double arrow

XIX век


XVIII век

Томас Гейнсборо. «Жатва. Возвращение с поля»

Франсиско Гойя, «Продажа керамической посуды»

Уильям Хогарт, «Привлечение новенькой в бордель»

Отношение к бытовому жанру понемногу меняется. И в 18 веке появляются как его сторонники среди художников, так и первые значительные коллекционеры. Законодательницей в модах и в искусстве становится Франция. Среди французских художников, работающих в бытовом жанре -

· Антуан Ватто

· Франсуа Буше

· Никола Ланкре

· Себастьян Бурдон

· Жан Батист Симеон Шарден

· Клод Верне

· Жан-Оноре Фрагонар

· Жан Батист Грёз

· Жак де Лажу

· Никола Леписье

· Пьер Кийяр

· Филипп Мерсье

· скульптор Этьен Морис Фальконе

В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу,Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. И на парижских аукционах разворачиваются настоящие баталии за право владеть картинами мастеров бытового жанра.

Французские аристократы часто собирают картины не столько из-за любви к искусству, сколько из-за моды и престижа. В 1768 г. скончался бывший секретарь короля Луи ХV — де Генья, а его коллекции продают с аукциона, где начался ажиотаж. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет — «Он — умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой… Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Но были и настоящие ценители искусства, смелые в поисках и мало зависимые от моды, среди которых был Пьер Кроза, который заботился о тяжело больном Ватто, о Розальбе Карьере и покупал мало кому нужные тогда произведения немодных художников.

К бытовому жанру обращаются и мастера других стран, а в самом жанре нарастают элементы правдивого воспроизведения реальности -

· Уильям Хогарт, Томас Гейнсборо (Великобритания)

· гравер Ходовецкий (Германия)

· Польша: Норблен

· Испания: Гойя

· Россия: Шибанов, Ерменёв

Рисунок Жана-Батиста Дебре. Наказание раба-африканца в Бразилии

Джованни Сегантини, «Возвращение из леса».

Франсуа Милле «Сбор хвороста».

Уинслоу Хомера, Торнадо-убийца.

Худ. Василий Верещагин, Посещение узника его семьей в Италии

Эдуар Мане, Баррикада в Париже 1871 г.

Несмотря на монополию аристократов на искусство, сохраненную в 19 в., оно неустанно демократизируется. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев 17 в., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). В искусство 19 в. приходят полноправными героями отверженные, больные, покинутые нищие, калеки, рабы, заключенные или военнопленные, люди социального дна. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Пленники и рабы пришли еще в искусство барокко, но трактованы они там как декоративная деталь быта монарха, признак его побед, военной славы, способности покорять.

В картинах мастеров 19 в. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски. Ничего декоративного, поэтического в быту голландских ткачей, европейских и американских рыбаков, бедных горожан Японии, в быту крестьян из медвежьих уголков Франции, России или Северной Италии 19 века. Нерешенные социальные проблемы взрываются то восстанием, то национально-освободительной войной, революцией. По миру прокатилась волна отмены рабства и крепостничества — однако без существенного улучшения тяжелого состояния миллионов людей.

В 19 в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, где сценки быта изображены уже подчеркнуто реалистично, чрезвычайно правдиво, с большей или меньшей долей идеологических установок. Среди художников — сторонников бытового жанра -

· Теодор Руссо

· Оноре Домье

· Венецианов и его школа

· Эдуард Мане

· скульптор Константен Менье

· Эдгар Дега

· Врубель, Михаил Александрович

· Репин, Илья Ефимович

· Ярошенко, Николай Александрович

· Серов, Валентин Александрович

· Пьер-Огюст Ренуар

· Поль Гоген

· Хокусай

· Андо Хиросиге

· Кете Кольвиц

· Адольф Менцель и др.

Особое место в искусстве 19 в. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле, итальянцаДжованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). И без туманных намеков и темных символов картины этих мастеров становятся символом изнурительного существования представителей народа, тяжелой сельской жизни вообще, на истинное воспроизведение которой нечасто могло осмелиться искусство всего 19 века из-за господствующих позиций академизма, салонного искусства, из-за прочной официальной поддержки поверхностного буржуазного искусства.

·

Гюстав Курбе, «Бедная крестьянка зимой»

·

Уинслоу Хомер, Пленные на фронте

·

Винсент ван Гог, «Крестьянка копает картошку»

·

Винсент ван Гог, "Воспоминание о саде в Эттене"

·

Эдгар Дега, Абсент

·

Илья Репин, Вечерницы, Третьяковская галерея

·

Врубель, «Дуэль Печорина с Грушницким», иллюстрация к повести «Герой нашего времени».

·

Поль Гоген, «Женщина с тропическим фруктом».

·

Джон Сингер Сарджент, Улица в Венеции, 1882 г.

·

Генри Скотт Тьюк, «Все на помпу!», 1888 г.

·

Якуб Шиканедер, «День Всех святых», 1888 г.

·

Эмиль Фриан, «День Всех святых» (Посещение кладбища), 1888 г.


Сейчас читают про: