Источники и литература
Методические указания
Тема 7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В 1950-Е ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГГ.
Источники и литература
О культе личности и его последствиях. Доклад Н.С. Хрущева на ХХ Съезде КПСС 25 февраля 1956 Г.//Известия ЦК КПСС, 1989, N3. С. 128-170.
Хрущев Н.С. Воспоминания. М.,1989.
Аджубей А. Те десять лет М.,1989 (Знамя 1988, N 7,8).
Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М.,1990.
ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. М.,1991. С. 207-388.
Медведев Р.А. Хрущев. Политическая биография. М.,1991.
История СССР с древнейших времен… Т.11. М., 1987.
КПСС о культуре, просвещении и науке. Сб. док-тов.М.,1963.
Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сб. М.,1977.
Твардовский А.Т. Из рабочих тетрадей // Знамя. 1989. N 7.
Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990. Гл. 16.
Зезина М.Р.//Вестник Московского университета. сер. история. М., 1992. N 6.
История советского драматического искусства. Т. 6. М., 1971.
История русской советской литературы. М., 1986.
История советского кино. Т. 4. М., 1978.
1. Опыт и уроки аграрной политики 1950-х гг. и их влияние на развитие сельского хозяйства страны.
2. Реформа хозяйственного управления: поиски новых форм и методов. Совнархозы.
3. Социальная политика в годы оттепели: достижения и противоречия.
4. Экономические реформы середины 1960-х: сущность и значение.
Цель семинара – вывить влияние демократизации политической системы на хозяйственный механизм и экономику страны, показать изменение методов планирования и организации производства, динамику основных экономических показателей.
Следует отметить тот факт, что временное снижение административного контроля над производством и введение некоторых элементов экономического регулирования различных отраслей народного хозяйства привели к повышению темпов развития страны. Необходимо сопоставить основные характеристики развития экономики СССР и США. Перенос приоритетов с прямого военного противостояния со странами Запада на экономическое соревнование привел к переосмысливанию места и роли социальной политике в советском обществе. Студентам необходимо обратить внимание на специфику статистических источников и методов их анализа.
ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. М.,1991.
Зубкова Е.Ю. Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956 и 1965 гг.//Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди. М., 1989.
Селюнин В., Ханин Г. Лукавая цифра // Уроки горькие, но необходимые. М., 1988 (или Новый мир. 1987. № 2).
Валовой Д. Экономика в человеческом измерении. М., 1988 (очерк 2).
Тема 8. "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" И СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945 - 1991 гг.)
1. Советско-американские отношения в первые послевоенное десятилетие: начало «холодной войны».
2. Советско-американское противостояние в годы хрущевской оттепели.
3. Основные проблемы советско-американских отношений в 1965 - 1985 гг.: гонка вооружений и попытки ее обуздать.
4. "Новое мышление" во внешней политике и его результаты.
Цель семинара – раскрыть причины, особенности различных этапов, характер и итоги "холодной войны, выявить динамику советско-американских отношений и их влияние на мировое развитие.
В начале семинар необходимо вывить и определить основные точки зрения на происхождение и причины "холодной войны", проанализировать международное положение и раскрыть планы противоборствующих сторон. Показать возникновение и развитие основных военных конфликтов и противостояний двух сверхдержав.
В ход анализа советско-американских отношений рекомендуется составить хронологическую таблицу основных внешнеполитических действий соперников, определить основные этапы "холодной войны". Это позволит более глубоко рассмотреть поставленные в начале семинара проблемы. В качестве итога необходимо проанализировать причины поражения СССР в "холодной войне" и определить последствия этого поражения.