Иврит и Тора

Словарь

Иудаизм

Литература к теме

1. Религии мира [Текст]. Ч. 1. Традиционные верования. Религии Ирана. Иудаизм. Религии Индии. Религии Китая и Японии / ред. коллегия: М. Аксёнова, Д. Володихин, Т. Каширина [и др.]. – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008. – 492 с.

2. Словарь философских терминов [Текст] / науч. ред. В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 731 с.

Авраам (евр. «отец множества»)– великий пророк, чтимый в иудаизме, христианстве, исламе. С его именем связывается начало веры в единого Бога. Считается родоначальником еврейского и арабского народов.

Адам и Ева – в иудаизме, христианстве, исламе первый мужчина и первая женщина, считающиеся прародителями человеческого рода.

Иегóва (Яхве)– Господь; это одно из священнейших имён Бога, заключает в себе понятие вечности и совершенства. У евреев имя табуировано.

Каббалá – мистическое учение, сложившееся в рамках иудаизма.Центральная книга каббалы – «Зогар» («Сияние»). В ней предпринимается попытка постичь сокровенный смысл Торы, понять зашифрованные в символах тайны Бога и творения. Большое внимание в каббале уделяется мистике букв (естественно, еврейского алфавита) и цифр.

Менора – ритуальный подсвечник, символ иудаизма.

Моисей – в иудаизме, христианстве, исламе величайший пророк, выведший еврейский народ из земли Египетской. Через Моисея Бог дал еврейскому народу Тору.

Ной – в иудаизме, христианстве, исламе праведник, спасшийся со своей семьёй во время Великого потопа; прародитель послепотопного человечества.

Раввин – человек, как правило, возглавляющий общину. Но есть общины, существующие без него. Основное, что требуется от раввина, – быть воплощением традиции, «ходячей еврейской энциклопедией». Он должен разрешать все религиозные вопросы, возникающие у членов общины, в том числе множество бытовых, поскольку в ортодоксальном иудаизме религией пронизана вся жизнь. Раввин своими советами и разъяснениями должен гарантировать соответствие жизни религиозным установлениям.

Тóра – первые пять книг Танаха, их также принято называть Письменной Торой. Устная Тора – это религиозное наследие, не вошедшее в Танах. Основу Устной Торы составляет Талмуд. Традиция считает, что Бог открыл в Торе Свою Волю.

8.1. Иудаизм – религия еврейского народа

В истории религии и культуры иудаизм сыграл важнейшую роль, на почве которого впоследствии было основано христианство. Иудаизм возник на рубеже II–I тыс. до н. э. Слово «иудаизм» образовано от имени Иуда. Иуда – принятое в России написание (и произношение) имени, звучащее на иврите как Иегуда. А «еврей» на иврите – это «иегуди», т. е. слова Иуда и «еврей» практически синонимы. Неудивительно поэтому, что в широком смысле термин «иудаизм» часто употребляется для обозначения всей еврейской цивилизации, всей еврейской культуры, включая и религию. В этом случае слово «иудаизм» – синоним слова «еврейство». Интересно, что на иврите оба этих понятия обозначаются одним и тем же словом («ягадут»). Однако в узком смысле иудаизмом называют только еврейскую религию.

Можно сравнить слово «иудаизм» с названиями других религий: конфуцианство образовано от имени основателя религии; христианство, буддизм – от титулов основателей; даосизм, ислам – от центральных понятий этих религий. Слово же «иудаизм» отсылает нас к еврейскому народу, и не случайно. Рождение этого народа, его история, взлёты и падения – вот что важно и существенно в иудаизме. Главнейшие принципы, идеи, повеления и запреты становятся тем, что они есть, именно потому, что адресованы еврейскому народу. Почему здесь так важна национальная тема?

Центральная тема иудаизма – идея избранности. Но что же означает всё это применительно к иудаизму?

Кто избирает? – Бог.

Из какой среды избирает? – Из всех народов, из всего человечества.

Избирает кого? – Евреев.

Избирает для чего? С какой целью? – Чтобы они с момента избрания выполняли среди других народов на протяжении всей мировой истории особую, данную им Богом задачу.

Почему именно евреев? – В Торе сказано об этом так: Бог не находит народ, в полной мере отвечающий Его замыслу, и решает его создать. Создать из одного выбранного человека – нееврея, потому что евреев в этот период истории ещё просто не существовало. Бог решает создать народ из одного человека, как если бы Он решил вырастить лес из одного семечка. Избранником стал арамей [2] Аврам, которому Бог поведал: «Ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам». Бог, избирая Авраама, делит его жизнь на две части: весьма достойную, заслуживающую уважения, но нееврейскую жизнь, и жизнь еврейскую, которую избраннику предстоит начать заново. Все люди – люди Божии (так, во всяком случае, смотрит на это иудаизм), но Авраам в своём избрании становится человеком особым: как вступивший с Богом в особые отношения и взявший на себя обязательства, соответствующие этим отношениям. Обязательства Авраама сохраняют силу и для его потомков: неукоснительное выполнение их становится содержанием еврейской истории.

Иврит – это язык, на котором евреи говорили в древности. Впоследствии они в течение примерно двух тысячелетий говорили на других языках. Иврит же оставался языком молитв, священных книг и комментариев к ним. В XX в. он был возрождён как живой разговорный язык (единственный случай в истории!). Теперь это один из государственных языков Израиля.

Слово «тора» на иврите означает «учение», «теория», «концепция». Например, можно сказать «тора Эйнштейна». Но если слово не переводится и пишется с заглавной буквы – Тора, то это означает, что речь идёт об исходящем от Бога знании.

Существует письменная и устная Тора. Письменная Тора – Танах – сборник книг, которому в христианстве в некоторой степени соответствует Ветхий Завет. Устная Тора – еврейское религиозное наследие, не вошедшее в Танах. Основу Устной Торы составляет Талмуд – собрание религиозно-этических и правовых положений. С точки зрения жанра Устная Тора делится на Галаху и Агаду. Галаха – это еврейское религиозное законодательство. Агада – притчи, истории, шутки, толкования, т. е. то, из чего невозможно сделать формальный вывод, как следует поступать в том или ином случае.

В иврите и арамейском языке нет гласных букв, есть только согласные. Например, слово Танах пишется на самом деле ТНХ, так что надо просто знать, как произносится это слово. Для того что правильное произношение не было утеряно, были разработаны специальные знаки, которые называются огласовками. Они пишутся под буквами и обычно используются только в учебной литературе и Священном Писании (но не для богослужения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: