double arrow

Психология народов и масс

№ 2.

№ 1.

Для самопроверки

ТЕСТЫ

Задание 8.

Сознание современных представителей российской культуры имеет особый мифологический уровень, который может быть описан как иерархически организованная система различных мифов (социально-политических, религиозных, идеологических и др.), позволяющая сформировать смысловое, эмоциональное и ценностное пространство, в котором носители данной культуры чувствуют себя органично и комфортно. Раскройте современное содержание некоторых из этих мифов и попробуйте объяснить причины их возникновения и относительной устойчивости в общественном сознании.

Заполните таблицу

Ключевые слова и сфера мифотворчества Миф Причины возникновения мифа
Новые русские    
Демократия    
Свобода    
Бизнес    
Наркотики    
Православие    
Нация    
Секс    
Выбор    
Доллар    
Россия    
Преступление    
Проституция    
Сексуальные меньшинства    

1. В античные времена древние греки обозначали словом «этнос»:

А. другой народ (не греков), который отличался от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т. п.

Б. себя, как коллектив, объединенной традициями, историей, языком

В. коллективную форму жизни животных

Г. коллективную форму жизни людей.

2. Исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей.

А. нация

Б. народ

В. раса

Г. племя

3. Раздел антропологии – учение о происхождении человека:

А. философская антропология

Б. когнитивная антропология

В. этнопсихология

Г. антропогенез

4. Существует миф происхождения некоего народа от поцелуя Геракла и Женщины-Змеи. Этот народ:

А. греки

Б. скифы

В. римляне

Г. шумеры

5. В Гватемале, Боливии, Эквадоре, Перу, Парагвае, этот народ составляет большинство населения:

А. индейцы

Б. итальянцы

В. испанцы

Г. Мексиканцы

6. Карагёз – фольклорный персонаж кукольного театра какого народа?

А. греков

Б. итальянцев

В. испанцев

Г. поляков

7. Признаваясь в любви, представители этого народа прикладывают ладонь не к сердцу, а к желудку. Они уверены, что душа находится в животе. Поэтому и делают харакири, выпуская душу на волю.

А. китайцы

Б. итальянцы

В. корейцы

Г. японцы

8. Конструктор «Лего» изобрели:

А. в Дании

Б. в США

В. в Швеции

Г. в Китае

9. «Xenos» по-гречески означает:

А. «иностранец», «гость».

Б. гражданин полиса

В. патриот полиса

Г. гражданин мира

10. Для какого народа характерна религия синто?

а) японцы

б) якуты

в) папуасы

г) корейцы

11. Для каких народов был характерен обычай «сати»?

а) для народов Индии

б) для народов Прибалтики

в) для народов Прикамья

г) для народов дальнего Востока

12. Кому принадлежат следующие размышления о зарождении этнокультурного организма? «Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего».

А. О. Шпенглеру

Б. Н. Данилевскому

В. В. Розанову

Г. Н. Бердяеву

13. К какому понятию относится следующее определение Л. Н. Гумилева: «Способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, к нарушению инерции агрегатного состояния»?

А. энтропия

Б. маргинальность

В. катарсис

Г. Пассионарность

14. Принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп

А. апартеид

Б. геноцид

В. геттоизация

Г. диаспора

15. Определите тип этнической идентичности. Абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти во имя их на любые жертвы и действия. Это крайняя форма агрессивной идентичности.

А. Нормальная идентичность

Б. Этноцентрическая идентичность

В. Этнодоминирующая идентичность

Г. Этнический фанатизм

16. Учение об особой сущности африканской культуры, ее выделение в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур.

А. национализм

Б. негритюд

В. расизм

Г. сепаратизм

17. Первоначально часть города, отведенная на поселения евреев; обозначение района города, в котором селятся определенные этнические меньшинства, нередко дискриминируемые или испытывающие социальный дискомфорт в иноэтническом окружении.

А. диаспора

Б. гетто

В. ареал

Г. анклав

18. Животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания в качестве первопредка, прародителя.

А. фетиш

Б. амулет

В. тотем

Г. талисман

19. Группа людей, представляющая собой часть этноса, живущая рассеянно среди других народов.

А. демосоциор

Б. суперэтнос

В. этникос

Г. диаспора

20. Древние греки называли себя

А. эллинами

Б. ромеями

В. ирон

Г. адыге

21. Византийские греки называли себя

А. эллинами

Б. ромеями

В. ирон

Г. адыге

22. Осетины называли себя

А. эллинами

Б. ромеями

В. ирон

Г. адыге

23. Кабардинцы называли себя

А. эллинами

Б. ромеями

В. ирон

Г. адыге

24. Они называют свою страну «Ниппон» или «Нихон», что в переводе дословно означает «Начало Солнца». Их мифы говорят, что прародительницей их народа и страны была богиня Солнца.

А. китайцы

Б. корейцы

В. японцы

Г. индийцы

25. «Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие. Ими заложено основание расы… Душа рас изменяется очень медленно в течение веков». Высказывание принадлежит:

А. Л. Февру

Б. Г. Лебону

В. Л. Гумилеву

Г. В. Вундту

1. Термин «культура» стал активно использоваться в социально-гуманитарном знании в период:

А. ранней античности;

Б. средневековья;

В. во второй половине ХХ века;

Г. с XVIII века;

2. Известный мыслитель К. Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» вводит понятие «осевое время», обозначающее период, когда «возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, как он есть», «для всех народов были найдены общие рамки понимания их исторической значимости», «произошел самый резкий поворот истории». Этот период продолжается:

А. III - II тысячелетие до н. э.;

Б. V в. до н. э. - V в. н. э.;

В. VIII - II вв. до н.э.;

Г. I -X вв. н. э.

3. Символом порядка, разума, ясности, упорядоченности человеческого общества в древнегреческой культуре является:

А. Гомер;

Б. Аполлон;

В. Зевс;

Г. Сократ.

4. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, не подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры?

А. Г. Спенсер;

Б. О. Шпенглер;

В. З. Фрейд;

Г. Й. Хейзинга

5. Кому принадлежит термин «дегуманизация искусства»?

А. Г. Гадамеру;

Б. Ф. Ницше;

В. Х. Ортеге-и-Гассету;

Г. А. Камю.

6. Кто из мыслителей придерживался следующей точки зрения: культура - это символическая вселенная, в которой человек и осуществляет свою жизнедеятельность. Культура - есть процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать собственный идеальный мир. Язык, религия, наука, искусство выступают как фазы этого процесса.

А. Ф. Теннис;

Б. А. Вебер;

В. Э. Кассирер;

Г. Б. Малиновский.

7. В концепции Освальда Шпенглера «цивилизация» - это:

А. определенная, заключительная стадия развития любой культуры;

Б. исходная форма развития культуры;

В. бурно развивающаяся культура;

Г. культура вообще.

8. Назовите раннюю форму религии, связанную с поклонением какому-либо животному или растению и верой в происхождение от них:

А. тотемизм;

Б. фетишизм;

В. анимизм;

Г. контаминация.

9. Свойство культуры, которое предполагает постоянное присутствие «другого» реального или воображаемого, соприкосновение, понимание в любом культурном событии:

А. эмпатия;

Б. диалогичность;

В. коммуникация;

Г. информативность.

10. Процесс возникновения и становления ранних форм культуры:

А. тотемизм;

Б. антропогенез;

В. культурогенез;

Г. этногенез.

11. Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»?

А. анимизм;

Б. фетишизм;

В. синкретизм;

Г. тотемизм.

12. Подберите верное определение к понятию «анимизм»:

А. поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

Б. обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы;

В. вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения и предметы, наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом – душой;

Г. ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и верой в происхождение от них.

13. О. Шпенглер особо отмечал, как находящийся в стадии возникновения, следующий культурный тип:

А. славянский;

Б. американский;

В. японский;

Г. русско-сибирский.

14. Как переводится латинское слово «religare», от которого произошло понятие «религия»?

А. Бог;

В. благочестие;

Г. связывать;

Д. вера.

15. Термин и понятие «культура» как «возделывание, воспитание, образование, почитание» впервые встречается в языке:

А. древнееврейском;

Б. арабском;

В. латинском;

Г. древнегреческом.

16. В качестве особой области действительности культуре противостоит:

А. бескультурье;

Б. мир техники;

В. природа;

Г. мир воин и разрушений.

17. Назовите раннюю форму религии, связанную с поклонением каким-либо реальным предметам, приданием им сверхъестественных свойств:

А. фетишизм;

Б. тотемизм;

В. анимизм;

Г. политеизм

18. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала:

А. А. Шопенгауэр;

Б. Г. Гегель;

В. И. Кант;

Г. Ф. Ницше.

19. Кто из современных исследователей изучал взаимодействие человека и культуры с точки зрения философии диалога и «философии поступка», рассматривал проблемы «смеховой культуры»; автор работы «Творчества Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»?

А. С. Аверинцев;

Б. В. Сильвестров;

В. М. Бахтин;

Г. Б. Рыбаков.

20. Назовите культурологическое направление, в котором культурные и социально-политические явления выступают как результат сублимации психосексуальной энергии, трансформации первичных бессознательных процессов:

А. фрейдизм;

Б. марксизм;

В. игровая концепция;

Г. теория ценностей.

21. Назовите раннюю форму религии, связанную с верой в способность человека нанести особым таинственным путем вред другому человеку:

А. знахарство;

Б. тотемизм;

В. магия;

Г. оккультизм.

22. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?:

А. «Феномен человека»;

Б. «Идеи к философии истории человечества»;

В. «Недовольство культурой»;

Г. «Закат Европы»;

23. Освальд Шпенглер утверждал, что в истории человечества нет поступательного движения, а есть повторяемость и цикличность. Что же тогда отличает одну культуры от другой:

А. наличие «души», с появлением которой культура рождается, расцветает и умирает, когда «душа» утрачивает свои силы;

Б. национальная принадлежность народа, составляющего данную культуру;

В. тип производственных отношений;

Г. сходство с разными типами живых организмов.

24. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»:

А. общество;

Б. культура;

В. техника;

Г. образование.

25. Понятие «философия культуры» как самостоятельная отрасль знания в европейской науке появилось во времена:

А. Платона и Аристотеля;

Б. Фомы Аквинского;

В. Вольтера и Руссо;

Г. в конце XIX - начале ХХ век


ХРЕСТОМАТИЯ

К. Леви-Стросс

Три вида гуманизма

Этнология – самая древняя и самая общая форма того, что мы называем гуманизмом. Потому что никакая часть человечества не может понять себя иначе, как через понимание других народов. Этнология – это область новых цивилизаций и новых проблем. Эти цивилизации не дают в наши руки письменных документов, так как у них вообще нет письменности. А так как уровень их технического развития, как правило, очень низок, они не оставили нам и памятников изобразительного искусства. Поэтому у этнолога возникает необходимость вооружить свой гуманизм новыми методами исследования, применимыми как в гуманитарных, так и в естественных науках. После аристократического гуманизма эпохи Возрождения и буржуазного гуманизма XIX в. этнология знаменует собой – для законченного космоса, каким стала наша планета, – появление универсального гуманизма

Большинству из нас антропология представляется наукой новой, свидетельством изощренной любознательности современного человека. В нашей эстетике произведения первобытного искусства заняли место менее 50 лет тому назад. Интерес к самим первобытным обществам немного более древнего происхождения - первые работы, посвященные их систематическому изучению, восходят к 1860 г., т.е. к той эпохе, когда Ч. Дарвин поставил проблему развития применительно к биологии. Эта эволюция, по мнению его современников, отражала эволюцию человека в плане социальном и духовном.

Думать об этнологии таким образом - значит заблуждаться относительно реального места, которое занимает в нашем мировоззрении познание первобытных народов. Этнология не является ни частной наукой, ни наукой новой: она - самая древняя и самая общая форма того, что мы называем гуманизмом.

Когда в конце Средневековья и в эпоху Возрождения люди вновь открыли для себя греко-римскую античность и когда иезуиты превратили латынь и греческий язык в основу образования, возникла первая форма этнологии. Эпоха Возрождения нашла в античной литературе не только забытые понятия и способы размышления, она нашла средство поставить во временную перспективу свою собственную культуру, сравнить собственные понятия с понятиями других времен и народов.

Критики классического образования ошибаются относительно его природы. Если бы занятия греческим и латынью сводились к простому овладению рудиментами мертвых языков, в них, действительно, было бы немного пользы. Но - и учителя начальной школы хорошо это знают - через посредство языка и чтения текстов ученик проникается методом мышления, который совпадает с методом этнографии (я назвал бы его "техникой переселения").

Единственное отличие классической культуры от культуры этнографической относится к размерам известного в соответствующие эпохи мира. Человеческий космос был ограничен в начале эпохи Возрождения пределами Средиземноморского бассейна. О существовании других миров можно было только догадываться. Но, как мы уже сказали, никакая часть человечества не может понять себя иначе, как через понимание других народов.

В XVIII - начале XIX в. с прогрессом географических открытий прогрессирует и гуманизм. Еще Руссо и Дидро пользуются всего лишь догадками об отдельных цивилизациях. Но в картину мира уже начинают вписываться Индия и Китай. Своей неспособностью создать оригинальный термин наша университетская наука, которая обозначает изучение такого рода культур термином "неклассическая философия", признается в том, что речь идет все о том же гуманистическом движении, заполняющим новую территорию (подобно тому как для древних метафизикой называлось все то, что шло после физики). Проявляя интерес к последним из находящихся в упадке цивилизаций, к так называемым примитивным обществам, этнология выступает как третий этап в развитии гуманизма. Этот этап является одновременно последним, поскольку после него человеку не остается ничего открыть в себе самом, по крайней мере, экстенсивно (потому что существует иного рода глубинное исследование, конца которому не видно).

Но имеется и другая сторона проблемы. Зона охвата первых двух видов гуманизма – классического и неклассического – была ограничена не только количественно, но и качественно. Античные цивилизации исчезли с лица земли и доступны нам лишь благодаря текстам и памятникам культуры. Что касается народов Востока и Дальнего Востока, которые продолжают существовать, метод их исследования оставался тем же, потому что считалось, что цивилизации столь отдельные могут заслуживать интереса лишь благодаря своим наиболее рафинированным продуктам.

Этнология - это область новых цивилизаций и новых проблем. Эти цивилизации не дают в наши руки письменных документов, так как у них вообще нет письменности. А так как уровень их технического развития, как правило, очень низок, они не оставили нам и памятников изобразительного искусства. Поэтому у этнолога возникает необходимость вооружить свой гуманизм новыми орудиями исследования.

Этнологические методы являются одновременно более грубыми и более тонкими, чем методы предшественников этнологии, филологов и историков. Общества эти чрезвычайно трудно доступны, и для того чтобы в них проникнуть, этнолог должен ставить себя вовне (физическая антропология, технология, предыстория), а так же глубоко проникать внутрь, потому что он отождествляется с группой, в которой живет, и должен уделять особое внимание, так как он лишен других сведений, тончайшим нюансам психической жизни туземцев.

Этнология во всех отношениях выходит за пределы традиционного гуманизма. Поле ее исследования охватывает всю обитаемую землю, а ее методология аккумулируют процедуры, относящиеся как к гуманитарным, так и к естественным наукам.

Три следующих один за другим вида гуманизма интегрируют и продвигают человеческое познание в трех направлениях: во-первых, в пространственном отношении, наиболее "поверхностном" (как в прямом, так и в переносном смысле); во-вторых, в наборе средств исследования: мы начинаем постепенно понимать, что, если по причине особых свойств "остаточных" обществ, которые стали предметом ее изучения, антропология оказалась вынужденной выковать новые орудия познания, они могут плодотворно применяться к изучению других обществ, включая и наше собственное; в-третьих, классический гуманизм был ограничен не только своим объектом - пользовавшиеся его благодеяниями люди также составляли привилегированный класс. Даже экзотический гуманизм XX в. был связан с промышленными и торговыми интересами, которые его питали и которым он обязан своим существованием. После аристократического гуманизма эпохи Возрождения и буржуазного гуманизма XIX в. этнология знаменует собой - для законченного космоса, каким стала наша планета, - появление универсального гуманизма.

Ища источник своего вдохновения в обществах наиболее униженных и презираемых, она провозглашает, что ничто человеческое человеку не чуждо, и становится, таким образом, столпом гуманизма демократического, противостоящего всем предыдущим видам гуманизма, которые были созданы для привилегированных цивилизаций.

Мобилизуя методы и инструментарий, заимствованный из всех наук, и ставя все это на службу человеку, этнология хочет примирить человека и природу в едином всеобщем гуманизме.

Пер. с фр. М. К. Рыклина

Опубликован редакцией Электронного журнала "Личность. Культура. Общество".

Гюстав Лебон


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: