double arrow

ЗАДАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ


Вопросы и задания

ГЕРОИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Вопросы и задания

  • Почему задача, которую предстоит выполнить герою, называется чудесной?
  • Зачем герою нужно выполнять чудесную задачу?
  • Кто (что) может помочь герою решить чудесную задачу?
  • Выделите сказочных героев, для которых характерно оборотничество, перевоплощение. С чем связаны метаморфические свойства героев? Какую роль метаморфические герои играют в сказочном сюжете?
  • В каком мире – “своем” или “ином” – герой должен выполнить чудесную задачу?
  • Каков “иной” мир в сказках о чудесной задаче?
  • Найдите границу между “своим” и “иным” миром. Как она обозначена в тексте?
  • Как герой попадает в “иной” мир?
  • Сравните хозяина “иного” мира в сказке о чудесной задаче с хозяином “иного” мира в сказках о чудесных героях. Что общего между ними? В чем заключаются их отличительные черты?
  • Из “карт Проппа” выберите карточки, на которых изображены (названы) события, встречающиеся в сказках о чудесной задаче. Составьте по ним свою сказку данного жанра.

Данный тип представлен в русском фольклоре такими текстами, как “Бой на Калиновом мосту”, “Иван – Медвежье Ушко”, “Анастасия Прекрасная и Иван – русский богатырь”, “Подземные царства”, “Сказка о молодильных яблочках и живой воде”, “Никита Кожемяка”, “Звериное молоко”, “Иван-царевич и Марья Краса Черная Коса” и др.

В основе этих сказок лежат древние мифы, в которых человек вступал в борьбу с могучими силами природы. Обычно сказки этого типа изображают не одно событие из жизни героя, а всю его биографию от рождения до женитьбы. Героя сказки отличает от других персонажей чаще всего огромная физическая сила и чудесное рождение: он может быть наполовину звериной породы, как Иван – Медвежье Ушко (“Иван – Медвежье Ушко”), или зачат от съеденной рыбы, как братья Иваны, рожденные царицей, кухаркой и коровой (“Бой на Калиновом мосту”), или происходить от домашних животных (Кобылий сын, Быкович, Коровий сын и т.п.). Противники героя – Змей, Кощей Бессмертный, Морской царь, Чудо–Юдо, Вихрь – враждебные силы, связанные с огнем, молнией, громом, водой, горами, загробным миром и т. д.

Сюжет героических сказок развивается по определенной схеме, выделенной В.Я. Проппом, и состоит из следующих мотивов (здесь используются “карты Проппа”):

Похищение Призывание героя Отправка Змееборство Возвращение
  • Почему главный герой – богатырь, а не ребенок? Охарактеризуйте героя сказки.
  • Откуда у героя сказок о змееборстве богатырская сила?
  • Почему герой уходит (уезжает) из дома?
  • Какое событие в сказке является самым главным? Почему? Нарисуйте иллюстрацию к нему.
  • Какое событие является главным в героических сказках? Почему?
  • С кем герою приходится сражаться в “ином” мире? Опишите его противника. Какой вред причиняет он миру героя?
  • Где происходит поединок героя с противником? Почему? Опишите это место.
  • Сколько поединков проводит герой с противником? Чем поединки отличаются друг от друга?
  • Выберите из “карт Проппа” карточки, которые соответствуют сюжетным мотивам “героической” сказки, и сложите из них новую “сказку о змееборстве”. Расскажите ее.

  • Игра “Словарь имен сказочных героев”. По материалам сказок составьте словарь имен сказочных героев и дайте их краткую характеристику (по аналогии со статьей в толковом словаре)1: Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Иван – крестьянский сын, Дед Мороз, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна, Царевна-Лягушка, Царевна Лебедь, Крошечка-Хаврошечка и т.д.
  • Игра “Угадайте героя по реплике”. Кто из сказочных героев это сказал:

“Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла” (Красная Шапочка);

“Я от бабушки ушел и от дедушки ушел...” (Колобок) и т.д.

  • Игра “Словарь имен злых сил и духов в сказках”. По материалам сказок составьте словарь сказочных имен злых сил, духов и демонов и дайте их краткую характеристику (по аналогии со статьей в толковом словаре)2: Змей Горыныч, дракон, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший, русалка, водяной, кикимора болотная, саламандра, эльф, гном, оборотень, домовой, тролль и т.д.
  • Игра “Герой и его противник”. Сопоставьте картотеки (словари) имен “сказочных героев” и “злых сил”. Выбирая по одной карточке из обеих групп персонажей, составьте из них пбры и придумайте, где и при каких обстоятельствах встретились герой и его противник, из-за чего возникло их противоборство. Опишите основные этапы и исход боя и назовите победителя.
  • Игра “Волшебные помощники”. По материалам сказок составьте картотеку волшебных помощников, выручающих сказочных героев из беды. Выберите любого и представьте, где и при каких обстоятельствах встретились герой и его чудесный помощник; почему он стал помогать герою; какие трудные задачи он решил за героя; как помог победить противника и т. д.
  • Игра “Волшебные предметы”. По материалам сказок составьте картотеку волшебных предметов и чудесных даров, которые получают сказочные герои. Рассмотрите каждый предмет и придумайте:

· трудные задачи, которые можно решить с помощью этого волшебного средства;

· персонажей, которые дарят волшебный предмет, и обстоятельства, при которых это происходит;

· испытания, которые проходит герой, чтобы получить чудесный дар.

  1. См.: Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993. С. 92.
  2. См.: Львов М.Р. Указ. соч. С. 93.

Сейчас читают про: