Олимпиада школьников 57 страница

прояснялось. У духовника появлялась причина упорно продолжать допрос, а обвиняемому оставалось только признать вину, отречься от дьявольской секты и вернуться в спасительное лоно Церкви. Ничего нет удивительного в том, что при таком методе внушения Монуар и его духовные собратья выявили в Бретани столько ведьм и колдунов!

4. Нависшая опасность

С точки зрения истории как науки важным и интересным является следующий вопрос: почему правящая культура была охвачена колдовским наваждением во времена Возрождения и Реформы, а не в мрачный период средневековья?

Трево-Ропер видит причину в том, что духовенство и юристы получали аристотелевское образование; в XVI в. они были рационалистами, верили в мир разума и из показаний обвиняемых делали вывод о реальности сказанного. Доминиканцы, на которых лежит большая ответственность за безумие гонений на ведьм, были бесконечно преданны учению Аристотеля из-за своего духовного учителя - Фомы Аквинского. Они создали манихейскую демонологическую систему, которую отличала внутренняя логика, но которая не была связана с реальной сложностью мира. Между тем неоплатонизм, делая акцент на "естественную" магию и концепцию "природы", указал путь развития истинной науке.

Однако эти аргументы и глобальный взгляд на проблему не могут убедить историка. С одной стороны, признается, что такие последователи Аристотеля, как Нифо, Помпонацци, а в более общем плане па-дуанцы, не видели в колдовстве дьявольского вмешательства. С другой стороны, даже учитывая скептическое отношение к официальной демонологии таких неоплатонистов, как Агриппа, Кардан, Парацельс, нельзя не видеть в этом доминирующем в эпоху Возрождения культурном течении иррациональной стороны. Неоплатонизм отдавал предпочтение белой магии, астрологии, алхимии, населил мир демонами (не в отрицательном значении этого слова). Однако Св. Августин учит, что все демоны злы, поэтому рас-


пространение неоплатонизма среди духовенства привело к тому, что Сатана стал вездесущ и его власть безмерна.

В более широком плане следует ответить на вопрос: не гуманизм ли содействовал тому, что высшее общество было охвачено верой в колдовство и колдовские мессы? Знание древних писателей и книгопечатание способствовали распространению произведений Горация, Овидия, Петрония, Апулея. В них-то и содержались многочисленные описания ведьм, заговоров, колдовских обрядов, вакханалий. Античные произведения, ставшие доступными для образованных людей и которые нередко читались через призму христианских догм, естественно должны были способствовать росту сатанинского наваждения и веры в дьявола на уровне правящей культуры.

Что касается интеллектуального развития образованного слоя общества эпохи Возрождения, то в качестве гипотезы можно привести также такое рассуждение: не увеличился ли разрыв между научной и народной культурами вследствие накопления знаний и распространения литературы? Возможно, что возврат к классической латыни, мифологии, иконографии и греко-римской философии создал обстановку изоляции образованной части общества от того мира, которому язык эрудитов был недоступен. До того времени, когда началось триумфальное распространение науки посредством учебных заведений, письменная культура оставалась хрупкой и изолированной среди мира простонародной устной культуры. Если это так,- а я сторонник этой точки зрения,- то этот фактор может стать еще одной составляющей в ментальности осадного положения, присущей тому времени. Так или иначе, расхождение двух культур усиливало отчуждение и отвращение элиты к непонятному укладу жизни крестьянской массы. Различие порождает агрессивность. В этом смысле можно согласиться с тем, что существует человеческая потребность видеть себя добрым и нормальным, а другого - дурным и ненормальным. Процессы над ведьмами были проявлением самозащиты доминирующей этики.

Поэтому излишне задаваться вопросом, кто несет большую ответственность за охоту на ведьм - свет-

ские суды или церковные. И те, и другие, поскольку они защищали общие для них власть, знания, язык. Духовенство и судьи имели одно и то же социальное происхождение и одинаковый образовательный уровень. Это были два опорных столпа христианства. Показателен в этом отношении тот факт, что духовный теоретик демонологии иезуит Дель Рио был сначала гражданским судьей, генеральным прокурором Совета Брабанта. Судьи и богословы, цитируя друг друга, имели такое чувство, будто ведут общую борьбу. Гопкинс, "генеральный контролер ведьм" Эссекса, не старался прикрыть свою деятельность религиозными мотивами. Многие из его жертв принадлежали духовенству, его противниками были ярые пуритане. Однако он был убежден, что служит общественному делу, отводя нависшую угрозу. В общей борьбе с колдовством духовенство было носителем идеологии, а судьи считали, что выполняют святую миссию, и были орудием репрессий. В условиях слияния гражданских и церковных властей государство разыгрывало партию на двух досках, используя при этом язык Церкви. Так, Филипп II в ордонансе, изданном в Брюсселе в 1592 г., в это злосчастное время объявляет войну "великим грехам": колдовству, ведовству, гаданию, внушению и безбожию. Ссылаясь на "духовные каноны" и "гражданские законы", он поручает это дело гражданским судам и епископам. Так, Церковь и Государство объединились в борьбе против вражьей силы - Сатаны, "который погоняет людей словно вьючных лошадей до последнего вздоха, а чтобы они освежились на том свете, им уготованы вечное пекло и горящая сера".

Мы вновь видим свидетельство страха правящей культуры. Носители этого страха пребывали в убеждении, что колдовство завоевывает мир, его злодеяния множатся, сообщество подручных Сатаны непомерно разрастается. Власть, как гражданская, так и церковная, находится в осадном положении. Подтверждений этому несть числа. Приведем некоторые из них, с тем чтобы воссоздать ментальность осадного положения защитников общества. С середины XVI в. по середину XVII в. бытовало мнение многочисленности ведьм. Во время вальдейского процесса в Аррасе инквизиторы объявили, что христианский мир


переполнен ведьмами и колдунами (даже некоторые епископы и кардиналы - колдуны), что треть христиан на самом деле замаскированные колдуны. Булла "Стремящиеся..." 1484 г. и "Молот ведьм" приводят другие данные, но предупреждают, что эта опасность растет. Папа пишет: "Недавно до наших ушей дошло и очень нас опечалило известие, что... многие лица того и другого пола (в Германии), забыв о спасении и католической вере, отдали себя в руки демонов как в женском, так и в мужском обличье". Авторы "Молота ведьм" также утверждают, что людское лукавство растет и что Враг "посеял на поле Господа нашего удивительный еретический разврат".

Число таких свидетельств растущего страха резко увеличилось в период с середины XVI в. до середины XVII в. Для'Ж. Бодэна быстрое размножение ведьм дано людям в наказание:

"Так же, как Бог насылает чуму, войну, голод посредством злых духов, вершащих справедливость, так же он создал колдунов за осквернение имени своего, как это делается сейчас всюду безнаказанно и свободно, так что даже дети искусны в этом".

Несколькими годами позже, ссылаясь на Ж. Бодэна, Н. Реми будет утверждать, что при Карле IX во Франции насчитывалось несколько тысяч лиц, зараженных дьявольской проказой. Все, кто сам принимал участие в шабашах, в один голос утверждают, что там бывает очень много людей. Одна из обвиняемых, которую цитирует Н. Реми, заявляет, что в первую ночь она насчитала там не менее 500 человек. Столь же категоричен Богэ, поклонник "Молота ведьм" и Ж. Бодэна: "Колдуны бродят по нашей земле тысячами и плодятся, словно гусеницы в садах. И это к стыду наших магистратов, которым следует блюсти чистоту нравов и пресекать преступления". В 1628-1630 гг. судьи из Доль подтверждают многочисленность ведьм: "Зло растет изо дня в день, повсюду множатся эти исчадия".

Что касается Франции, то более позднее свидетельство подтверждает стереотипный диагноз. В "Латинской газете", выходящей с 1671 г., Монуар пишет: "Из 300 священников, которые серьезно использовали этот метод (Инструкции духовников), нет ни одного, кто не согласился бы с тем, насколько велико

число свершающих это ужасное преступление (колдовство)".

Рост колдовства отмечается также в официальных документах, как гражданских, так и церковных, правда со ссылкой на ересь - источник всех извращений. В 1581 г. Нормандский Собор отмечает:

"В колдовстве под началом Сатаны соединились почти все виды ереси. Нам остается сожалеть о том, что мы видим, как в нашем королевстве и других местах множится и растет колдовство".

В ордонансе Филиппа II от 20 июля 1592 г. также говорится о "несчастиях и напастях, которые уготованы нам ежедневно в наше презренное время", когда колдовство, равно как и "другая ересь, ложные доктрины и вероотступничество, множится повсюду".

Английские священники и магистраты также сходятся в том, что ведьмы множатся и плодятся. Епископ Джеуэл пишет в 1559 г. о времени правления Марии Тюдор: "Число магов и колдунов огромно. За последние несколько лет их численность резко возросла". В 1602 г. лорд Андерсон заявил: "Страна наводнена колдунами. Все местности ими переполнены... они истребят всю страну, если не предпринять срочных мер защиты". Позже, в 1650 г., епископ Хил уточняет: раньше колдун был редкостью. "Теперь в каждом графстве их сотни. Если верить, то в одной северной деревне в каждом из 14 домов обитают эти проклятые создания". Во времена инквизиции Гопкинса один современник подсчитал, что колдунов и ведьм было арестовано больше, чем за всю историю, начиная с сотворения мира.

Ввиду нависшей опасности суд должен быть быстрым и суровым. Послушаем Ж. Бодэна, когда он говорит о колдовстве: "Нужно использовать прижигание раскаленным - железом, чтобы отсечь загнившую часть (общества)". Поскольку опасность велика, "кроме обычных судей, следует также ввести одну или две должности комиссаров". Для поиска ведьм следует ввести анонимный донос, как это делается в Шотландии и Милане,- в Церкви устанавливается долбленый ствол дерева, куда каждый может опустить записку с именем колдуна и описанием свершенного им злодеяния. Также следует отменить или смягчить наказание за соучастие. Если эта мера недостаточна,


то у ведьм следует отнимать дочерей, так как часто матери передают им свое искусство и берут их с собой на сборища. Им также нужно обещать оправдание. Если задержанные за колдовство люди не признают свою вину, следует их переодеть в другую одежду или раздеть донага и сбрить им волосы. Потому что там может быть спрятано средство для умолчания. Лишившись его, они заговорят. Не обязательно проводить дознание с пристрастием, можно только показать подозреваемому орудия пытки, что и было сделано с Жанной д'Арк.

"Прежде чем подвергнуть пытке, нужно показать допрашиваемому приготовления к ней - все орудия, веревки и палача - с тем чтобы обвиняемый в течение некоторого времени испытал ужас и страх. Также допрашиваемого можно ввести в камеру пыток, чтобы он услышал, как в соседней камере раздаются душераздирающие вопли, сказав при этом, что так кричат, когда пытают. Устрашив его таким способом, нужно пытаться вырвать у него признание".

Надлежит также использовать "подсадных уток", которые, притворившись обвиняемыми в колдовстве, могут войти в доверие к заключенному.

На каких же доказательствах основывалось обвинение в колдовстве, независимо от того, было ли признание добровольным или нет? Первым основанием была "истинность явных фактов", то есть носит ли колдунья жабу, облатку, восковую фигурку; есть при ней или на ней знак сатанинского сговора; говорит ли она с дьяволом и отвечает ли он ей, хотя и остается невидимым; обладает ли она дурным глазом или наводит порчу заговором. Кроме этих очевидных доказательств, есть еще показания свидетелей. Ж. Бодэн произносит по этому поводу тяжеловесную сентенцию: "Незачем искать многих свидетелей этого гнусного дела, проведших ночь в пещере или другом скрытном месте". Трех свидетелей достаточно для свершения суда, кроме вынесения смертного приговора. Если речь идет о смертной казни, то достаточно подозреваемого подвергнуть пытке и одного свидетеля, но чтобы это был честный человек, вне всяких подозрений, показания которого были бы разумны и доказательны. Хотя показания женщин имеют меньший вес по сравнению с мужчинами, что

касается колдовства, то здесь можно верить свидетельству неполноправных лиц. Иначе нет никакой надежды, что эта гнусная нечисть будет когда-нибудь наказана. Показания соучастников и сообщников колдунов следует принимать во внимание, а за преступление других они не в ответе. Но если ведьма будет иметь веские доказательства против сообщников или соучастников, то их привлекут к ответу. И наконец, насколько можно доверять слухам? На этот вопрос Ж. Бодэн отвечает: "что касается колдовства, то слухи почти всегда подтверждаются".

Предположим, что подозреваемый признался. Насколько можно верить его признаниям, если они содержат нелепые вещи? Некоторые судьи считают, что это "сказки". Другие видят в этом стремление несчастного скорее покончить с жизнью. Ж. Бодэн без труда предлагает свое решение: если не судить за признание в сверхъестественных действиях, то тогда не следовало бы наказывать и содомитов, совершивших грех против природы. Сверхъестественное не означает невозможное. Действия "от разума" и дела Господни также противоречат естественному ходу вещей. Поэтому нельзя соизмерять дела от дьявола и злых духов с природными явлениями - это было бы софистикой. Из этого делается логический вывод: "Я говорю, что признание колдунов в том, что они летают (на шабаш) возможно и истинно, так же как и то, что заклинаниями они губят людей и животных".

Так рассуждает Жан Бодэн в четвертой книге "Демонологии", когда он пишет об инквизиции колдунов. Его мысли и страхи проявляются в заключительном утверждении: "Нужно, чтобы это гнусное преступление осуждалось чрезвычайным образом, иначе, чем другие преступления. Тот же, кто хочет сохранить обычные законы и процедуру суда, грешит против человеческого и божественного права".

Великая опасность предполагает принятие исключительных мер.

Таким наваждением страха были охвачены верхи общества и власти предержащие в период Возрождения и двух Реформ. Следует еще раз повторить, что речь идет о деятелях культуры того времени. Это относится не только к Ж. Бодэну, автору знаменитого "Ответа господину де Малестрэ", одному из создате-


лей современного права и исторической науки. Иаков I имел наставником гуманиста Ж. Бушанан и пробовал себя в литературе и богословии. Н. Реми редактировал "Обычаи Лотарингии", изданные в 1596 г., занимался историей, выполнял дипломатические миссии. Богэ знал классических авторов, написал на латинском языке исследование обычаев Бургундии, был также историком. Пьер де Ланкр был большим эрудитом и талантливым поэтом, хорошо владел итальянским, любил балы и светскую жизнь. Дель Рио был назван своим другом Жюстом Липе "чудом эпохи", он говорил на девяти языках, в девятнадцать лет знал наизусть произведения Сенеки. Можно было бы продолжить этот список достойных людей, таких удивительных для нас, если не учитывать, что жили они в атмосфере страха.


ПОСЛЕСЛОВИЕ
от переводчика

Основной текст книги подвержен незначительной переработке в связи с тем, что публикация предназначается для широкого круга читателей. Полностью переработан и частично сокращен раздел "Примечания" со ссылками на документальные источники.

При переводе известных произведений приводится текст уже опубликованных переводов (например, Боккаччо и Шекспира). К сожалению, при переводе английских, итальянских и других текстов эпохи Возрождения оказалось невозможным получить их в оригинале и дается их перевод с французского.

Н. Г. Епифанцева


КОММЕНТАРИИ
к русскому изданию

"Ужасы на Западе" (XIV-XVII вв.) - первая книга, публикуемая в России, известного современного французского историка и культуролога Жана Делюмо. Профессор истории в Коллеж де Франс, доктор наук, Жан Делюмо давно и плодотворно изучает комплекс проблем, связанных с эпохой Возрождения. Всемирную известность ему принесла переработанная для широкого круга читателей докторская диссертация "Рим в XIV веке". За "Цивилизацию Ренессанса" автор был удостоен высоко чтимой академической премии Гобера в 1968 г., а две последующие публикации - "Зарождение и утверждение Реформы" и "Католицизм в период между Лютером и Вольтером" ознаменовали новое видение места и значения религии в жизни общества и нестандартный подход к изучению этой проблемы. В настоящее время Жан Делюмо является директором коллекции "Время и люди" во французском издательстве "Ашетт" и содиректором "Новой Клио" издательства Р. Ю. Ф.

Страх, что это такое? Каково соотношение личностного и общественного в страхе? Как страх, испытываемый отдельным человеком, проникает в общественное сознание и становится коллективным чувством? Каковы причины, питательная почва страха, и к каким последствиям приводит страх, овладевший целым сообществом людей? Вот круг проблем, изучаемых автором на огромном культурологическом материале Европы эпохи Возрождения.

Но обратимся к тексту книги Жана Делюмо. Монтень, побывавший в Аугсбурге в 1580 г., был поражен хитроумным способом защиты города. После захода солнца город запирался, и проникнуть в него можно было только через вход с двойной дверью, который в любой момент мог

оказаться ловушкой для входящего в город. Стражники строго следили за тем, чтобы никто из посторонних не проник ночью в город. Чужаков боялись. Но не только их; нужно признать, что боялись-практически всех и вся: бури, темноты, привидений, болезней, бродяг и нищих, чужаков, конца света, ведьм, чертей, женщин, язычников и всего прочего. Море вселяло в людей страх, а бури на море - настоящий ужас. Далеко за морем находились неизведанные страны с неведомыми обитателями, которых тоже следовало опасаться.

Ночью люди побаивались темноты. Это был естественный страх, унаследованный со времени первобытного человека, когда с наступлением ночи человек оказывался беззащитным перед хищниками и врагами. С развитием цивилизации ночь стала символизировать мир мрака, злых духов и сил, наконец, ада и Сатаны. Идея сатанизма захватила Европу еще в средневековье, но в эпоху Ренессанса - духовного возрождения мира - охота на ведьм достигла своей кульминации и нашла поддержку и одобрение многих просвещенных людей того времени.

А вот исторический документ XVII в: "Как только в каком-нибудь королевстве или республике загорается этот жестокий и неугомонный костер, население впадает в панику, городские власти бездействуют, правительство парализовано. Суда больше нет, и ремесла останавливаются. Семейные узы рвутся, улицы пустеют. Все пребывает в смешении и разрухе. Великая и страшная беда касается всех и давит своей тяжестью". Без труда можно догадаться, что речь идет о Зле с большой буквы, наводящем ужас на Европу той эпохи. Чума, неоднократно свирепствовавшая на континенте и унесшая почти половину его населения, была самым большим страхом европейцев. Кошмар длился недели и месяцы, разрушая не только привычный ход жизни, но и человеческую природу, оголяя нервы и глубинные инстинкты. Не было больше полутонов - существовало только два цвета - белый и черный, и человек проявлял себя в этой обстановке либо как герой, либо как подлец. Некоторые должностные и духовные лица бежали из города, другие, не жалея жизни, несли поддержку и утешение обезумевшим от ужаса людям.

Коллективное чувство страха и бунты - еще один аспект исследованных в книге проблем. Дело в том, что стабильность в обществе прямо зависит от уверенности большинства людей в завтрашнем дне, их благополучия и опреде-


ленного соотношения бедных и богатых. Всеобщее обнищание, страх умереть с голоду у одних и быть ограбленным у других, введение новых налогов и административные изменения прямо или косвенно связаны с бунтами.

Исследования в области страха открывают и некоторые комические моменты повседневной жизни людей эпохи Возрождения. Вот как рекомендовалось мужу вести себя в отношении своей половины:

"Пусть она метет пол, чистит горшки... Неважно, что для этого есть служанка. Заставь жену работать не по нужде, а для того, чтобы занять ее время".

Как видно, экзальтация женской красоты, куртуазная любовь и культ женщины уживались в общественном сознании людей со страхом и подозрительностью к этому хитрому болтливому созданию. Страх женщины наряду со страхом язычников и евреев входил составляющей частью в доктрину сатанизма и нашел практический выход в охоте на ведьм, в которой добровольно участвовало практически все население Европы.

При исследовании страха, укоренившегося в общественном сознании, автор высказывает независимое суждение и дает далеко не лицеприятные, но всегда логически обоснованные и документально подтвержденные оценки. Эти оценки не являются аллюзиями и намеками на современную действительность, они лишь подтверждают неизменность человеческой природы и хрупкость его психики. Причины страха могут быть различными, но страх, овладевший обществом, всегда приводит к трагическим последствиям.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава I.

1. Leonard de Vinci par lui-meme, textes choisis, traduits et presentes par A. Chastel, P., 1952.

2. Это руководство по магии, составленное в X веке на арабском языке, содержит сведения, почерпнутые из эллинской и восточных культур. Переведенное в XIII в. на испанский язык, оно существенно повлияло на развитие астрологии. Название "Пикатрикс" является, по-видимому, искажением слова "Гиппократ".

Глава II.

1. Bibl. mazarine, ms 1377, fos 90 v-91.

2. L.V.Thomas. Anthropologic de la mort, P., 1934.

3. Ed. de la bibl. elzevirienne. P., 1885.

Глава 111.

1. J.-N. Biraben "La peste..." dans le Concours medical, 1963.

2. Здесь и далее Боккаччо "Декамерон", М., 1896, перевод А. М.Веселовского.

3. Montaigne, Les essais III, ch. XII.

Глава IV.

1. E. Morin, La rumeur d'Orleans, P., 1969.

2. Y. Mac'ek, Ian Hus...

3. Don J. Vaissaitte, Histoire generale du Languedos, ed. 1889.

4. Здесь и далее Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен "Симплициссимус" Л., 1967, перевод А.А.Морозова.


Глава V.

1. Е.- J.- F. Barbier, Journal d'un bourgeois de Paris sous le regne de Louis XV, P., 1963.

2. L. Pliouchtch, Dans le Carnaval de I'histoire, P., 1977.

Глава VI.

1. D.Veinsiein, Savonarole et Florence; prophetie et patriotisme a la Renaissance, P., 1973.

2. G. Francaslel "Une peinture antiheretique a Venise?" dans Annales E. S. C. janv.- fevr., 1965.

3. P. de Vooght, L'heresie de Jean Hus, Louvain, 1960.

4. Histoire de saint Vincent Ferrier, Fages, 2-е vol., P., Louvain, 1901.

5. P.Viret, Le monde a l'empire...

Глава VII.

1. H. Institoris et J. Sprenger "Le marteau des sorciers" ("Malleus").

2. J. Bodin, La demonomanie des sorciers, P., 1580.

3. P.-J. Helias, Le cheval d'orgueil, P., 1975.

Глава VIII.

1. P.Diviols, La lutte contre les religions autochtones dans le Perou colonial, Lima - Paris, 1972.

2. Этот и следующие тексты заимствованы из: La cronica del Peru, ed. Col austral, Buenos Aires, 1945.

3. M.P. Quilmore, The World of Humanism.

Глава IX.

1. M.Luther. Werke, ed. Weimar, vol. XI, vol. LIII, 1900- 1919.

2. Цитируется по: Poliakov, Histoire de l'anticemitisme. II. P., 1961.

3. Traite incorpore dans El Fuero real de Espana. Salamanque, 1569.

Глава X.

1. M.-O. Metral, Le mariage. Les hesitations de l'Occident, P., 1977.

2. A. Pare, Oeuvres, ed. P., de Tartas, P., 1969.

3. P. de Lancre, L'incredulite et mescreance du sortilege plainement convaincue..., P., 1622.

4. Encyclopedic des proverbes, Tresor des sentences.

Глава XI.

1. Erik Midelfort, Witch Hunting.., et "Witchcraft and Religion in Sixteenth Century Germany" dans Arciv fur Reforma-tionsgeschichte, 1971.

Глава XII.

1. К. Е. Jarcke "Ein Hexenprozess" dans Annalen der deut-schen un auslandischen Criminai - RechtsPflege, vol.1, Berlin, 1828; F. J.Mone."Ueber das Hexenwesen" dans Anzeigen fur Kunde der deutschen Vorzeit, 8-e annee, Karlsruhe, 1839.

2. S.Freud, Moise et le monotheisme, trad, franc, P., 1948.

3. L.V.Thomas et R. Luneau "Les sages depossedes", P., 1977.


Примечание OCR-редактора-- 2

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СТРАХА-- 3

Глава I СТРАХ ВЕЗДЕСУЩ--- 3

1. Море изменчивое, страхом переполненное (Маро, Жалоба 1-я) 3

2. Далекое и близкое; новое и старое- 9

3. Сегодня и завтра: чары и предсказания- 16

Глава II- 27

ПРОШЛОЕ И НОЧНОЙ МРАК-- 27

1. Привидения- 27

2. Страх ночи- 35

Глава III ТИПОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ-- 41

1. Явление чумы-- 41

2. Образы кошмара- 44

3. Нечеловеческий разрыв- 47

4. Стоицизм и излишества; отчаяние и безумие- 52

5. Трус или герой?- 56

6. Кто виноват?- 59

Глава IV СТРАХ И БУНТЫ (I) 65

1. Предмет, границы и методы исследования- 65

2. Чувство незащищенности- 67

3. Явный страх- 70

4. Страх голодной смерти- 72

5. Налоговое пугало- 73

Глава V СТРАХ И БУНТЫ (II) 75

1. Слухи- 75

2. Роль женщины и духовенства в бунтах. Иконоборчество- 77

3. Страх ниспровержения- 80

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ПРАВЯЩАЯ КУЛЬТУРА И СТРАХ-- 82

Глава VI ОЖИДАНИЕ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ-- 82

1. Страх конца света и зарождение нового мира- 82

2. Два разных прочтения апокалипсического пророчества- 83

3. Средства распространения апокалипсического страха- 88

4. Первый натиск апокалипсического страха: конец XIVв. и начало XV в. 90

5. Второй натиск: эпоха Реформы-- 91

6. Бог карающий и одряхлевший мир- 94

7. Арифметика пророчеств- 98

8. География апокалипсических страхов- 100

Глава VII САТАНА-- 102

1. Рост сатанизма- 102

2. Сатанизм, конец света и средства массовой информации эпохи Возрождения- 105

3. Князь этого мира- 108

4. Дьявольские наваждения- 112

Глава VIII ПОДРУЧНЫЕ САТАНЫ (I): ЯЗЫЧНИКИ И МУСУЛЬМАНЕ- 115

1. Американские религии- 115

2. Мусульманская угроза- 120

Глаза IX ПОДРУЧНЫЕ САТАНЫ (II): ЕВРЕИ -АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО-- 127

1. Два источника антииудаизма- 127

2. Роль религиозного театра; проповедники и крещеные евреи- 131

3. Обвинения в святотатстве и жертвенных умерщвлениях- 137

4. Обратить в веру, изолировать, изгнать- 139

5. Новая угроза: обращенные в веру- 144

Глава X ПОДРУЧНЫЕ САТАНЫ (III): ЖЕНЩИНА-- 148

1. Обвинения, уходящие в глубь веков- 148

2. Дъяволизация женщины-- 155

3. Женская тема в официальной проповеди конца XVI и начала XVII века- 160

а) Богословский аспект-- 160

б). Медицинский аспект-- 161

в). Власть юристов- 164

4. Печатная продукция, враждебно настроенная в отношении женщин- 167

5. Изобразительное искусство, враждебное к женщине- 170

Глава XI ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА: ВЕЛИКОЕ ГОНЕНИЕ НА ВЕДЬМ (I): досье- 173

1. Рост страха- 173

2. Узаконенное безумие- 177

3. Хронология, география и социология репрессий- 180

Глава XII ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА: ВЕЛИКОЕ ГОНЕНИЕ НА ВЕДЬМ (II): попытка интерпретации 185

1. Колдовство и культ плодородия- 185

2. На простонародном уровне: волшебство- 188

3. На судейском уровне: демонология- 192

4. Нависшая опасность- 196

ПОСЛЕСЛОВИЕ от переводчика-- 201

КОММЕНТАРИИ к русскому изданию--- 202

ПРИМЕЧАНИЯ-- 203

Глава I. 203

Глава II. 203

Глава 111. 203

Глава IV. 203

Глава V. 204

Глава VI. 204

Глава VII. 204

Глава VIII. 204

Глава IX. 204

Глава X. 204

Глава XI. 204

Глава XII. 204


Жан Делюмо

Д 29 Ужасы на Западе / Пер. с фр. М.: Голос, 1994.- 416 с.

ISBN 5-7117-0113-4

"Ужасы на Западе" - эта книга о том, как страх, испытываемый отдельным человеком - на гильотине, в момент.кас-трирования в Варфоломеевскую ночь, взгляд на висельника, в бездонную пропасть, из которой поднимается зловонный дым, на труп, повешенный вниз головой...- проникает в общественное сознание и становится коллективным чувством.

Книга публикуется в России впервые.

Жан Делюмо УЖАСЫ НА ЗАПАДЕ

Перевод с французского Я. Епифанцевой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: