Революционно-демократическое движение 1860-х гг

В условиях политического кризиса в России на рубеже 50-60-х годов значительно активизировался левый фланг политического спектра России - радикальная революционно-демократическая (революционно-социалистическая) группировка; ее лидерами стали А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. А.И. Герцен, один из первых русских диссидентов-эмигрантов, с 1855 г. начал издавать в Лондоне сборник "Полярная звезда", названный в память одноименного альманаха декабристов Рылеева и Бестужева. В 1857 г. Он вместе с Н.П. Огаревым издавал газету - обозрение "Колокол", которая широко распространялась в России и имела огромный успех. Газета обличала помещичий и чиновничий произвол, провозглашала идею освобождения крестьян, требовала безвозмездной передачи им всей земли без каких-либо выкупных платежей. В России центром сплочения всех революционно-демократических сил стал популярный журнал "Современник", в котором постоянно публиковал свои статьи Н.Г. Чернышевский. В 1861 г. он был главным организатором "прокламационной кампании". Прокламации и воззвания, распространявшиеся во многих городах России, подвергли крестьянскую реформу (1861 г.) самой резкой критике. В них содержались требования более решительных и последовательных преобразований, подкрепленные угрозой народного восстания. В ответ власть в 1861-1862 гг. произвела целый ряд арестов; многие деятели революционного движения, в том числе и сам Чернышевский, были осуждены на каторжные работы. В конце 1861 г. революционные кружки России создали организацию "Земля и воля". Она была первой крупной революционно-демократической тайной организацией страны. В нее входили несколько сотен человек из разных социальных слоев: мелкие чиновники, литераторы, студенты, офицеры. Отдельные общества существовали в Петербурге, Москве, Казани, Харькове и других городах. Вследствие репрессий в 1864 г. издательская деятельность перестала существовать, однако в эмиграции продолжали свою деятельность А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Но эмигрантские организации русских революционеров-демократов были слабо связаны с действующими в России кружками. Появились группы, рассматривающие заговор и террор как средства для развязывания социальной революции. В 70-е годы сложилось несколько близких течений утопического социализма, получившего название "народничество". Основы идеологии "революционного народничества" заложены в работах Герцена и Чернышевского, а свое законченное выражение она обрела в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева. Твердо убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму, теоретики народничества возлагали особые надежды на Россию. С их точки зрения, Россия сохранила сокровище, давно утраченное буржуазной Европой, - крестьянскую общину. Периодические переделы земли, взаимная поддержка членами общины друг друга, решение жизненно важных вопросов сообща, "всем миром" - все эти черты позволяли рассматривать общину как зародыш социализма, как залог относительно быстрого и безболезненного перехода к новому идеальному строю. Народников особенно привлекала возможность достичь социализма, минуя капитализм, избежав пролетаризации крестьянства и образования класса буржуа-эксплуататоров. Для того чтобы решить поставленную задачу, считали народники, достаточно освободить общину от социально-экономического и политического гнета: передать крестьянам все пахотные земли и другие угодья, избавить их от непосильных налогов, освободить от контроля со стороны административно-полицейских органов. В конце 1860-х - начале 1870-х годов в России в молодежной, студенческой среде возник целый ряд кружков, находившихся под влиянием идеологии революционного народничества. В 1874 г. эта молодежь начинает массовое "хождение в народ" под бакунинскими, бунтарскими, лозунгами. Однако поднять крестьян на революцию "бунтарям" не удалось; все их призывы встречали в крестьянской среде самое недоверчивое, а нередко и враждебное отношение. К тому же это движение было стихийным, плохо организованным. Местные власти и политическая полиция легко разгромила его, совершив несколько сотен арестов. С 1875 г. революционеры начинают вести планомерную и продуманную пропаганду в деревне. Они организуют свои сельскохозяйственные колонии, устраиваются на работу в земства, в волостные правления, пытаются установить личный контакт с крестьянами, завоевать их уважение и доверие. В 1876 г. возникает "Земля и Воля" - организация, игравшая в этой пропагандистской деятельности роль координационного центра. Отказавшись от идеи спонтанного, стихийного бунта, народники стремились создать в деревне опорные пункты для организованного восстания. Однако никаких серьезных результатов они не достигли. Постоянные неудачи заставляли революционную интеллигенцию искать новые пути. В 1879 г. происходит идейный, а затем и организационный раскол "Земли и Воли". Она распадается на две новые организации - "Черный передел" и "Народную волю".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: