double arrow

Критика Птоломея, идеи Николая Кузанского и учение Бруно

Еще дальше в своей критике Птолемея заходил Бируни. Судя по имеющимся в его работах намекам, он даже склонялся к гелиоцентризму, провозгласить который открыто в его время было небезопасно. При этом его рассуждения о возможности движения Земли опирались на физическую идею о существовании тяготения между космическими телами (о чем он узнал из сочинении индийских прогрессивных философов во время своего пребывания в Индии). Эта гениальная идея, по существу, идея всемирного тяготения, высказанная, видимо, раньше всех индийским математиком, астрономом и философом VII в. Брахмагуптой, возродилась в Европе лишь спустя восемь столетий в трудах гениального ученого и мыслителя эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519гг). Новый смелый шаг в осмыслении окружающей Вселенной сделал в XV в. Николай Кузанский (действительное имя Николай Кребс, 1401—1464гг), выдающийся немецкий философ, теолог и ученый. Он видел мир все через ту же призму богословия, считая, что вся прекрасная упорядоченность Вселенной — дело рук Творца и демонстрация его могущества. Вместе с тем Николай Кузанский первым полностью порвал с Аристотелево-Птолемеевым представлением о Вселенной и возродил идею, некогда отвергнутую Аристотелем,— об отсутствии у Вселенной центра и края. В посмертно изданном сочинении, с названием более чем критическим — «Об ученом незнании»,— он изложил свои весьма нетрадиционные космологические взгляды. Вселенная провозглашалась неограниченной, поскольку в противном случае необходимо было бы допустить нечто, существующее за ее пределами, что в свою очередь противоречило бы определению Вселенной, как включающей все сущее. (Любопытно, что Вселенная названа у него именно «безграничной», а не «бесконечной», что приближает его рассуждения к современным представлениям). На основании этой концепции Вселенной Николай Кузанский сделал заключение, что не только Земля, но и Солнце и вообще любое космическое тело не могут быть центром Вселенной, центр которой, по его образному выражению, «везде», а граница — «нигде». В этом утверждении он пошел не только против геоцентризма, но и против ранних гелиоцентристов, считавших Солнце центром всего мира, и мыслил более глубоко, нежели Коперник. Эти идеи Николая Кузанского первым воспринял и развил далее в XVI в. Джордано Бруно. Николай Кузанский утверждал не только возможность (на основе принципа относительности движения), но и реальную подвижность Земли в пространстве. Ощущение же неподвижности Земли (своей планеты), указывал он, должен испытывать любой наблюдатель на любом космическом теле, и все они в этом смысле равноправны. Так за сто лет до Коперника впервые был провозглашен, по существу, космологический принцип однородности Вселенной, в наши дни называемый иногда неточно «космологическим принципом Коперника». Николай Кузанский вразрез с учением Аристотеля утверждал также вещественное единство всех космических тел, включая Землю, и высказал убеждение в населенности Космоса («ни один из звездных участков не лишен жителей»). Итак, в первую половину средневековья, длившегося более тысячелетия, в Европе господствовала примитивная библейская картина мира, сменившаяся затем крайне догматизированной формой древних учений Аристотеля и Птолемея о Вселенной. В то же время накапливавшиеся астрономические наблюдения постепенно подтачивали основы этой картины. И на исходе ночи средневековья предрассветную тьму, подобно яркому метеору, прорезали гениальные идеи Николая Кузанского, на столетия опередившие его эпоху. Это были предвестники картины мира, которая впервые широко развернулась в конце XVI в. в философском учении Бруно и спустя еще столетие надолго утвердилась, как ньютоновская физическая картина мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: