Союз между Богом и Авраамом

Отношения между Богом и Авраамом (и его потомками) названы в Торе словом «брит». Его не слишком удачно перевели на русский язык как «завет». На самом деле это центральное для иудаизма понятие означает союз, договор, соглашение, даже контракт.

Что хочет Бог от Авраама? Что он обещает своему союзнику? Авраам должен полностью изменить свою жизнь, начать её заново, а ведь он был уже глубоким стариком; обрубить свои национальные, исторические, культурные корни, забыть дом отца своего и идти в совершенно другую страну. Бог хочет создать народ из человека, полностью доверившегося Ему и готового отказаться от всей своей предшествующей жизни по одному только Его слову.

Символом этого поразительного Союза становится обрезание: особый знак на теле каждого мужчины – потомка Авраама. «И сказал Бог Аврааму: Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17.9–11). Слово «завет» здесь означает «союз».

Бог говорит Аврааму: «ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17.1). Авраам, олицетворяющий весь еврейский народ, весь иудаизм в одном лице, должен быть лишён недостатков (дефектов, пороков), а его человеческие достоинства должны слиться воедино, чтобы обеспечить цельность, необходимую для хождения перед Богом. Авраам обязан быть честным и искренним перед Ним всегда и должен быть простодушно предан Ему. Очевидно, что такие качества, вместе взятые, едва ли возможны для человека и совершенно невозможны для целого народа. Ну что ж, значит, Бог хочет невозможного. В конце концов, именно для этого Он и создаёт Свой новый народ в лице Авраама. Со времён Авраама и до наших дней несоответствие требованию непорочности и обязательство следовать ему держат еврейскую религиозную жизнь в постоянном духовном напряжении. Со времён Авраама и до наших дней еврейская мысль билась над тем, как подобное несоответствие преодолеть, стремилась полнее и глубже понять содержание непорочности и жизненно осуществить эту идею в «хождении перед Богом». Хотя слово «хождение» употребляется здесь в переносном смысле, однако и в истории первого еврея Авраама, и в истории всего еврейского народа хождение превращается в чисто физическое: в передвижение с места на место, из одного города в другой, из одной страны в другую – «хождение перед Богом» оказывалось и хождением по всему созданному Им миру, между всему народами. Впервые обращаясь к Аврааму, Бог требует от него именно физического хождения («пойди»), причём такое перемещение из одного места в другое становится необходимым условием хождения духовного. Все народы получили возможность познакомиться не только с еврейскими идеями, но и с самими носителями этих идей – евреями, с их жизнью во всех её проявлениях.

Итак, заключая Союз с Богом, Авраам берёт на себя и на своих потомков трудновыполнимое обязательство ходить перед Богом и быть непорочным. Однако Союз предполагает обоюдные обязательства. Какие же из них берёт на себя Бог?

Бог обещает, что Авраам, старый и бездетный человек, станет родоначальником целой нации, и что, благословив Авраама, а через него и весь еврейский народ, благословит тем самым «все племена земные». В то же время Он грозит проклясть всех, злословящих Его избранников.

Бог обещает, что Он, Бог всех и каждого в отдельности, будет в силу этого Союза состоять с Авраамом и его потомками в особых отношениях: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя».

Бог обещает дать Аврааму и его потомкам «всю землю Ханаанскую во владение вечное» (Ханаан – древнее название Палестины, Сирии и Финикии).

Бог обещает также, что Союз, заключённый с Авраамом будет не временным, а вечным. Тора говорит о том, какие беды постигнут еврейский народ, если он не будет выполнять взятые на себя «союзнические обязательства». Несмотря ни на что, Союз этот должен остаться в неприкосновенности.

Союз с Авраамом – это пока ещё союз только с одним человеком. Однако у Авраама родился сын, потом появились внук, правнуки. Потомков Авраама становится всё больше. Формируется настоящий народ. И у горы Синай [3] Бог заключает Союз с евреями.

Согласно Торе, единственный раз за всю многовековую историю еврейского народа Бог обращается не к одному выдающемуся по своим нравственным и духовным достоинствам человеку, а ко всему народу, причём каждый мог слышать голос Бога и вступить в диалог с Ним. Авраам – первый еврей – сказал Богу «да» (не только словом, но и жизнью), а теперь «да» говорит весь народ. В этом Союзе целого народа и Бога воспроизводится Союз Бога с Авраамом. Бог обещает, что стоящие у горы люди будут навеки Его народом. И в этом качестве еврейский народ, как некогда Авраам, должен «ходить перед Ним» и «быть непорочным».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: