В средневековой Европе
Бытовой жанр стран Востока
Мастерская каллиграфов и мастеров миниатюры, 1590—1595 гг.
Аноним из Индии, бытовая сцена, 1603 г.
Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с 4 в. н. э., хотя и имели поучительный, дидактический характер в пределах религиозно-философских идей. Впериод Тан (7-10 вв н. э.) сформировались школы китайской жанровой живописи. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. В период Сун (10-13 вв н. э.) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах, интересные своей юмористическим окраской или уважительным отношением. Примерно так же шло развитие бытового жанра в живописи Японии и Кореи, на искусство которых имела значительное влияние живопись Китая и её образцы.
Имел свое распространение бытовой жанр и в искусстве арабоязычных стран средневековья, который опирался на мощную местную культуру народов. Прежде всего это касалось Египта, Индии и Персии (Ирана). Мастера этих стран решались частично игнорировать мусульманский запрет на создание фигуративных изображений.
|
|
Часть средневековых рукописей того времени украшена миниатюрами, художественная ценность которых была высокой. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена; миниатюры к трактатам Авиценны; миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства» — поэт слушает музыкантов вместе с друзьями; миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом; миниатюра «Ученый на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» 13 в.). Художники рисуют не только сцены придворной жизни, хотя часто вынуждены работать на восточных тиранов.
·
Аноним из Индии, «Женщина с попугаем», начало 1580 гг.
·
Аноним из Индии, «Акбар верхом на слоне», начало 1600 гг.
·
Аноним из Индии, «Танец могольских женщин»
·
Мухаммад Кан, Персидский принц в часы досуга, 1633-34 гг.
Бытовой жанр набирал мощь и в средневековой Европе. Его образцы найдены и в миниатюрах, и в рельефах, и в немногих образцах живописи (французские миниатюры со сценами строительства готических соборов, витражи, немецкие рельефы в соборе города Наумбург, миниатюры братьев Лимбург и т. п.).
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем вНидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век.) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра вГермании), светских росписях (Косса в Италии). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров(венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано).
|
|
·
Франческо Сальвиати. Купание Вирсавии, палаццо Саккетти, фреска
·
Франческо Сальвиати, танец царя Давида, палаццо Саккетти, фреска
·
Франческо Приматиччо, «Одиссей и Пенелопа», Нью-йорк
·
Эль Греко, «Брак в Кане Галилейской»