Письмо японскому другу

Задание 6.

Задание 5.

Задание 4.

Задание 3.

Задание 2.

Задание 1.

Прочтите определения культуры и разделите по группам (описательный, исторический, нормативный, психологический, структурный, генетический), выделяя при этом самые важные, на ваш взгляд, признаки.

А. Мы привыкли... саму культуру понимать как способность к накоплению знаний и ощущений и умение передавать или воспринимать их с помощью памятников, из устных преданий и общественных учреждений (Гумилев Н. В огненном столпе. М., 1991. С. 93)

В. Социальный организм, в отличие от биологического, одновременно структурируется во многих измерениях, — он многомерен. При этом его "органы" и "ткани" не имеют таких четких форм, как в биологическом организме. Границы между ними подвижны и неопределенны. Причем они проникают друг в друга по самым различным каналам. Это делает невозможным одномерную классификацию его элементов…К какой сфере отнести производство духовных ценностей? Оно одновременно временно относится и к сфере экономики, и к сфере культуры, и к сфере идеологии. И опять-таки тут имеет место не просто вмешательство экономики в культуру. Сама культура есть составная часть экономики. Аналогично идеология есть часть культуры, культура — сфера и средство идеологии, культура есть сложный и многообразный феномен, отдельные элементы которого нуждаются в несовместимых и даже противоположных определениях. Она настолько тесно переплетена с другими социальными феноменами, что порою их трудно различить даже в абстракции. Выделив одни ее признаки, вроде бы отличающие ее от других феноменов, ты тотчас же найдешь какие-то явления вне культуры с теми же признаками... В культуру включается литература, музыка, живопись, мода, архитектура, танцы, кино, оформление помещений и т.д. (Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М, 1995. С. 11, 313)

С.. Отсутствие единства с самим собой есть, вообще говоря, признак человека культуры... культурный процесс состоит в прогрессирующем обуздании животного начала в человеке; это — процесс одомашнивания, который не может осуществляться без возмущения со стороны жаждущей свободы животной натуры... Непослушание есть исключительная прерогатива человека, чье сознание и свободная воля могут при случае contra naturam отрываться от своих корней в животной природе. Эта особенность есть непременная основа всякой культуры, но также — если она чрезмерна — и душевной болезни. Без вреда можно переносить лишь определенную меру культуры. Бесконечная дилемма "культура—природа" есть в основе своей вопрос меры и пропорции, а не "либо—либо" (Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М, 1994. С. 46—47, 64.)

D. Культура определима как деятельность сохранения и роста жизненных сил личности и расы путем развития этих сил в творческом преобразовании действительности; начало культуры поэтому коренится в росте индивидуальности; ее продолжение — в индивидуальном росте суммы личностей, объединенных расовыми особенностями; продукты культуры — многообразие религиозных, эстетических, познавательных и этических форм; связующее начало этих форм — творческая деятельность отдельных личностей, образующих расу; эта деятельность берется как самоцель... Последняя цель культуры — пересоздание человечества; в этой последней цели встречается культура с последними целями искусства и морали; культура превращает теоретические проблемы в проблемы практические; она заставляет рассматривать продукты человеческого прогресса как ценности; самую жизнь превращает она в материал, из которого творчество кует ценность. Такое внутреннее освещение человеческого прогресса (его переоценка) придавая ему органическую целостность, превращает самое поим ни- о прогрессе в понятие о культуре (Белый А. Символизм как миропонимание. М, 1994. С. 20—23.)

E. Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества (Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М, 1989. С. 18.)

F. Культура — деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Социальное бытие не существует само по себе, безотносительно к его воспроизводству людьми; в этом, собственно, и состоит его отличие от природы (Современный философский словарь. М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996. С. 255.)

G. Воспитание человеческого рода — это процесс и генетический, и органический; процесс генетический — благодаря передаче, традиции, процесс органический — благодаря усвоению и применению переданного. Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, т.е. возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать его просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самой земли. Различие между народами просвещенными и непросвещенными — не качественное, а только количественное (Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 230.)

H. Культуры суть организмы. Всемирная история — их общая биография. Огромная история китайской или античной культуры представляет собой морфологически точное подобие микроистории отдельного человека, какого-нибудь животного, дерева или цветка... В судьбе отдельных, сменяющих друг друга, вырастающих друг возле друга, соприкасающихся, оттесняющих и подавляющих друг друга культур исчерпывается содержание всей человеческой истории... Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, некий лик из пучины безликого, нечто ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова возвратилась в прадушевную стихию. Но ее исполненное жизни существование... представляет собой сокровенную, страстную борьбу за утверждение идеи против сил хаоса, давящих извне, против бессознательного, распирающего изнутри, куда силы эти злобно стянулись... Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются — она становится цивилизацией (Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М., 1993. С. 262, 264).

L. Культура, прежде всего, — понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, — явление общественное, то есть социальное....Культура есть форма общения между людьми... культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу... область культуры — всегда область символизма... культура всегда, с одной стороны, определенное количество унаследованных текстов, а с другой — унаследованных символов... (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVIII—начало ХIХ века). СПб, 1996. С. 5—8.)

M. Определяя сегодня культуру как систему текстов, ненаследственную память коллектива, исследователи называют в качестве одного из фундаментальных отграничителей, отделяющих сферу культуры от природы, появление коммуникации в различных ее проявлениях — от обмена сообщениями до обмена дарами и благами... Но еще более важным основанием, на котором покоится Земля как обиталище людей, является культурная традиция человечества, сложившаяся в ходе исторического развития (Борее В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986. С. 106—107).

N. …Культура – это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят… Культура – это стремление к благозвучию и свету, главное же – к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали (Мэтью Арнольд, английский поэт XIX века)

O. Итак, будем придерживаться вполне совпадающего с общепринятым языком понятия культуры, то есть понимать под культурой совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей… (Г. Риккерт)

P. Культуру можно определить как совокупность ментальных и физических реакций и действий, которые характеризуют поведение индивидов, составляющих социальную группу (Ф. Боас)

Q. Культурой являются все черты образа жизни каждого народа, которые зависят от способности к символизации и могут быть рассмотрены в экстрасоматическом контексте (Л. Уайт)

R. Культура – это, в сущности, огромное множество сообщений. Каждое из них представляет собой конечное и упорядоченное множество элементов некоторого набора, выстроенных в виде последовательности знаков по определенным законам: законы «орфографии», «грамматики», «синтаксиса», «логики» и т. д. Эти понятия, возникшие первоначально применительно к сообщениям письменной речи, на самом деле обладают гораздо большей общностью и приложимы ко всем вообще способам физической передачи сообщений. (Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 126)

Сохранилась персидская легенда о том, как цыган выписывали из Индии. Какие черты менталитета цыган обосновываются в этой легенде?

«Это Бахрам Гур (древний шах Ирана) пригласил цыган из Индии, чтобы они в свободное время песнями и танцами забавляли земледельцев. Десять тысяч мужчин и женщин пришло оттуда и каждому дал царь царей осла, по паре быков и зерно для посева. Разожгли огромные костры цыгане, и не встали с места, пока не съели всех быков и зерно. Рассердился Бахрам Гур, но по зрелому размышлению понял, что каждому нужно заниматься своим делом. «Ослы-то хоть остались?», - только и спросил царь царей. Потом велел им погрузить поклажу, разделили их на четыре части и направил в четыре разные стороны: на север, юг. Восток и запад. Так бродят по миру теперь цыгане, потому что имел Бахрам Гур силу заклятья».

Журналистка Ольга Хрусталёва, идентифицирующая себя с поколением 70-х гг. ХХ века, пишет, обращаясь к поколению-предшественнику: «Вы…. все твердите, как заклинание, «чтоб не пропасть поодиночке»…. Моё поколение знает, что поодиночке не пропадёт. Поэтому протягивая руку другому, такому же одиночке, оно делает это бескорыстно (А за лозунгом «возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» есть некоторый оттенок взаимозависимости, значит – и внутренней несвободы)…Если в толпе Вы увидите молодого человека, ничем особенно не примечательного. Кроме иронично-отстранённого взгляда, - знайте, это идёт моё поколение. Если Вы услышите – «Моё поколение смотрит вниз, моё поколение молчит по углам», - знайте, это поёт моё поколение. Если Вам задают вопрос – «Какое философское учение Вы предпочитаете?» - знайте, это вопрошает моё поколение….». Попробуйте назвать основные духовно-ментальные ориентиры поколения как субъекта культуры, то есть приведите критерии и параметры, по которым одно поколение людей отличает себя от другого (предшествующего или последующего). Сконструируйте портрет своего поколения.

Приведите собственные иллюстрации к утверждению К. Леви-Строса: «Язык представляет собой такие условия культуры в той мере, в какой последняя обладает строением, подобным строению языка. …Язык можно рассматривать как основу, предназначенную для возведения на ней структур порой более сложных, чем он, но аналогичных ему, структур, соответствующих культуре, взятой в её различных аспектах».

С целью показать особенности существования внутри одной национально-культурной целостности образов других национальных культур мы предлагаем вам заполнить таблицу. Исследование таких результатов межкультурной коммуникации может проводиться на материале литературных текстов (например, образ китайца в русской литературе), может принимать во внимание и мифологию, и фольклор (в частности, жанр анекдота), и отдельные лингвокультуремы (фразеологизмы, паремии), и кино:

Этническая группа Блюдо, напиток Город Внешние данные Черта характера Архитектурный памятник Прочее
             

Объясните, над какими стереотипными образами иронизирует Д. А. Пригов:

А что в Японии, по-прежнему ль Фудзи

Колышется, словно на бедрах ткань косая

По-прежнему ли ласточки с Янцзы

Слетаются на праздник Хокусая

По-прежнему ли Ямотото-сан

Любуется на ширмы из Киото

И кисточкой проводит по усам

Когда его по-женски кликнет кто-то

По-прежнему ли в дикой Русь-земле

Живут не окрестясь антропофаги

Но умные и пишут на бумаге

И, говорят, слыхали обо мне

Задание 7.

Познакомьтесь с вступительной частью романа Германа Гессе «Игра в бисер». Попытайтесь объяснить, почему в книге, написанной в 30-х годах, могла быть создана полная и детальная культурологическая картина всего ХХ столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: