Развитие укр культуры в 16-17вв

Казацко-сельское восстание

Запорожская Сечь.

Запорожская Сечь была военной организацией: казаки жили в куренях (военное подразделение), ими руководил атаман или гетман, который руководил Сечью при помощи казацкой верхушки - старшины. Казаки совершали успешные походы в Крым и даже доходили до Стамбула (Константинополя). По рекам и морю они ходили на небольших лодках, выдолбленных из целого дерева, которые назывались чайками. По краям прикреплялись связки камыша, что придавало дополнительную устойчивость. У казаков была конница, но все же основой их войска была пехота. Чтобы противостоять татарской коннице казаки начинают активно использовать огнестрельное оружие - пищали, пистоли, небольшие пушки. По степи они передвигались на возах, которые в случае нападения татар казаки устанавливали в квадрат и вели сильный огонь по татарам. Прорваться в середину квадрата было очень трудно, и обычно татары отступали.Кошевой атаман соединял в своих руках военную, административную, судебную и духовную власть. В военное время кошевой был «главным командиром». Запорожские казаки были очень вольнолюбивым и дерзким народом. казачества - это постоянные войны: с турецким султаном, крымским ханом, шляхетской Польшей. Именно на Запорожской Сечи в 1648 году поднял знамя освободительной войны гетман Богдан Зиновий Хмельницкий. Казачьи обычаи были крайне суровыми, особенно в отношении уголовных преступлений. Кроме телесных наказаний, применение пыток, виновных в убийстве или воровстве- вешали, закапывали живьем, забивали палками около позорного столба.

Завоевание Польшей почти всей тер-рии Укр привело к усил-ю феодально-крепостного и нац угнет-я. В селе выросли размеры Паншины, введены новые натуральные и денежные повинности, кот и без того были непосильными. Ситуация была не лучше и в укр городах: от панских ущемл-й страдали мещане,прежде всего купцы и ремесленники. Ослабл-е царской власти привело к полному своеволию феод власти. Магнаты вели себя в своих им-ях и замках как короли:они нападали на беззащитные села и города,отбирая друг у друга землю, имущество..Еще больше обострилась ситуация в Укр после Брест.унии в 1596г. Казаки и крестьяне,мещане,часть православных шляхтичей и даже отд.магнаты все же остались верными православию. От нац,феод.и религ.ущемл-й крестьяне и городские бежали на ЗС, где их надеж.защитниками были казаки.!ое большое крестьянско-казацкое восстание, кот охватило Подолье, Волынь, Киев, нач 1591г.Возглавил казац.вост. Криштоф Косынский, гетман укр.реестров.казачества.Спровоцировало восстание своеволие белоцерковского старосты Я.Острозкого,кот не допустил Косынского к земле и имущ-ву, подаренных ему польским королем за службу.это возмутило Косынского.он собрал занон казаков и пошел против панов.Восстание получило нов. хар-р: от мести за лич.обиду Косынского до общ.нац-осв.восстания. 23янв1593г польс.в-ка и повстанцы встретились под г.Пятка на Волыни. Битва длилась неделю.Б.потери понесли обе стороны,поэт.нач-сь переговоры,в послед.кот было подпис.соглаш-е,согл.кот казаки брали на себя обязательства: -полного послушания короля; -убрать с гетманства Косынского; -выписать с реестра всех,кто был занесен в него во время восстания.кроме т.они не имели право: -сам-но поддерж.диплом. отн-я с сосед.гос. –жить на магнатских тер. –совершать боевые походы.При облоге замка О,Вишневецкого в мае1593г шляхта разбила остатки повстанцев. Казаки вынуждены были снять облогу и отступить на Сечь. Казацко-крестьянское восстание,кот было в 1591-96г закончили собой 1ое столетие сущ-ния Казачины.

Развитие культуры происходило в очень сложных условиях:укр земли были разъединены,наход в составе разных гос-в, не было един центра,постоян набеги манголо-татар,соц,нац и религиозный гнет.Но тем не менее культура развивалась под флагом нац-освоб борьбы,главной задачей кот было освободиться от гнета.1.устное народное творчество было важнейшим компонентом культуры укр народа.Основным видом фольклора явл обрядовая народная поэзия:песни в честь прихода весны,свадебные песни,колядки.широко были распространены истор песни и народные думы о борьбе против польско-шляхетских угнетателей,турок и татар(«Маруся Богуславка»).в них воспивались отвага и смелость героев богатырейДорошенко,Сагайдачного.2.Развитие литературы в 16в-17в было обусловлено подъемом освободительной борьбы укр народа. Основными жанрами этого периода были:поучения,предисловия, проповеди,эпиграммы…главное место в лит-ре занимали полемические произведения.наиболее известным полемистом явл И.Вышенский. 3.Музыка явл неотъемлемой частью духовной жизни укр народа.авторами и исполнителями песен о жизни трудящегося люда,его героической борьбы против иноземных захватчиков были бандуристы,кобзари и лирники.4.театральное искусство зародилось в форме театральной школьной драмы на религиозные и мифологические сюжеты.Актерами преимущественно выступили студенты Киево-Могилянского коллегиума,учащиеся Островской школы.В 17в возник кукольный театр,в кот представлены религиозн сюжеты и сцены из народной жизни.5.Архитектура и живопись.в 16-17вв строились в основном замки,церкви,дворцы,преобладал стиль барокко,для кот хар-ны пышность изысканность форм..наиболее выдающимися архитекторами были Ковниргригорович-Барский. В живописи усилились элементы реализма, церковно-религиозные темы постепенно отходили на 2план.Выдающимся мастером живописи был Д.Левицкий. Книгопечатание.Начало книгопечатанию на тер-рии Укр положил Иван Федоров.В1573г во Львове он основал за средства мещан типографию.в 1574г он издал «Апостол»-первую печатную книгу на Укр.До сер17в на Укр действовали около 40 типографий: Острожская (основана Федоровым), Киево-Печерская, Черниговская.Дело Федорова продолжили укр печатники Наливайно, Суражский…Книгопечатание способствовало дальнейшему развитию культуры на Укр.6.Образование в селах действовали парафиальные школы, в кот обучались дети крестьян и казаков.Славянско-русские школы занимали активную позицию в борьбе против польско-катал наступления.особо выделялась школа Островского.Здесь изучали греч,латинск, польс, славяно-русск языки,а также 7 вольных наук:диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку,грамматику,поэтику,риторику.Первая братская школа была основана во Львове в 1586г.На основе ее объединения с лаврской школой в 1632г возник Киево-Могилянский коллегиум_высшее учебное заведение на Укр(с1701-академия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: