Реформы Александра11

Отношение к Первой мировой войне Классов и политических партий.

Отмена крепостного права в России.

Исходной точкой социальной модернизации России стала отмена крепостного права в 1861 г. Современные исследования показывают, что она была вызвана не столько внутри, сколько внешнеполитическими факторами - необходимостью сохранить статус России как великой державы, не допустить ослабления ее военного могущества после поражения в Крымской войне (1853-1856). В самих правящих сферах осознавалась необходимость коренных преобразований обветшавшего строя. Александр II тяжело переживший военное поражение России, сумел преодолеть свои консервативные взгляды и стал решительным сторонником отмены крепостного права. Об этом он заявил уже в 1856 г. в речи перед представителями московского дворянства. В 1857 г. был учрежден Секретный комитет для решения крестьянского вопроса. Российские крестьяне при освобождении от крепостной зависимости были наделены землей. Помещики сохранили право собственности на все принадлежащие им земли. Вместе с тем они должны были предоставить крестьянам приусадебный участок и полевой надел "для обеспечения их быта и для выполнения обязанностей перед правительством".

Для удовлетворения требований всех категорий дворянства Россия была разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского надела (высший - больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший - меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В том случае, если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, вмешивались так называемые мировые посредники, роль которых выполняли дворяне и чиновники, в основном защищавшие интересы помещиков.

Если размеры крестьянских наделов до реформы превышали высшую норму земли в каждой полосе, то этот "излишек" отчуждали в пользу помещика. В черноземной полосе у крестьян отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной - 10%. В целом же по стране крестьяне получали на 20% земли меньше, чем у них было до реформы. Поскольку у крестьян не было суммы, необходимой для выкупа земли, для того, чтобы помещики получили выкупные деньги единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости надела. Остальные 20% крестьянин платил помещику сам. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить сумму государству с начислением 6% годовых. К 1907 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. руб., то есть в 4 раза больше рыночной стоимости земли.

Фактически крестьяне платили не только за землю, но и за личную свободу, за волю, поскольку крестьянин становился свободным только после выплаты 20% стоимости надела. До этого он оставался "временнообязанным помещику", то есть должен был выполнять все прежние повинности.

С началом войны мнения различных политических партий в России разделились. Консервативные и либеральные партии высказались за поддержку правительства, утверждали справедливый характер войны для России. Государственная дума проголосовала за военные кредиты (кроме социал-демократической фракции). Взгляды социалистических партий разделились. У эсеров сложилось 3 группировки: оборонцы, выступавшие за войну до победного конца; центристы, занимавшие пацифические позиции; интернационалисты, выступавшие против войны. В партии меньшевиков откровенно правые призывали российский пролетариат к миру с царизмом на период войны; центристы, в сущности, защищали то же, что и правые, но делали это "марксоподобно", высказывались в пользу союза с отечественной буржуазией; близкую к центру позицию занимали Троцкий, Мартов, Мартынов, меньшевики-интернационалисты отрицали войну и тактику большевиков. Тактика большевиков была изложена в манифесте "Война и российская социал-демократия". Войну они характеризовали как несправедливую, империалистическую, ответственность возложили на лидеров II Интернационала и особенно на вождей социал-демократической партии Германии, центристов, назвав их пособниками империализма. Тактику пролетариата выразили в лозунгах: "Превращение войны империалистической в гражданскую", "Поражение собственного правительства в войне". Осуществление подобных призывов на практике должно было, по мнению Ленина и его соратников, привести к развалу империалистических государств и превращению мировой войны в мировую революцию.

Первым этапом явилась отмена крепостного права, которая решила судьбу 22 млн. помещичьих крестьян. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Положение" и "Манифест" об освобождении крестьян. Эти документы касались 3-х основных вопросов: личного освобождения крестьян, наделения их землей и порядка совершения выкупной сделки. Провозглашалась юридическая свобода каждого крестьянина и "даровались" им некоторые общегражданские права. Крестьянин мог выступать как юридическое лицо, заключать сделки, предъявлять иски, владеть движимым и недвижимым имуществом, без специального разрешения помещика вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, переходить в сословия мещан и купцов. Однако, получив личную свободу, крестьяне оставались неравноправным сословием, они являлись единственным классом, который платил подушную подать, нес рекрутскую повинность, подвергался телесным наказаниям. Помещику вменялось в обязанность следить за общественным порядком в деревне. Крестьяне были прикреплены к месту жительства. В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено "Положение о губернских и удельных земских учреждениях". Органы местного самоуправления в губерниях и уездах - земства - стали всесословными выборными учреждениями. Земские учреждения решали довольно узкий круг вопросов: снабжение продовольствием, общественное призрение, страхование имущества, местная торговля и промышленность, содержание школ, больниц, тюрем и т.д. По городской реформе 1870 г. создавались бессословные органы - городские Думы - с только хозяйственной компетенцией. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением по торговле, принимали противопожарные меры, обеспечивали просветительские и медицинские нужды города. Выборы в Думы происходили на основе высокого имущественного ценза; это обеспечивало буржуазии преобладание и руководящую роль. Во главе городской Думы стоял городской глава. Судебная реформа 1864 г. вводила новый порядок судопроизводства. Старый сословный суд заменялся бессословным, гласным и открытым (с допущением в зал заседаний публики и представителей печати), состязательным (в процессе участвовали обвинитель - прокурор и защитник - адвокат); строго разграничивалась компетенция каждой инстанции (мировой и окружной суд, судебная палата, Сенат - высшая судебная инстанция). Виновность обвиняемого определяли присяжные заседатели, избиравшиеся по специальным спискам из лиц разных сословий. Наконец, следователи, готовившие дело к судопроизводству, и судьи, руководившие всей судебной процедурой, хотя и назначались правительством, но были несменяемы В 1860-х - в первой половине 1870-х годов в России была проведена целая серия военных реформ, центральной из которых явилось введение в 1874 г. всеобщей воинской обязанности, заменившей дореформенную рекрутчину. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Перемены в экономике, армии, судебной системе и земствах породили спрос на образованных людей, поэтому реформы не могли не затронуть систему образования. Устав 1863 г. вернул университетам отобранную у них Николаем I автономию. Вводилась выборность ректоров, деканов, профессоров. Университетский совет стал сам решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы, а представитель правительственной администрации - попечитель учебного округа - наблюдал за его работой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: