Визирование — ценный навык

Визирование соотношений и пропорций

Какую пользу может принести визирование в овладении третьим базовым компонентом рисования, восприятием соотношений и пропорций? И каким образом оно может быть полезным в стадии Насыщения творческого процесса?

Что касается восприятия соотношений, то визирование дает метод — средство, глитч, — который помогает разуму принимать конкурирующую информацию, которая может даже противоречить концептуальным, зачастую заранее запрограммированным убеждениям Л-режима. Визирование достигает этого через использование констант в окружающем мире (тех его частей, которые не меняются), с которыми новая воспринимаемая информация может сравниваться и контрастировать, и через предоставление возможности сравнения соотношений, относительных различий частей, позволяя видеть вещи, как говорится, в пропорции и перспективе.

В стадии Насыщения творческого процесса визирование соотношений и пропорций наряду с восприятием краев и негативных пространств помогает человеку видеть за очевидной информацией другие возможности. Эти другие возможности, я полагаю, обогащают стадию Вынашивания творческого процесса оригинальной информацией — оригинальной в том смысле, что другие могли попросту не увидеть ее, хотя она всегда была перед глазами. История творчества полнится примерами, когда человек говорит: «Минуточку! Я вижу там что-то совсем другое!»

Основной метод визирования — это просто равнение. Но некоторым людям визирование вполне может показаться слишком детальным и сложным процессом. Рисование, которое до сих пор было радостным и воодушевляющим, начинает более походить на мышление и рассуждение, в большей мере на мысленные расчеты, нежели на приятное времяпрепровождение. Позвольте уверить, однако, что, хотя обучение визированию (т. е. обучение умению видеть соотношения) может казаться медлительным и трудоемким процессом, работа с ним, когда вы выучитесь, получается молниеносной и столь же элегантной и простой, как выразительный жест.

Надписи на рисунке:

Зачем художники всегда так делают?

Чтобы закрыть те части, которые трудно рисовать.

Кроме того, визирование доставляет большое удовольствие, поскольку приобщает вас к репертуару магических трюков, которые позволяют художнику получить власть над пространством. Настоящая проблема состоит в том, что визирование трудно описать словами. Это слишком сложный процесс, это все равно что пытаться описать словами спиральную лестницу или хождение по канату. Сложный пространственно-образный расчет, который происходит в мозгу рисовальщика за долю секунды, при переводе в словесные инструкции может занять шесть или восемь страниц печатного текста. И когда вы овладеете этим навыком, информация будет за такую же долю секунды обрабатываться в вашем мозгу. Но чтобы научиться этому навыку, как и чтобы, например, разучить новый танец или научиться играть в гольф, вы должны в первую очередь понять лежащие в его основе процедуры и затем опробовать их.

Признаюсь, что в первые годы своей преподавательской деятельности я реагировала на вздохи и протесты студентов и не слишком задерживаясь на визировании, надеясь, что они как-нибудь со временем приобретут этот навык, что называется тихой сапой. Это было ошибкой с моей стороны, сравнимой, в некотором смысле, с тем, что при обучении вождению инструктор пропускает обучение торможению или переключению передач из-за жалоб учеников, что этому научиться слишком трудно.

Теперь я вижу, что овладение комплексным навыком рисования требует, чтобы никакой из его компонентов не был упущен. В противном случае студент потом будет вечно жаловаться на свою неспособность рисовать «пропорционально» или рисовать объекты в ракурсе. Среди базовых компонентов рисования визирование, возможно, самый сложный, но и самый ценный. И поскольку мы переносим эти навыки на творческую стадию Насыщения, а также на процесс творческого мышления в целом, способность мысленно постигать соотношения исключительно важна — и опять же, ценна.

Рис. 17.1. Вообразите прозрачную пластиковую сетку в плоскости, параллельной глазам

Рис. 17.2. Плоскость изображения параллельна линии глаз...

Рис. 17.3....и всегда перпендикулярна «линии прицела»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: