

[344] Артемий Владимирович Арциховский (1902—1978) —видный советский ис­торик, археолог, более тридцати лет руководил раскопками в Новгороде.

[345] Неревскип раскоп — место археологических раскопок в районе Неревского конца древнего Новгорода, на левом берегу Волхова, в западной части города.

[346] Ключевский В. О. Курс... Ч. II. С. 51-97.

В своем «Курсе русской истории» В. О. Ключевский посвятил древнему Новгороду две обширные лекции. В них дается яркое, всестороннее описание политического и социального строя вечевой республики на протяжении нескольких веков. В. О. Клю­чевский весьма далек от идеализации новгородских вольностей, что было свойственно некоторым историкам и публицистам демократического направления. Он отмечает засилье боярства в политической жизни древнего Новгорода, а также глубокую социальную рознь, в чем видит одну из главных причин падения независимости республики. Не преувеличивает В. О. Ключевский и значения в жизни города купцов и торгового капитала, что было характерно для советской исторической науки в период ее становления.

[347] Святая София — покровительница Великого Новгорода, его символ. Главный храм Новгорода посвящен св. Софии. Земли св. Софии — земли Великого Новгорода.

[348] Ярослав Мудрый княжил в Новгороде в 1014—1016 гг. до своего восшествия на великокняжеский стол в Киеве.

[349] Позднее было доказано, что деление Новгородской земли на пятины было введено после падения Новгорода в конце XV в. для удобства переписи.

[350] Имеется в виду Ржева Пустая — город у границы Новгородской и Псковской земель (вблизи современного Новоржеаа).

[351] Тысяцкий возглавлял новгородское ополчение. Оно состояло из сотен, пред­ставлявших различные районы города и возглавляемых сотскими. Для общественного устройства Новгорода характерна не только кончанская (по делению на концы) организация, но и сотенная, известная и во многих других городах Руси.

[352] Имеется в виду новгородское летописание XIV—XV вв. Наиболее полно оно отразилось в дошедших до нас Новгородской четвертой и Софийской второй лето­писях.

[353] Низ, Низовая Русь — так в Новгороде называли Владимиро-Суздальские земли, включая Москву, куда путь вел сначала по рекам бассейна озера Ильмень (самая крупная из них — Мета), затем через волоки в районе Вышнего Волочка к притокам Верхней Волги, далее вниз по этим притокам и по самой Волге.

[354] Шеяонь — река, впадающая в озеро Ильмень к западу от Новгорода. Здесь в июле 1471 г. московское великокняжеское войско одержало решительную победу над новгородской ратью

[355] Этих «молодцов» называли на Руси ушкуйниками, так как они использовали быстроходные весельные лодки — ушкуи.

[356] Иловайский Д. И. История России. В 2 т. Т. 2. М., 1896. С. 325—465.

Дмитрий Иванович Иловайский (1832—1920) —знаменитый русский историк второй половины XIX в. Известен прежде всего как автор учебников по истории для средней школы. Популярность его работ объяснялась умением ярко, занима­тельно, доступно и вместе с тем научно достоверно рассказать об исторических событиях, дать запоминающиеся характеристики историческим деятелям. В своих учебниках Д. И. Иловайский подчеркивает благотворное влияние самодержавия в истории России, большое внимание уделяет деятельности князей и царей по ук­реплению своей власти. Это характерно и для крупного обобщающего труда Д. И. Иловайского — пятитомной «Истории России», откуда заимствовано помещаемое здесь описание падения Новгорода. Характерно скептическое отношение историка к новгородскому «народоправлению», в чем он видит основную причину социальной розни, притеснений бедных богатыми и постоянных смут в городе.

[357] Речь идет о «феодальной войне» в Московском княжестве, которую вел великий князь Василий Васильевич Темный (1425— 1462), единственный сын Василия Дмит­риевича и внук Дмитрия Донского, против своего дяди Юрия Дмитриевича и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки. Эта междоусобица завершилась в начале 50-х годов XV в.

[358] Казимир (Казимир IV, 1427—1492) —сын Ягайло Ольгердовича. С 1440 г.— великий князь литовский. В 1447 г. стал и королем польским. Вновь в одних руках оказалась корона Польши и Литвы, начало объединению которых было положено еще в конце XIV в.

[359]...к латинскому государю — т, е. к государю-католику Казимиру IV. Католи­ческая вера часто на Руси называлась латинской по языку богослужения.

[360] В 1439 г. на соборе во Флоренции византийская церковь вступила в унию с католиками, признав главенство папы римского. На этот шаг Византия пошла под угрозой турецкого завоевания в надежде на помощь стран Западной Европы. Серь­езной помощи оказано не было. Вскоре в Византии отказались от унии, а в 1453 г. ее столица Константинополь была взята турками.

[361] Коростынский мир был заключен в 1471 г. после поражения новгородцев на реке Шелони, именно о нем и идет речь выше. Новгородцы были вынуждены

также подтвердить свой отказ принимать в Новгород литовских князей,

[362] Подвойский — должностное лицо невысокого ранга. Выполнял поручения по­садника и других властей, созывал народ на вече. Дьяками в XIV—XV вв. называли делопроизводителей, тех, кто отвечал за составление документов. В данном случае Назар и Захария были посланы в Москву от имени архиепископа и «всего Великого Новгорода», т. е. веча, где вновь взяли верх сторонники Москвы.

[363] ...не делать вывода... — т. е. никого не выселять (*не выводить») из Новго­родской земли. Вывод часто использовали московские князья в борьбе со своими политическими противниками в Новгороде.

[364] ...суду оставаться по старине — в Новгороде сохранялась прежняя система судопроизводства с участием архиепископа, княжеского наместника, без вызова новгородцев на суд в Москву. Разумеется, упразднялся суд посадника, так как этой должности больше не существовало.

[365] Владычный двор — т. е. двор архиепископа (владыки), находившийся при со­боре св. Софии.

[366] По некоторым сведениям, Марфа Борецкая была отправлена в Нижний Нов­город, где и скончалась в одном из монастырей.

[367] Речь идет об Аристотеле Фиораванти (1415—1486), уроженце города Болоньи в Италии. Он прибыл в Россию в 1475 г. и прославился прежде всего как автор Успенского собора Московского Кремля, законченного им в 1479 г. Но как яркий представитель эпохи Возрождения, эпохи энциклопедистов, он был и инженером, и артиллеристом.

[368] Герцен А. И. О развитии революционных идей в России//Собр, соч. В 30 т. Т. 7. М., 1956. С, 161 — 162.

Александр Иванович Герцен {1812—1870) —выдающийся русский революци­онный мыслитель, публицист. В своих сочинениях неоднократно обращался к историческому прошлому России. Особое его внимание привлекали своеобразие ее исторического пути, независи­мости Новгорода и завершению объединения русских земель вокруг Москвы. Для А. И. Герцена, как и большинства революционных мыслителей России (декабристов, народников), характерны идеализация новгородской демократии и негативная оценка московского самодержавия, задушившего свободу «вольного города».

[369] Соловьев С. М. История... Кн. III, т. 5. М., 1989. С. 74—79.

Стояние на Угре — кульминация борьбы Ивана III с ханом Большой Орды Ахматом, закончившейся свержением ордынского ига на Руси. С. М. Соловьев, повествуя об этих событиях, показывает, сколь сложной была эта борьба с Ордой, даже находившейся в состоянии упадка, сколь силен был еще страх на Руси перед татарским нашествием, сколь укоренилась среди московских князей привычка к покорности ордынским ханам и как трудно было Ивану Ш решиться на открытую борьбу с ними.

[370] С середины XV в. идет необратимый распад Золотой Орды. От нее отделяются независимые Казанское, Крымское, а затем и Астраханское ханства. Оставшиеся территории в Нижнем Поволжье и в бассейне Дона оказались в составе Большой Орды, правитель которой хан Ахмат (Ахмед) считал себя главой всех потомков Батыя и пытался восстановить единство и былое могущество Золотой Орды. Он требовал от Ивана III выполнения прежних обязанностей, велел ему прибыть в ханскую ставку, что московскими князьями в конце XV в. воспринималось как унижение. При этом они должны были пройти унизительные церемонии, демон­стрируя свою верность хану. После неудачи на Угре в 1480 г. хан Ахмат продолжал борьбу со своими противниками в степи и был убит в 1481 г. в сражении с ханом Ибаком на реке Северском Донце.

[371] Иоанн — имеется в виду Иван Ш. Эта эллинизированная, восходящая к гре­ко-византийской традиции форма имени Иван часто употреблялась при написании имен великих князей и царей. Ср.: Иоанн Грозный, царь Федор Иоаннович.

[372] Матвей Бестужев ездил в Орду в 1477 г. Он принадлежал к старинному дворянскому роду; по преданию, еще в начале XV в. на Русь приехал из Англии некий Бест с сыном Яковом Римом (Рюмой). Род Бестужевых-Рюминых известен в истории России и в последующие века.

[373] Что представляла собой басма, окончательно не выяснено. В летописи сказано: «басма лица его». Возможно, это отпечаток ханского лица на воске. Однако многие исследователи полагают, что Ахмат как мусульманин не мог совершать подобный языческий ритуал. Басмой могла быть металлическая пластинка или печать с соответствующей символикой.

[374] София (Зоя) Палеолог (ок. 1448—1503) — вторая жена Ивана III, с которой он вступил в брак в 1472 г., дочь правителя Морей (область на юге Греции) Фомы, брата последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

[375] ..для веры... — т. е. из-за веры. Софья Палеолог как византийская принцесса имеет в виду свою приверженность православию.

[376] Положение Ивана Ш^накануне решающего столкновения с Ахматом неожиданно осложнилось из-за мятежа его братьев Андрея Большого, князя углицкого, и Бориса, княжившего в Волоке Ламском. В 1479 г. Иван III приказал схватить на Волоке и Доставить в Москву отъехавшего от него к Борису боярина Ивана Оболенского-Лыко. Посчитав это грубым произволом и нарушением прав удельных князей, Борис и поддержавший его Андрей покинули «свои отчины» и с войсками двинулись в Новгородскую землю, рассчитывая на помощь новгородцев, псковичей и короля Казимира. Лишь после долгих переговоров при посредничестве ростовского архи­епископа Вассиана Иван III помирился с братьями уже во время самого стояния на Угре.

[377] Мать Ивана III — супруга Василия Темного Мария Ярославна, дочь князя серпуховского и боровского, внучка Владимира Андреевича Храброго. Приняла монашество под именем Марфа (ум. в 1484 г.). Михаил Андреевич (ум. в 1486 г.) — двоюродный дядя Ивана III, удельный князь верейский и белозерский, получил эти земли от своего отца Андрея Дмитриевича, третьего сына Дмитрия Донского, владевшего Можайском, Вереей (небольшой город в верховьях реки Протвы к западу от Москвы) и Белоозером. Иван Юрьевич Патрикеев (1419—1499) — первый среди бояр Ивана III, управлял Москвой в его отсутствие. Его дед Патрикей Наримантович, внук литовского князя Гедимина, племянник князя Ольгерда, перешел на службу в Москву при Василии Дмитриевиче. Среди потомков Патрикея — известные в России княжеские фамилии Гедиминовичей — Голицыны, Куракины, Хованские. Василий Мамырев <1431 —1490) был дьяком уже в 1473 г., занимал видное поло­жение в управлении делами при Иване III. По мере развития государственного аппарата в конце XV в. дьяки оказывают все большее влияние на ход государственных дел как руководители повседневной работы возникающих ведомств. Геронтий — митрополит, глава русской церкви в 1473—1489 гг. Его отношения с великим князем зачастую были неприязненными. Большим влиянием в церкви и при дворе Ивана III пользовался Вассиан Рыло, родственник Иосифа Волоцкого, в 60-х годах XV в. возглавлявший авторитетнейшие монастыри (Троицкий и Новоспасский), в 1467 — 1481 гг. — архиепископ Ростова. К тому же он был духовником Ивана III, крестил его сына Василия, мирил с братьями, а в 1480 г. написал великому князю знаменитое «Послание на Угру».

[378] Речь идет о пленении Василия II, отца Ивана III, в бою с ханом Улу-Мухамедом в 1445 г. Татары потребовали выкуп в 200 тысяч рублей. Сбор этой суммы вызвал повсеместное недовольство на Руси, чем воспользовались Дмитрий Шемяка и его союзники, противники Василия II в феодальной междоусобице. Им удалось захватить Василия И после возвращения его из плена и ослепить.

[379] Даниил Дмитриевич Холмский (ум. в 1493 г.) принадлежал к роду тверских князей, в середине XV в. владел Холмским уделом в составе великого княжества Тверского. Но вскоре перешел на службу в Москву, стал боярином, воеводой, одним из самых крупных полководцев Ивана III. Возглавлял московские войска в битве на Шелони, воевал с татарами, ливонцами, в 1477 г. войска под его руководством окружили Новгород, в 1487 г. взяли Казань.

[380] Речь идет об Иване Ивановиче Молодом (1458—1490), сыне Ивана III от первого брака. С начала 70-х годов XV в. считался соправителем отца и поэтому часто именовался великим князем. После присоединения Твери (1485) объявлен великим князем тверским. Был женат на дочери молдавского господаря Стефана Елене. Имел сына Дмитрия. Умер от скоротечной болезни при жизни отца.

[381] Князья Палецкие Шалицкие) — одна из ветвей князей стародубских, родона­чальник которых Иван Всеволодович, младший из восьми сыновей Всеволода Большое Гнездо, княжил в начале XIII в. в Стародубе на Клязьме. (Ныне этот город не существует. Не следует смешивать его со Стародубом в Северской земле.) Потомки стародубских князей также князья Пожарские, Ряполовские, Ромодановские, Гага­рины. Федор Иванович Палецкий — воевода Ивана Ш, воспитатель его сына Василия, но чина боярина так и не получил. Погиб в 1506 г. в походе на Казань.

[382] Царь — так на Руси называли татарских ханов. В данном случае имеется в виду хан Ахмат.

[383] Ныне село Кременское, к северу от Медыни, небольшого города в Калужской обл., к западу от Малоярославца.

[384] Иван Васильевич Ощера — боярин Ивана III. Ощерины вели свой род от ле­гендарного Редеди, касожского (черкесского) богатыря, которого победил в личном поединке перед битвой в 1022 г. князь Мстислав Владимирович, о чем упоминается в «Слове о полку Игореве». Григорий Андреевич Мамон (ум. в 1510г.) —боярин, фаворит Ивана III. Его предком был некий Нетша, будто бы выехавший «из немец» к Ивану Калите. Из потомков Мамона в XVIII и XIX вв. известны графы Дмитри­евы-Мамоновы.

[385] Иван Ус Федорович Товарков — приближенный, возможно, боярин Ивана III. Род Товарковых принадлежал к потомкам Ратши и Гаврилы Алексича, героя Невской битвы 1240 г. Ратшичи служили московским князьям уже в XIV в. Среди потомков Ратшичей также род Пушкиных.

[386] Язык агарянский — традиционное в русской средневековой литературе название татар и других мусульманских народов. Происходит от имени египтянки Агари, рабыни Авраама и Сарры, матери первого сына Авраама — Измаила, о чем речь
идет в Библии. По преданию, один из сыновей Измаила стал родоначальником арабов, давших миру ислам.

[387] ..поревнуй... — здесь: поступи по примеру, будь достойным.

[388] Вассиан напоминает Ивану III о первых киевских князьях, заключавших до­говоры с греками. Царями он называет византийских императоров. Разумеется, они платили дань Киеву вовсе не из-за своего подчиненного положения, а чтобы откупиться от набегов русских дружин на владения империи. Аналогично Византия поступала и с другими агрессивными соседями.

[389] Сыроядщы окаянные — бранное наименование татар, характерное для русской литературы периода борьбы против Орды.

[390] Андрей Васильевич. Меньшой (1452—1481) —младший брат Ивана III, владел Вологодским уделом. Назван так в отличие от своего старшего брата Андрея Большого, князя углицкого. Не участвовал в распре своих братьев Андрея и Бориса с Иваном III. Одним из первых выступил к Оке против Ахмата, а затем по приказу Ивана III перешел к ее притоку Угре, чтобы не допустить прорыва татар в глубь московских владений

[391] Серенская и Мценская волости — земли, принадлежавшие Литве в верхней части бассейна Оки. Ныне часть Орловской и Калужской областей.

[392] Очевидно, Ахмат рассчитывал, что король Казимир нападет на московские владения. Но Иван III находился в союзе с крымским ханом Менгли-Гиреем, который напал на Подолию и другие земли Правобережной Украины, входившие в состав Польско-Литовского государства.

[393] Ключевский В. 6. Курс... Ч. II. С. 46—49

Настоящий отрывок интересен не только для изучения личных качеств мо­сковских князей, он весьма характерен и для творчества В. О. Ключевского в целом. На страницах его «Курса русской истории» вряд ли можно найти вос­торженные, панегирические оценки кого бы то ни было. Гораздо в большей степени для В. О. Ключевского характерен острый критический взгляд с известной Долей скептицизма. Прийодимая здесь его оценка московских князей противостоит широко распространенному в литературе представлению о них как о блестящих политиках и дипломатах, героях и полководцах, «собирателях земли Русской».

[394] Даниловичи — московские князья, потомки младшего сына Александра Невского Даниила, княжившего в Москве в 1276—1303 гг.

[395] В правление Дмитрия Ивановича впервые были возведены стены Московского Кремля из белого камня (1367). Они помогли отразить нашествие Ольгерда.

[396] Имеется в виду знаменитая фраза «Руси есть веселье питье, не можем без того быти», вложенная летописцем, автором повести о Крещении Руси и выборе веры Владимиром Святославичем, в уста великого князя. В соответствии с этой явно легендарной версией именно поэтому Владимир Святославич отверг ислам, запрещающий употребление алкогольных напитков.

[397] В. О. Ключевский имеет в виду участие Ивана Калиты и московских войск в подавлении антиордынского восстания в Твери в 1327 г.

[398] Среди множества князей и правителей, которые действуют на страницах «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, особое место принадлежит великому князго московскому Ивану III. Н. М. Карамзин считает его главным героем русской
истории, поскольку именно он, объединив под своей властью земли Северо-Восточной Руси, стал подлинным основателем российского самодержавия, по мнению историка, оплота могущества и процветания России

[399] В то время, когда на востоке Европы усилиями Ивана III создавалось Московское государстко, в Англии после кровавой междоусобной войны Алой и Белой розы к власти пришел Генрих УД Тюдор (1485—1509), что положило начало становлению абсолютизма. Во Франции король Людовик XI (1461 —1483), жестоко расправившись to своими противниками из числа феодальной знати, существенно укрепил коро­левскую власть. В Испании при короле Фердинанде и королеве Изабелле произошло объединение Арагона и Кастилии и на юге страны было ликвидировано последнее государство мусульман (в Испании их называли маврами) — Гренадский эмират (1492). На севере Европы езде в 1397 г. Дания, Норвегия и Швеция составили унию во главе с датскими королями. Правда, в середине XV в. Швеция из ее состава фактически вышла.

[400] Н. М. Карамзин имеет в виду сына Дмитрия Донского Василия I (1389—1425) и его внука Василия Н (1425—1462). Василий I не смог в полной мере восстановить; силы Московского княжества после нашествия Тохтамыша и вынужден бьш считаться с волей ордынских ханов. Василий II в течение длительного времени вел междочусобную борьбу СО своим дядей Юрием Дмитриевичем и его сыновьями.

[401] ...в нашествие моголов... — моголами иногда называли монголов. Например,] в XVI—XIX вв. в Индии у власти находились Великие Моголы, потомки Чингисхана.

[402] Объединение русских земель вокруг Москвы в конце XV в. привело к коренному изменению политического значения Москвы и великих князей московских. Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обширнейшего государства в Европе. Об осознании Иваном III своей новой роли, об изменениях при дворе, новых обрядах и титулах идет речь в приводимом здесь отрывке из "Курса русской истории» В. О. Ключевского.

[403] Сигизмунд Герберштейн побывал в Москве при Василии III в 1517 и 1527 гг. Он представлял императора *Священной Римской империи германской нации» Максимилиана, под властью которого находились главным образом германские и австрийские земли. «Записка о Московии» С. Герберштейна — ценнейший источник по истории России XVI в.

[404] ...его внука... — Ивана Грозного, который стремился не допускать при своем дворе своеволия бояр.

[405] ...при татарском же содействии— — В. О. Ключевский имеет в виду, что в борьбе против хана Большой Орды Ахмата Иван III использовал помощь крымского хана Менгли-Гирея.

[406] Речь идет о землях Украины и Белоруссии, а также о Смоленской земле, входивших когда-то в состав Древнерусского государства и оказавшихся в течение XIII—XIV вв. в составе Великого княжества Литовского.

[407] Этот договор завершил войну между Москвой и Великим княжеством Литовским, разгоревшуюся после смерти короля Казимира из-за перехода многих князей из Литвы в Москву со своими владениями. По договору к Москве отошли Вязьма, а также земли князей Воротынских, Одоевских, Новосильских и др., расположенные в верховьях Оки. Великий князь литовский Александр был вынужден признать за Иваном III титул «государя всея Руси», хотя также имел в своем титуле слова «великий князь литовский и русский».

[408] Ряд географических терминов в титуле московских государей означают названия земель на востоке и северо-востоке, населенных угро-финскими и тюркскими наро­дами и вошедших в состав России в конце XV—XVI вв.: Пермская земля — Северо-Западный Урал, бассейн Верхней Камы и ее притоков; Югорская земля — часть Западной Сибири, в среднем течении Оби, земля хантов и манси; Болгарская земля — территория бывшей Волжской Болгарии на Средней Волге и Нижней Каме, где ныне Татарстан и Чувашия.

[409] Значительная часть «Очерков русской культуры» П. Н. Милюкова посвящена допетровской эпохе, когда религия, церковь оказывали определяющее воздействие на развитие культурной и духовной жизни в стране. Поэтому в «Очерках...» большое внимание уделяется развитию религиозной идеологии, в рамках которой формировались различные общественно-политические теории. Они могли исполь­зоваться для обоснования государственных устремлений, интересов отдельных клас­сов и сословий. Так, теория «Москва — Третий Рим», хотя и не была, по мнению многих исследователей, официально признанной московскими государями, тем не менее оказала огромное влияние на формирование идеологии и политики россий­ского самодержавия, а также идеологии официального православия. Таким образом, она обеспечивала определенный компромисс царской власти и церкви, характерный для России XVI в. П. Н. Милюков показал, что развитие теории «Москва — Третий Рим» шло в условиях острой идейной борьбы внутри самой церкви между иосиф­лянами и нестяжателями, причем именно иосифляне наиболее активно использо­вали эту концепцию для упрочения материального и политического могущества церкви.

[410] С конца XI по ХШ в. состоялось несколько крестовых походов западноевро­пейских рыцарей на Ближний Восток, целью которых было завоевание у мусульман «Гроба Господня», находящегося в Иерусалиме, в Палестине. Но в 1204 г. во время четвертого крестового похода крестоносцы взяли штурмом и разграбили Констан­тинополь — столицу христианской Византийской империи, хотя и не принадлежав­шей к католическому миру. На захваченных у Византии землях крестоносцы создали Латинскую империю, которая просуществовала до 1261 г.

[411] Иона (ум. в 1461 г.) во время междоусобной войны в Московском княжестве в середине XV в. был рязанским епископом, поддержал Василия Темного в борьбе с его двоюродным братом Дмитрием Шемякой. В 1448 г. избран митрополитом на соборе русских епископов без посвящения в сан в Константинополе. Это означало, что русская церковь стала независимой (автокефальной).

[412] Константиноград — т. е. Константинополь — столица Византийской империи, «Второго Рима». Взят турками 29 мая 1453 г. Ныне — Стамбул.

[413] Эта легенда возникла в конце XV в. и отразилась в «Сказании о князьях владимирских*. В соответствии с ней, брат римского императора Августа некий Прус оказался правителем земли в Прибалтике, названной Пруссией. Рюрик — основатель рода русских князей, к которому принадлежат и московские государи,— прямой потомок Пруса. Следует отметить, что Прус — личность явно мифическая: античные источники не упоминают о брате Августа с таким именем. Подобного рода легенды весьма типичны для многих средневековых государств, правители которых стремились «удревнить» и тем самым возвеличить свой род.

[414] По древнехристианскому преданию, которое не вошло в канонические еван­гельские тексты, апостол Андрей проповедовал учение Христа на Балканах, в Причерноморье, в том числе у скифов. Впоследствии скифов отождествили со славянами, так возникла легенда о пребывании апостола Андрея на берегах Днепра, на «Киевских горах», которая рассказывается уже в «Повести временных лет». Поэтому апостол Андрей считается покровителем России. Орден Андрея Перво­званного был высшей наградой Российской империи, а белый флаг с голубым косым, Андреевским крестом — флаг российского военного флота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: