Вопросы и задания
- Для чего герой совершает путешествие из “своего” мира в “чужое” царство?
- Сравните хозяина “чужого” мира в сказках о чудесных героях с хозяином “иного” мира в сказках о детях, ведьмах и людоедах. Чем они похожи и чем отличаются?
- Кто сопровождает героя в его путешествии в “чужое” царство?
- Кто является волшебным помощником героя? Какую роль он играет в судьбе героя?
- Могут ли главные события сказок данного типа разворачиваться в мире, где живет герой? Почему? Обоснуйте свое мнение.
- Какие волшебные предметы получает в дар герой сказки? Какую роль они играют? Состоялось бы путешествие героя в “иное” царство без них?
- Что происходит в сказках о чудесных героях перед тем, как царевна или жених избавляются от злых чар?
- Почему в сказках данного типа герой (героиня) должны пройти долгий и трудный путь испытаний?
- Какие иллюстрации к сказке вы хотели бы сделать? Обоснуйте свой выбор.
- Из “карт Проппа” выберите карточки, соответствующие сюжетному ряду сказок о чудесных героях, и разложите их в той последовательности, в которой они встречаются в сказках.
- По выложенному ряду “карт Проппа” сочините свою сказку о чудесных героях.
|
|
Цикл сказок о чудесной задаче представлен в восточнославянском фольклоре такими сказками, как “ Василиса Прекрасная ”, “ Синяя Свита ”, “ Звериное молоко ”, “ Ведун ”, “ Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что ”, “ Братец у Бабы Яги ”, “ Летучий корабль ”, “ Сивко-бурка ”, “ Торбочка-самобранка ” и др.
Сказки этого цикла особенно ярко выражают представления людей о загробном мире, в их основе лежит идея бессмертия живого и единства океана жизни. Поэтому для некоторых героев данных сказок характерно оборотничество, перевоплощение. Однако главными их героями являются обыкновенные люди: она – царевна, он – обычно царский или купеческий сын, но иногда и Иван-дурак или запечник Емеля.
Сюжет этих сказок связан с тем, что герой отправляется в “тридевятое царство, тридесятое государство”, где находится все чудесное. Чудесное царство может быть расположено под водой, под землей, в далеком лесу. При этом всегда имеется в виду мифическое царство мертвых, проводником в которое чаще всего бывает Баба-Яга. От “своего” мира “иное” царство всегда отделено какой либо границей: это может быть тяжелый камень, столб с надписью, высокая и крутая гора, река или море; чаще всего на границе двух царств стоит избушка Бабы-Яги. Центральными событиями сюжета являются чудесная задача и ее решение. Поэтому для анализа сказок данного типа целесообразно составить “ Картотеку сказочных чудесных задач ”. Поскольку не все задачи на самом деле можно считать чудесными, мы сделали ее двухчастной:
|
|
“Реальные” задачи | “Фантастические” задачи |
Выиграть конские скачки. | За одну ночь построить дворец. |
Рассмешить царевну. | За одну ночь перенестись на другой конец света. |
Узнать царевну по приметам. | За одну ночь вырастить и собрать урожай. |
Узнать, из какой кожи сшиты башмаки. | За одну ночь сделать церковь из чистого воска. |
Спрятаться так, чтобы не сумели найти. | Привезти диковинки из “иного” царства. |
Принести огонь. | Кого-нибудь привезти из “иного” царства. |
Выполнение чудесной задачи означает для героя награждение и воцарение.
Работу над сказками данного типа необходимо строить с учетом их сюжетных особенностей. Сюжет их состоит из следующих мотивов (здесь используются “карты Проппа”):
Отправление | → | Трудная задача | → | Решение задачи | → | Награждение | → | Женитьба | → | Воцарение |