Ян Вермеер, «Сводница», 1656 г.
Юдит Лейстер. «Весёлое трио»
Семейный концерт, Ян Стен, 1666 г., Институт искусств (Чикаго).
Маттиас Стом. «Юноша читает при свече»
Питер де Хох, «Мать с дочерью возле амбара», 1658 г., Амстердам
Карел Фабрициус, «Спящий страж», Шверин, Германия
Франс Халс, «Юнкер Рамп с подругой» Метрополитен-музей
Корнелис Трост, «Приятно было встретиться», Маурицхейс, Гаага.
Корнелис Трост, «Забавы в парке», Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам.
Чрезвычайно благоприятные условия для развития получил бытовой жанр в искусстве Голландии 17 в. Этому способствовало несколько обстоятельств -
· распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картин
· слабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописи
· сокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров — (портрет, пейзаж и бытовая картина).
Художников Голландии не отпугивали ни низменные, монотонные пейзажи страны, ни отсутствие остатков античных сооружений в ней, ни непрестижность изображений моряков и рыбацких лодок, крестьян и домашнего скота или изображений дремотного быта маленьких городков, непарадных окрестностей, тихих улиц и переулков и захламленных углов двора. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров — от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
Большое количество художников в это время быстро обусловило специализацию даже в пределах пейзажного и бытового жанров. Одни специализируются на маринах или зимних пейзажах, другие — на бытовых сценах в кабаках, сценках быта провинциальных воинов и бедных жилищ горожан и крестьян (Ян Стен, Филипп Вауэрман, Адриан ван де Венне, Корнелис Бега, Адриан ван Остаде, Питер де Блот, Квирин Герритс ван Брекеленкам, Готфрид Схалкен, Ян Викторс, Карел Фабрициус, Герард Доу, Говерт Кампхёйзен, Питер де Хох, Якоб Герритс Кёйп, Ян Моленар, Филипс Конинкк, Питер ван Лар, Ян Артсен Мариенхоф, Терборх Герард, Корнелис Трост, Гербрандт Янс ван ден Экхоут, Юдит Лейстер и другие).
Пять веков прославленного развития культуры и искусств в Италии до 17 века обусловили чопорную иерархию жанров. Высшую ступень заняли библейские и мифологические картины, самую низкую и непрестижную — пейзаж и бытовой жанр. Итальянцы еще воспринимали как свои картины утрехтских караваджистов со сценами небольших банкетов с музыкантами и покупали их (Геррит ван Хонтхорст, «Беседа с менестрелем», галерея Уффици, Флоренция, «Концерт», галерея Боргезе, Рим), тогда как другие вызывают неприятное удивление и отторжение. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра 17 в. способны вызвать и скуку, и улыбку, и удивление, и хохот.
· Якоб Герритс Кёйп, «Завтрак двух воинов», 1628 г.
· Ян Вермеер, «Сводница», 1656 г., Дрезденская картинная галерея
· Ян Стен, «Праздник по поводу рождения котят»
· Ян Артсен Мариенхоф, «В мастерской художника», 1648 г.
· Адриан ван де Венне, «Драка женщин из-за штанов»
· Терборх Герард, «Сельский почтальон», 1655 г.
· Готфрид Схалкен, «Бритье бороды»
· Маттиас Стом, «Мальчик с факелом», 1622 г.
· Адриан ван Остаде, «Сельская музыка», 1645 г.
· Ян Моленар, «Предобеденная молитва»
· Питер ван Лар, «Нападение грабителей»
· Карел Фабрициус, «Торговец музыкальными инструментами», 1652, Национальная галерея, Лондон
· Говерт Кампхёйзен, «Ухаживания скотовода за дояркой»
· Якоб Дюк, «Караульня с воинами»
· Гербрандт Янс ван ден Экхоут, «Дети в парке», 1671 г.
· Герард Доу, «Торговля селёдкой», 1675 г.
Лишь со временем искусство Голландии аристократизуется, все больше ориентируется не на демократические, а на дворянские вкусы. И в бытовом жанре преобладают мещанские, добропорядочные, благородные сюжеты (Корнелис Трост, «Забавы в парке»).
В других странах бытовой жанр все еще занимал скромное место и был фактически на обочине официального искусства в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании. Даже творчество таких великанов искусства 17 века, как Рубенс или Веласкес, которые тоже обращались к бытовому жанру (или трактовали религиозные сцены как бытовые), мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.
От творческого наследия некоторых мастеров сохранилось всего несколько картин.
Рубенс с помощниками. Скотный двор зимой.
·
Веласкес, «Старая женщина, готовящая яичницу»
·
Алехандро де Лоарте, «Проданная курица», частное собрание
·
Луи Ленен, «Сельский ужин», Лувр