double arrow

Системы жанров периодической печати. Характеристика групп жанров


Методики выделения и анализа жанров журналистики (публицистики)

Жанрообразующие факторы (признаки) и их роль в образовании конкретных типов журналистского (публицистического) текста и групп жанров.

Жанр журналистского (публицистического) произведения как предмет научной дискуссии. Научные определения понятия.

27. Теория В. Шкловского о возникновении «жанров».

Журналистское произведение в реальной практике существует как некое множество разновидностей – жанров. В связи с этим бытование и существование журналистского текста вне категории жанра не возможно.

Данная проблема (дискуссия о жанрах) приобрела особую остроту в 90-е годы. К началу XXI века дискуссия достигла своего апогея, и связано это с тем, что всё чаще стало звучать мнение о журналистском тексте.

Активно происходит смещение жанров, благодаря развитию технологий. Изменился сам характер СМИ и место автора в произведении. Жанр признаётся исследователями объективной, информационной категорией во всех сферах деятельности журналиста.

Жанр – это форма закрепления определённой модели, познавательно отражающая деятельность человека, выработанная на протяжении определённого исторического развития.




В жанре реализуется единство формы и содержания. В журналистской практике укрепилось мнение, что в журналистском тексте главное содержание, а в какой форме (жанре), оно написано не важно. Понятие "жанр" (форма) теснится с понятием "текст" (содержание).

В литературе, музыке и живописи есть своя система жанров.

Исследователь Шибаева Л. В. предлагает опираться на теорию известного теоретика кино В. Шкловского, он написал работу «Тетива о сходстве не сходного». Он доступно рассказывает о возникновении категории жанр.

Жанр, по его мнению, - это результат закрепления в конкретной форме текста лучших технологий работы с информацией. Он называет эти технологии – порядком осмотра мира. Именно эти основы порядка осмотра мира закрепляются в жанре.

Жанр – это форма, в которой закрепляются лучшие формы подачи информации.

По мнению Шкловского, жанр – это конвенция (соглашение) о согласовании сигналов между авторами и читателями, о том в какой системе расположены явления.

Нарушив конвенцию, может произойти серьезный конфликт. Множество журналистских произведений можно отнести в конкретные группы жанра. В основе формирования жанра: та или иная сторона жизни. Многообразие жанров обусловлено многообразием жизни.

В каждом жанре закреплена модель познавательной деятельности, адекватная конкретной коммуникативной ситуации и стоящим задачам. Кроме того жанровая модель обеспечивает взаимосвязь познавательных потребностей авторов и аудитории.



(Т = познавательная деятельность + коммуникативный акт) = > жанры.

Жанрообразующие признаки (факторы).

Для создания жанра потребуются некоторые факторы:

· появление новых сторон жизни, требующих адекватного отражения(личность как предмет отображения, ситуация как предмет отображения, событие как предмет отображения);

· потребность получения информации о новых сторонах жизни, явлениях.

· возможность творческой деятельности удовлетворить эти потребности (метод).

Через эти признаки можно описать любой жанр.

Таким образом, жанр позволяет эффективно решать конкретные задачи по отображению предмета действительности, обеспечивая при этом коммуникацию.

Каждый жанр вписан в матрицу, в систему и обладает определенным набором элементов, признаков.

В постсоветский период изменилась роль и статус журналистики, поэтому появилась такая проблема как проблема жанров. Современная теория жанра представлена несколькими научными концепциями.

Одни из многих кто заговорил о жанрах стали Тертычный, Кройчик и Лазутина.

· Тертычный



Тертычный опирается на идеи советских предшественников (Пронина, Пельта).
Определение жанров по Пронину: «исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различаются по способу освоения жизненного материала <…>. Это общепринятый способ подбора средств журналистики, необходимых и достаточных для достижения определённой пропагандистской цели, способ структурирования их в целостную публикацию, оптимально соответствующую реальной коммуникативной ситуации возникшей в актуальной социальной практике».

Каждый жанр - определенный способ отражения действительности.

Тертычный определяет жанр, как «устойчивые типы публикаций, объединённые сходными содержательно-формальными признаками».

Набор сходных характеристик (признаков) по Тертычному:

- предмет выступления;

- способы отображения действительности (фактографический, аналитический, наглядно – образный): жанрообразующие признаки, признаки присущие конкретному жанру;

- функция конкретного издания;

- творческая задача, которая предопределена функциями конкретного издания, познавательными задачами, возникающие в конкретной ситуации и информационными потребностями аудитории;

- методы познания.

Предмет выступления:

- событие;

- ситуация;

- предмет;

- личность.

По Тертычному важнейшие жанрообразующие факторы (признаки): предмет, целевая установка, метод исследования и отражение предмета.
Знание жанрообразующих факторов помогает представить истоки возникновения жанров, а также помогает осуществлять правильный выбор жанра в конкретной коммуникационной ситуации.

Целевая установка.

Целевая установка определяет практическое предназначение жанра. На сегодняшний день не существует перечень всех возможных целевых задач, поэтому приходиться исходить из жанра.

Целевая установка, её виды:

- познакомить читателя с предметом;

- детально описать предмет;

- установка на наглядно – образное изложение материала, сопровождаемое развёрнутым анализом факта действительности.

Метод познания.

Методы познания параллельны способам отображения действительности.

Жанрообразующие признаки, позволяют понять, каким образом был выделен или выбран жанр, но их недостаточно для того, чтобы с исчерпывающей полнотой описать конкретные жанры и группы. Поэтому когда речь идёт об описании жанра, жанрообразующие признаки необходимо дополнять жанровыми характеристиками.

Жанровые характеристики:

- Роль факта (фактуры);

- Роль автора;

- Методы предъявления информации;

- Структурно-композиционные характеристики;

- Языковые и изобразительно-выразительные средства.


Жанроописательная методика

 
 


содержание

- предмет,

- целевая установка,

- метод исследования и отражение предмета

жанр

форма

- Роль факта (фактуры);

- Роль автора;

- Методы предъявления информации;

- Структурно-композиционные характеристики;

- Языковые и изобразительно-выразительные средства.


Жанрообразующие и жанровые признаки позволяют выделять как отдельные, так и группы жанров. В журналистике различаются не только подходы к теории жанра, но и классификация жанра.

· Тертычный

Традиционная классификация.

- Информационные (новостные);
- Аналитические;
- Художественно публицистические.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ (новостные):
Предмет
- событие, новость. Это может быть заметка, корреспонденция, отчет, репортаж, интервью.
Целевая установка - оперативно зафиксировать внешние параметры факты (события).
Методы - репродуктивно-фактологический (повтор, сфотографировать факт).
Особенности формы - мягкая и жесткая новость.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ:
Предмет: ситуация, процесс в контексте проблемы (статья, обозрение, открытое письмо, эссе, рецензия).
Целевая установка - сориентировать на основе анализа действительности.
Методы - комментирование, либо интерпретация.
Особенности формы - в соответствии с жанром.

ХУДОЖЕСТВЕННО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ:
Предмет
– человек, событие, факт во времени и пространстве (зарисовка, очерк, сатирические произведения).
Целевая установка - сориентировать на основе анализа действительности, оперативно зафиксировать внешние параметры факты (события), норма образования (изменение сознания людей).
Методы - типизация (выбирается ситуация, имеющая типичный, показательный характер).
Особенности формы - использование образности.

· Л.Е. Кройчик (теория жанра):

Кройчик сделал классификацию в зависимости от целевой установки.
Жанр, как относительно устойчивую структурно-содержательную организацию текста, обусловленную своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.







Сейчас читают про: