double arrow

СКАЗКИ О ЧУДЕСНЫХ ГЕРОЯХ


Вопросы и задания

СКАЗКИ О НЕВИННО ГОНИМЫХ

Вопросы и задания

  • Опишите жилище героя сказки. Как оно называется?
  • Как и почему герой попадает в “иное” царство?
  • Где находится “иное” царство?
  • Кто является хозяином “иного” царства? Всегда ли он носитель зла?
  • Опишите “иное” царство.
  • Из картотеки персонажей волшебных сказок выберите карточки с героями, которые встречаются в сказках о детях, ведьмах и людоедах. Какие герои никогда не участвуют в данных сюжетах?
  • Из картотеки сюжетных мотивов волшебной сказки (“карт Проппа”) выберите такие, которые встречаются в сказках данного типа, и составьте, опираясь на них, свою сказку.
  • Какая из схем сказочного пространства (“сказочная карта”) подходит к сказкам о детях, ведьмах и людоедах?
  • В чем особенности художественного мира сказок данного типа?

Сказками данного типа являются “Золотое веретено”, “Крошечка Хаврошечка”, “Замарашка”, “Падчерица”, “Конская голова”, “Косоручка” и др.

Героями сказок о невинно гонимых чаще всего бывают младший брат, или младшая сестра, или падчерица. Образы главных героев, как правило, идеализируются и противопоставляются соответственно образам старших братьев, сестер, родной дочери. В результате центральным оказывается мотив соперничества между братьями (сестрами), в котором побеждают младшие, обездоленные, гонимые.

Независимо от того, кто является героем, сказки о невинно гонимых развиваются по определенной сюжетной схеме (здесь используются “карты Проппа”):

Изгнание (начальная беда) Отправка Испытание Награждение или наказание) Возвращение

Наиболее популярной и любимой героиней в русских народных сказках этого типа оказалась падчерица. Она страдает от жестокости и жадности мачехи, которая заставляет ее работать с утра до вечера, а своих родных дочерей жалеет и лелеет. Обычно падчерице помогает тотемное животное, покойная мать или “куколка”, оставленная матерью.

При анализе сказок данного типа нужно помнить, что в них переплетаются фантастические и реальные картины, а главным композиционным приемом оказывается прием контраста.

  • Опишите мир, в котором живет главный герой (героиня) сказки. Похож ли он на мир сказок о детях и ведьмах? В чем его основное отличие?
  • Почему в сказках о невинно гонимых есть “парные” герои? По каким признакам они противопоставлены друг другу?
  • Дайте сравнительную характеристику “настоящего” и “ложного” героев.
  • Охарактеризуйте мачеху (вредителя) и ее родных дочерей. Каков характер конфликта между ними и падчерицей (героем)?
  • На каких уровнях структуры используется в сказке прием контраста?
  • Найдите противопоставления в системе персонажей, системе событий, композиции сказочного пространства. Поддержаны ли эти противопоставления антитетичностью языковых формул и речевых характеристик?
  • Каким образом герой (героиня) попадает в “иной” мир?
  • Каков этот “иной” мир? Кто его хозяин? Составьте его словесный портрет.
  • Одинаково ли ведут себя “настоящий” и “ложный” герой в гостях у хозяина “иного” мира? Почему?
  • Обязательно ли герой (героиня) попадает в “иное” царство? Назовите сказки, в которых этого не происходит.
  • Нарисуйте оба варианта “сказочного мира” сказок о невинно гонимых и сравните их. В чем их различие?




К сказкам о чудесных героях относятся “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Снегурочка”, “Иван–Медвежье Ушко”, “Царевна Лягушка”, “Чудо Морское – Зверь Лесной”, “Кривая уточка” и др.

Сказки этого цикла связаны с древними тотемистическими верованиями; они рассказывают о чудесной жене, чудесном муже или чудесном ребенке. Чудесным супругом в сказке может быть как жена (жена-лягушка, девушка-птица, жена-змея), так и муж (муж-уж, муж-рак, муж-чудище; Ворон, Орел, Сокол из сказки “Чудесные зятья”). Чудесные дети в сказке – это чаще всего дети, рожденные от брачной связи с тотемным животным; такой ребенок был необыкновенным, наследовал чудесные возможности своего родителя, а иногда и внешние черты (как Иван – Медвежье Ушко).



Звериный облик одного из супругов или ребенка в сказке объясняется временным превращением человека в зверя, оборачиванием, заклятием, порчей, насылаемой злыми духами. Герой животного облика воспринимался как обиженный судьбой, требующий сострадания, и сказка вставала на его защиту.

Работу над сказками данного типа необходимо строить с учетом их сюжетных особенностей. Сюжет их состоит из следующих мотивов (здесь используются “карты Проппа”):

Начальная беда Отправка Испытание Награждение героя, наказание “ложного” героя Возвращение

Это самые поэтические сказки в русском фольклоре. В них воспевается любовь, преобразующая возлюбленного, женское терпение и преданность, способность сознательно пойти на трудности, износить “три пары железных башмаков”, чтобы найти и вернуть домой любимого.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: