Форми і методи роботи вчителя на заняттях з образотворчого мистецтва.
Стилизация – это намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, определенной социальной среды, народности, эпохи, а так же для искусства и культуры в целом. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.
В изобразительных искусствах стилизация достигается путем обобщения изображаемых фигур и предметов с помощью условных примов.
Стилизация передаёт характер изображаемого объекта, это своего рода карикатура на него.
Стилизуя, мы рисуем предмет «чересчур»: слишком колючий или слишком мягкий, слишком смешной или слишком грустный. "Бросаемся в крайности": очень высокий, большой, маленький, очень худой или толстый. При этом необходимо учитывать основные законы композиции, такие как, большое, маленькое и среднее, передача движения, жесткости и гибкости формы.
Стилизовать можно слегка, а можно до неузнаваемости. В первом случае это может быть рисунок гипсовой головы характерными линиями. А более абстрактным примером является стилизация используемая для создания логотипа.
Обратите внимание на присутствие намека на стиль. Именно так рождается авторский почерк художника, или фирменный стиль компании. Сочетания излучающее новизну и современность.
Яркий пример использования данного метода это орнамент, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора (рис. 2).
И кстати именно стилизация указывает нам путь к декоративной живописи и авангардному искусству. В своем развитии она неизбежно соприкасается с абстракционизмом, обучаясь у него основам композиции, стилю линии, динамике и статике. Но так же необходимо учитывать влияние академического искусства - это исторически подтверждается фактом зарождения стилизации именно здесь. Зачатки данного приема мы можем встретить в эпоху Возрождения, и даже в Средневековье. Историки широко употребляют термин «Стилизация» для обозначения специфически изображенных вытянутых силуэтов «святых» на иконах.
Из выше сказанного следует, что это явление прочно вошло своими корнями и ветвями в современное общество.
Стилизация используется не только в изобразительном творчестве, это так же характерный прием для современной литературы, кинематографа, музыки. Например именно благодаря этому явлению появились такие современные направления как фолк-рок, афро-бит. Представьте, как под влиянием этнических или джазовых мотивов, с учетом современных возможностей и потребностей музыки, происходит создание нового направления, новых творческих продуктов.
Стилизация может быть как намеренной, если мы изучаем объект, например с помощью предварительных набросков и фор-эскизов, а на базе собранной информации создаем стилизованный образ с выявлением характерных особенностей изображаемого.
Существует так же интуитивная стилизация. Если мы случайно «выдаем» силуэт, обладающий узнаваемыми, или даже преувеличенными чертами натуры, то мы имеем дело с интуитивной стилизацией. Часто подобным видом стилизации обладают рисунки детей: дерево, солнышко, и т.д.
Как же научиться этому фантастическому искусству стилизации?
Это легко, в то же время не просто. Нужно просто расслабиться, откинуть сомненья, забыть все правила, но в то же время четко знать их! Дело в том, что мы должны точно знать какие правила мы нарушаем, только это знание дает нам свободу, и никому не позволяет нас уличить в безграмотности.
От сюда вытекает первый пункт в обучении стилизации: серьезное и последовательное обучение академической живописи и рисунку. Изучение гармонии и законов изображения среды, и в которой мы живем. Так же окружающая нас обстановка является бездонным источником вдохновения как для метода стилизации, так и для декоративного искусства, базой которого он является.
Необходимо обучение разным жанрам, от натюрморта, до портрета, не стоит ограничиваться чем то одним. Современный художник должен отличаться разнообразием увлечений, что бы в дальнейшем найти себе применение.