Вопросы и задания
СКАЗКИ О НЕВИННО ГОНИМЫХ
Вопросы и задания
- Опишите жилище героя сказки. Как оно называется?
- Как и почему герой попадает в “иное” царство?
- Где находится “иное” царство?
- Кто является хозяином “иного” царства? Всегда ли он носитель зла?
- Опишите “иное” царство.
- Из картотеки персонажей волшебных сказок выберите карточки с героями, которые встречаются в сказках о детях, ведьмах и людоедах. Какие герои никогда не участвуют в данных сюжетах?
- Из картотеки сюжетных мотивов волшебной сказки (“карт Проппа”) выберите такие, которые встречаются в сказках данного типа, и составьте, опираясь на них, свою сказку.
- Какая из схем сказочного пространства (“сказочная карта”) подходит к сказкам о детях, ведьмах и людоедах?
- В чем особенности художественного мира сказок данного типа?
Сказками данного типа являются “ Золотое веретено ”, “ Крошечка Хаврошечка ”, “ Замарашка ”, “ Падчерица ”, “ Конская голова ”, “ Косоручка ” и др.
Героями сказок о невинно гонимых чаще всего бывают младший брат, или младшая сестра, или падчерица. Образы главных героев, как правило, идеализируются и противопоставляются соответственно образам старших братьев, сестер, родной дочери. В результате центральным оказывается мотив соперничества между братьями (сестрами), в котором побеждают младшие, обездоленные, гонимые.
Независимо от того, кто является героем, сказки о невинно гонимых развиваются по определенной сюжетной схеме (здесь используются “карты Проппа”):
Изгнание (начальная беда) | → | Отправка | → | Испытание | → | Награждение или наказание) | → | Возвращение |
Наиболее популярной и любимой героиней в русских народных сказках этого типа оказалась падчерица. Она страдает от жестокости и жадности мачехи, которая заставляет ее работать с утра до вечера, а своих родных дочерей жалеет и лелеет. Обычно падчерице помогает тотемное животное, покойная мать или “куколка”, оставленная матерью.
При анализе сказок данного типа нужно помнить, что в них переплетаются фантастические и реальные картины, а главным композиционным приемом оказывается прием контраста.
- Опишите мир, в котором живет главный герой (героиня) сказки. Похож ли он на мир сказок о детях и ведьмах? В чем его основное отличие?
- Почему в сказках о невинно гонимых есть “парные” герои? По каким признакам они противопоставлены друг другу?
- Дайте сравнительную характеристику “настоящего” и “ложного” героев.
- Охарактеризуйте мачеху (вредителя) и ее родных дочерей. Каков характер конфликта между ними и падчерицей (героем)?
- На каких уровнях структуры используется в сказке прием контраста?
- Найдите противопоставления в системе персонажей, системе событий, композиции сказочного пространства. Поддержаны ли эти противопоставления антитетичностью языковых формул и речевых характеристик?
- Каким образом герой (героиня) попадает в “иной” мир?
- Каков этот “иной” мир? Кто его хозяин? Составьте его словесный портрет.
- Одинаково ли ведут себя “настоящий” и “ложный” герой в гостях у хозяина “иного” мира? Почему?
- Обязательно ли герой (героиня) попадает в “иное” царство? Назовите сказки, в которых этого не происходит.
- Нарисуйте оба варианта “сказочного мира” сказок о невинно гонимых и сравните их. В чем их различие?
К сказкам о чудесных героях относятся “ Сестрица Аленушка и братец Иванушка ”, “ Снегурочка ”, “ Иван–Медвежье Ушко ”, “ Царевна Лягушка ”, “ Чудо Морское – Зверь Лесной ”, “ Кривая уточка ” и др.
Сказки этого цикла связаны с древними тотемистическими верованиями; они рассказывают о чудесной жене, чудесном муже или чудесном ребенке. Чудесным супругом в сказке может быть как жена (жена-лягушка, девушка-птица, жена-змея), так и муж (муж-уж, муж-рак, муж-чудище; Ворон, Орел, Сокол из сказки “Чудесные зятья”). Чудесные дети в сказке – это чаще всего дети, рожденные от брачной связи с тотемным животным; такой ребенок был необыкновенным, наследовал чудесные возможности своего родителя, а иногда и внешние черты (как Иван – Медвежье Ушко).
Звериный облик одного из супругов или ребенка в сказке объясняется временным превращением человека в зверя, оборачиванием, заклятием, порчей, насылаемой злыми духами. Герой животного облика воспринимался как обиженный судьбой, требующий сострадания, и сказка вставала на его защиту.
Работу над сказками данного типа необходимо строить с учетом их сюжетных особенностей. Сюжет их состоит из следующих мотивов (здесь используются “карты Проппа”):
Начальная беда | → | Отправка | → | Испытание | → | Награждение героя, наказание “ложного” героя | → | Возвращение |
Это самые поэтические сказки в русском фольклоре. В них воспевается любовь, преобразующая возлюбленного, женское терпение и преданность, способность сознательно пойти на трудности, износить “три пары железных башмаков”, чтобы найти и вернуть домой любимого.