Мотивационный этап урока
Ход урока.
1.1. – Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Дежурный класса, кто сегодня отсутствует? (Отмечаю)
1.2. – Сегодня у нас на уроке речь пойдет о весне, о весеннем пробуждении природы, о весенней палитре. Тема урока звучит так: «Весенний пейзаж». Мы постараемся выполнить весенний пейзаж и лучшие работы займут свое почетное место на нашей выставке.
Послушайте, как о весне пишут поэты….
«Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»
1.3. – Наше задание направлено на развитие ваших художественных навыков: формирование представлений о роли природы в развитии эстетического вкуса человека, развитие художественно-образного мышления, творческих способностей, совершенствование умений передавать пространственные отношения между предметами в композиции (глубинный масштаб, пространственные планы). (1.1.)
2.1. – Пейзаж - (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в котором основной предмет изображения - природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Этот жанр стали создавать в Голландии в XVII веке. Замечательными русскими пейзажистами были Шишкин, Левитан, Саврасов, Герасимов и другие. (2.1.- 2.4.)
2.2. – Продумаем композицию пейзажа (открытый или закрытый тип композиции). Вспомним основные направления открытой композиции -это из центра.
Обратите внимание на схему и пример
открытой композиции.
Если вы решили нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать боков, ограничивать на переднем плане какими-либо деревьями или зданиями, лучше сделать уходящим за пределы рамы.
А для передачи закрытой композиции линии стягиваются к центру.
Если вы хотите передать образ чего-то неподвижного, устойчивого, то пользуется закрытой композицией. (2.1. – 2.4.)
2.3 – 2.5. - Давайте рассмотрим репродукции картин известных пейзажистов и на примере их работ узнаем, что же такое выразительный аспект формы.
Анализ репродукции картины Левитана «Март» (1885г.) (2.5.)
(Изображен конец зимы. Ярко светит весеннее солнце. Мы чувствуем его теплые, ласковые лучи. Они согревают воздух, освещают стену дома, землю, деревья. Картина построена на сочетании белых и синих, коричневых и желтых тонов. Любимыми временами года Левитана были осень и ранняя весна. У него было тяжелое детство - он рано остался сиротой. Но любовь искусству, к родной природе, помогли ему преодолеть все трудности. Он всегда говорил: «Нет лучше страны, чем Россия». Это произведение учит нас любить родную природу, любить свою Родину...)
Анализ репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели» (1872г) (2.6.)
(Эта картина вошла в историю русского искусства как шедевр пейзажной живописи второй половины XIX века. Здесь мы видим окраину захолустного городка, старую церковь, поносившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи - и только. Какая простота! Но за этой простотой мы чувствуем мягкую, хорошую душу художника, которое все это дорого и близко его сердцу. Картина поистине глубока и содержательна. Саврасов воспевает к ней горячо любимую и родную землю. В картине ощущается светлое, радостное, весеннее чувство и есть щемящая грусть, которую не может заглушить гомон грачей. Картиной художник говорит, что жизнь эта бедна, но что народ вместе с тем бесконечно любит свою родину. Так Саврасов утверждает своим произведением демократические идеалы своего поколения, любовь к отчизне, его желание видеть родную землю обновленной).