double arrow

СКАЗКИ О ЧУДЕСНОЙ ЗАДАЧЕ


Вопросы и задания

  • Для чего герой совершает путешествие из “своего” мира в “чужое” царство?
  • Сравните хозяина “чужого” мира в сказках о чудесных героях с хозяином “иного” мира в сказках о детях, ведьмах и людоедах. Чем они похожи и чем отличаются?
  • Кто сопровождает героя в его путешествии в “чужое” царство?
  • Кто является волшебным помощником героя? Какую роль он играет в судьбе героя?
  • Могут ли главные события сказок данного типа разворачиваться в мире, где живет герой? Почему? Обоснуйте свое мнение.
  • Какие волшебные предметы получает в дар герой сказки? Какую роль они играют? Состоялось бы путешествие героя в “иное” царство без них?
  • Что происходит в сказках о чудесных героях перед тем, как царевна или жених избавляются от злых чар?
  • Почему в сказках данного типа герой (героиня) должны пройти долгий и трудный путь испытаний?
  • Какие иллюстрации к сказке вы хотели бы сделать? Обоснуйте свой выбор.
  • Из “карт Проппа” выберите карточки, соответствующие сюжетному ряду сказок о чудесных героях, и разложите их в той последовательности, в которой они встречаются в сказках.
  • По выложенному ряду “карт Проппа” сочините свою сказку о чудесных героях.




Цикл сказок о чудесной задаче представлен в восточнославянском фольклоре такими сказками, как “Василиса Прекрасная”, “Синяя Свита”, “Звериное молоко”, “Ведун”, “Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что”, “Братец у Бабы Яги”, “Летучий корабль”, “Сивко-бурка”, “Торбочка-самобранка” и др.

Сказки этого цикла особенно ярко выражают представления людей о загробном мире, в их основе лежит идея бессмертия живого и единства океана жизни. Поэтому для некоторых героев данных сказок характерно оборотничество, перевоплощение. Однако главными их героями являются обыкновенные люди: она – царевна, он – обычно царский или купеческий сын, но иногда и Иван-дурак или запечник Емеля.

Сюжет этих сказок связан с тем, что герой отправляется в “тридевятое царство, тридесятое государство”, где находится все чудесное. Чудесное царство может быть расположено под водой, под землей, в далеком лесу. При этом всегда имеется в виду мифическое царство мертвых, проводником в которое чаще всего бывает Баба-Яга. От “своего” мира “иное” царство всегда отделено какой либо границей: это может быть тяжелый камень, столб с надписью, высокая и крутая гора, река или море; чаще всего на границе двух царств стоит избушка Бабы-Яги. Центральными событиями сюжета являются чудесная задача и ее решение. Поэтому для анализа сказок данного типа целесообразно составить “Картотеку сказочных чудесных задач”. Поскольку не все задачи на самом деле можно считать чудесными, мы сделали ее двухчастной:



“Реальные” задачи “Фантастические” задачи
Выиграть конские скачки. За одну ночь построить дворец.
Рассмешить царевну. За одну ночь перенестись на другой конец света.
Узнать царевну по приметам. За одну ночь вырастить и собрать урожай.
Узнать, из какой кожи сшиты башмаки. За одну ночь сделать церковь из чистого воска.
Спрятаться так, чтобы не сумели найти. Привезти диковинки из “иного” царства.
Принести огонь. Кого-нибудь привезти из “иного” царства.

Выполнение чудесной задачи означает для героя награждение и воцарение.

Работу над сказками данного типа необходимо строить с учетом их сюжетных особенностей. Сюжет их состоит из следующих мотивов (здесь используются “карты Проппа”):

Отправление Трудная задача Решение задачи Награждение Женитьба Воцарение






Сейчас читают про: