double arrow

Графічні матеріали і техніки на уроках образотворчого мистецтва в 1-4 класах


Графические материалы

Слово «графика» происходит от греческого слова grapho – пишу. Предназначение графики противоположно предназначению чертежа, в котором все без исключения линии четкие и однообразные. В графическом рисунке, напротив, линии живые, раскрывающие характер изображаемого.

Графика – это и беглые наброски, эскизы, этюды, и тщательно разработанные композиции – изобразительные, декоративные, шрифтовые.

Кто-то из известных сказал: «В искусстве не то хорошо, что сделано по правилам, а то правильно, что получается выразительно». А средствами этой самой выразительности в графике могут служить приведенные ниже графические материалы.

Карандаши

Обычные карандаши называются графитными или чернографитными карандашами. Чернографитные карандаши бывают твердые и мягкие, а также различаются составом грифеля, который зависит от способа его приготовления.

Помимо обыкновенных чернографитных карандашей, имеющих деревянную оправу, в графике используются также: графитные палочки, графитный порошок, грифельные карандаши в деревянной оправе и грифельные стержни для автоматических карандашей. Это, так называемые, цанговые грифельные карандаши.

Уголь

Уголь дает художнику богатые технические возможности для создания очень выразительных работ. В отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, позволяя свободно и раскованно наносить линии, которые, в свою очередь, передают настроение и переживания художника.

Уголь выпускается в разнообразных формах и изготавливается из древесины нескольких видов. На прилавках магазинов часто встречается уголь в наборах из круглых обожженных березовых палочек различной толщины.

Тушь

Тушь бывает жидкая и сухая в палочках, так называемая китайская.

Жидкая тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке или связующих на основе смол, хотя некоторые виды жидкой туши изготавливаются из китайской туши.

Для работы с тушью используются различные инструменты: стальные и тростниковые перья, авторучки, кисточки, технические перья.

Пастель

Пастелью создаются живописные произведения, отличающиеся мягкостью и тонкостью колорита, однако, техника их исполнения ближе к рисунку.

В большинстве случаев для уверенной работы вполне достаточно 50-100 оттенков. Пастель предлагается на рынке как отдельными палочками, так и в наборах подобранных цветов. Различают пастель сухую и масляную. Масляная пастель обладает большей кроющей способностью и менее подвержена растушевке.

Сангина, Сепия, Бистр

Мелки красного и коричневого цветов являются традиционными материалами. Во все времена они широко использовались в рисунке фигуры, пейзаже и портрете.




Термин «сангина» означает определенный, красно-коричневый терракотовый цвет мелка, а также технику, в которой выполняется рисунок данным материалом. Другие мелки похожего типа – сепия (теплый коричневый) и бистр (холодный темно-коричневый).

Соус

Соус называют также «черным мелом». Выпускается в виде коротких круглых черных палочек, обернутых фольгой. Производится соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи.

Этот материал имеет большую кроющую силу и дает красивые бархатистые тона от очень темных до очень светлых, с большим числом тональных градаций. Соусом удобно выполнять быстрые наброски, а также тщательное моделирование формы.

ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ, технич. способы, к-рыми исполняются графич. оригиналы, в т. ч. предназначенные для воспроизведения полиграфическими средствами. Г. т. разделяются на выполняемый от руки рисунок и печатную графику. Рисунок создаётся сухими (свинцовый и серебряный карандаши, графитный карандаш, сангина, итальянский карандаш, уголь) или жидкими красителями кистью (акварель, гуашь, бистр, сепия, тушь), пером (в древности и на Востоке - тростниковым, в Европе до 19 в. - птичьим, позднее металлическим - бистр, сепия, тушь, чернила), фломастером. Печатная графика включает гравюру разных видов (высокую, печатающуюся с выпуклых элементов печатной формы, - гравюра на дереве, линолеуме; углублённую, в к-рой краска заполняет углубления печатной формы, - гравюра на металле), литографию (к-рая часто рассматривается как плоская гравюра), монотипию (печать с раскрашенной от руки печатной формы). В 20 в. получили распространение многие новые техники - коллаж (наклеивание), граттаж (проскребание), шелкография (просачивание краски через ткань, служащую печатной формой) и др.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: