double arrow

Обратимся к исследуемой проблеме


Негативные пространства и творческое мышление

Теперь как можно подробнее разберите те изменения в вашем состоянии ума, которые вы переживали в ходе рисования. Вы потеряли ощущение времени? Вы помните осознанно момент перехода от позитивных форм к негативным пространствам? Вы помните изменения в умонастроении, когда вы видели что-то в одном ключе, а затем произошло переключение, и вы увидели это же в новом свете? Вы переживали такую ситуацию, что поначалу ничего не видели, а затем вдруг возникал ясный образ? Вы испытывали ощущение, что рисунок становится похожим на очень интересную головоломку, где вы складываете кусочки в «правильных соотношениях»? Вы переживали чувство удовлетворения, когда что-то «получалось правильно»?

Рис. 15.14. Формы вокруг ногтей воспринимаются легче, чем сами ногти

В этот момент было бы интересно извлечь на свет выполненный вами ранее «предварительный рисунок» руки (третий из набора предварительных рисунков) и сравнить его с тем рисунком, который вы только что закончили. Глядя на предварительный рисунок, вы, вероятно, увидите, сколь много образной информации вы не замечали в то время.

Все эти вопросы, я полагаю, применимы и к творческому мышлению. Смысл рисования негативных пространств, конечно же, в том, чтобы пережить эти «другие» режимы восприятия, эти изменения умонастроения, чтобы вы знали, что это за изменения и как они ощущаются. Я действительно верю в то, что невозможно полностью вернуться к прежним способам восприятия, если вы хоть раз по-настоящему увидели негативные пространства в рисунке. Даже короткие упражнения способны навсегда изменить ваше мышление, и эти изменения будут вроде бы небольшие, но значительные. Однажды пережитое восприятие негативных пространств может в дальнейшем использоваться как эвристика для мышления. Давайте убедимся в этом.

Перед выполнением следующего упражнения достаньте выполненные вами аналоговые рисунки, касающиеся некоторой ситуации или проблемы. Если вы не работали над какой-то конкретной проблемой, можете рассматривать свои рисунки как отдельные участки расследования. Теперь обратитесь к своей «проблемной аналогии» и рассмотрите окруженные линиями или формами участки, которые можно считать пустыми. Сосредоточьте свои мысли на этих пространствах. Чтобы четче сфокусировать мысли на них, можете даже перерисовать свою «проблемную аналогию», на этот раз изображая формы пространств вокруг проблемы. А можете просто визуализировать «проблемную аналогию» как негатив фотографии, где позитивное и негативное меняются местами. Затем, держа перед глазами или визуализируя «позитивную» и «негативную» аналогии, сосредоточьте мысли на негативных пространствах рисунка. Рассматривайте их как участки, наполненные информацией, которые бывает легче увидеть и прочитать, чем позитивные формы. Сфокусировав мысли, вы будете готовы начать задавать вопросы. Вопрос первый: в какой пропорции соотносятся негативные и позитивные формы на этой «проблемной аналогии»? Собранные воедино внутри формата, части составляют единое целое; весь формат «занят». Сколько места занимает проблема, а сколько — пространство? (Я понимаю, что, выполняя «проблемную аналогию», вы не рисовали осознанно пространства вокруг «проблемы». Тем не менее, ограничив рисунок форматом и затем вписывая «объекты» внутрь, вы подсознательно создавали негативные пространства. Их, как часть визуального языка рисования, можно теперь «читать» так же, как мы читаем саму проблему. Например, вы могли нарисовать «проблему» очень большой, оставив очень мало места вокруг нее. «Чтение» такой конфигурации могло бы указать на то, что эта проблема очень близка вам, заполняет ваши мысли и ваше «поле зрения». Наоборот, если негативные пространства вокруг проблемы больше форм «проблемы», это могло бы указывать, что проблема представляется отдаленной, может быть, недосягаемой.)

Рис. 15.15. Элизабет Лейтон за рабочим столом

Вопрос второй: есть ли на рисунке позитивная форма, которая могла бы исполнять функцию негативного пространства? Переключение этой части проблемы на роль негативного пространства позволило бы вам более правдиво увидеть информацию, которая в данный момент воспринимается искаженно до неузнаваемости подобно тому, как изменили свою форму ногти, видимые в ракурсе.

Вопрос третий: каков был бы результат изменения негативных пространств (а значит, и позитивных форм, поскольку у них общие края)? Можно ли увеличить их или уменьшить? Можно ли передвинуть пространства из одной стороны в другую, сверху вниз? Какую информацию о пространствах вы приобретаете, переворачивая рисунок (или рисунки) вверх ногами?

Вопрос четвертый: есть ли какие-нибудь еще подсказки относительно новых направлений в исследовании проблемы? Вы достигли какого-то нового понимания? Если да, то, как и в случае с предыдущими рисунками, переведите свои новые идеи в вербальную форму, озаглавив или «пометив» рисунок.

Наконец, сделайте мысленный снимок каждого из рисунков, откладывая их в память как визуализированные образы негативных пространств, помеченные вербальными идеями, готовые вместе с предыдущими рисунками включиться в процесс Насыщения разума информацией о проблеме. С каждой новой процедурой вы расширяете эвристику, которая направит процесс Вынашивания.

Рис. 15.16. Элизабет Лейтон «Инсульт», 1979.

В своем выразительном рисунке Лейтон изобразила правую половину своего лица, пораженную инсультом, как негативное пространство


Сейчас читают про: