Вопросы, задания и игры
СКАЗКИ О ЧУДЕСНЫХ ПОМОЩНИКАХ И ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ
В данном разделе мы объединили две сюжетные группы сказок – сказки о чудесных помощниках и сказки о волшебных предметах, полагая, что между ними много общего. К названному циклу мы отнесли сказки “ Конек-горбунок ”, “ Волшебное кольцо ”, “ Иван-царевич, серый волк и Елена Прекрасная ”, “ Иван-царевич и богатырка Синеглазка ”, “ Иван-царевич и девица-царица ”, “ Жар-птица ”, “ Молодильные яблоки ”, “ Семь Симеонов ”, “ Двенадцать молодцов из табакерки ”, “ Конь, сумка и дубиночка ”, “ Петух и жерновцы ” и др.
Суть сказок этого цикла составляют события, связанные с чудесным помощником или волшебным предметом. Их героем, как правило, является Иван-царевич или Иванушка-дурачок. Чаще всего это Иванушка-дурачок – герой внешне непривлекательный, обиженный, презираемый братьями, но имеющий большие нравственные достоинства, смекалистый, хитрый, лукавый, бесстрашный, ласковый и добрый.
В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, ворон, богатыри-великаны – Дубыня, Горыня, Усыня, повстречавшиеся герою чудесные искусники – Объедало, Опивало, стихии – Вихрь, Ветер, Мороз-трескун. Сходные функции выполняют в сказке и волшебные предметы и растения. В связи с тем, что в сказочном тексте переосмыслены предметы, встречающиеся в реальной жизни, необходимо специально остановиться на их символическом значении и роли в волшебной сказке. В этом поможет "Картотека волшебных предметов"1.
С точки зрения сюжетосложения в данном цикле можно выделить две группы сказок – сказки о добывании волшебного предмета (напр., “ Жар-птица ”, “ Молодильные яблоки ”) и сказки о получении волшебного предмета и его использовании (напр., “ Двое из сумы ”, “ Волшебное кольцо ”). Сказки первой группы напоминают мифы о культурном герое: герой отправляется из дому на поиски диковинок, проходит разнообразные испытания, добывает или похищает волшебный предмет и возвращается в “свой” мир. В сказках второй группы сюжет инверсирован: в начале сказки герой получает волшебный предмет в награду от благодарного животного, мертвеца или хозяина стихии, однако противник похищает у него диковинку, и герой должен разными способами вернуть себе утраченное диво.
В сюжете сказок данного цикла можно выделить следующие основные мотивы (здесь используются “карты Проппа”):
Отправление | → | Испытание | → | Добывание (похищение) волшебного предмета | → | Возвращение |
Или:
Награждение героя волшебным предметом | → | Похищение волшебного предмета | → | Испытания | → | Возвращение похищенного |
При этом нужно помнить, что сюжеты данных групп сказок чрезвычайно разнообразны и потому приведенная схема нуждается в уточнении согласно тексту конкретной сказки.
- Какую роль волшебные предметы играют в судьбе героя?
- О каком волшебном предмете говорится в сказке? Какова его роль в данном сюжете? Какими еще волшебными свойствами он обладает (на материале других сказок)?
- Каким образом герой добывает волшебный предмет?
- Зачем герой должен побывать в избушке на курьих ножках?
- Когда герой получает волшебный предмет – до или после испытания?
- При каких обстоятельствах встречаются герой и чудесный помощник?
- Почему чудесные помощники помогают герою?
- Почему герой может достичь своей цели только благодаря чудесному помощнику и волшебному предмету?
- За что героя награждают волшебным предметом?
- Иллюстрации к каким эпизодам сказки вы хотели бы нарисовать? Почему?
- Из набора “карт Проппа” выберите карточки с событиями, которые встречаются в сказках о чудесных помощниках и волшебных предметах. Выложите из них сюжетный ряд и сочините свою сказку.
- Какие предметы способны за малое время перенести героя через большое пространство?
- Какие предметы могут выполнять работу за героя?
- Какие предметы хранят тайны вредителей?
- Какие предметы преграждают путь преследователю?
- Какие предметы возвращают здоровье, молодость?
- Какие предметы показывают герою путь?
- С помощью каких предметов можно узнать, что делается на белом свете?
- Что нужно сделать, чтобы оживить мертвого?
- С помощью каких предметов можно вызвать чудесного помощника?
- Как стать невидимым?
- Найдите в прочитанной сказке волшебный предмет и определите его роль (функцию).
- Игра “ Помогите герою ”. Машенька убегает от Бабы-Яги. Баба-Яга вот-вот ее догонит. Какими волшебными предметами девочке нужно воспользоваться и почему?
- Игра “ Помогите герою ”. Иван-царевич сражается с Чудом-Юдом. Бой тяжелый. Какие волшебные предметы могут помочь герою?
- Игра “ Помогите герою ”. Кощей Бессмертный держит Василису Премудрую в высоком тереме без окон и дверей. При помощи каких волшебных предметов Василиса может узнать, что делается на белом свете?
- Нарисуйте волшебный предмет из полюбившейся сказки и опишите его свойства.
- Игра “ Снарядите героя в дорогу ”. Вспомните сюжет сказки о богатыре и змееборстве. Какие предметы должен взять с собой герой, отправляясь в путь?
- Игра “ Снарядите героя в дорогу ”. Вспомните сюжет сказки о невинно гонимых. Какие предметы помогут падчерице выполнить задание мачехи?
- Игра “ Снарядите героя в дорогу ”. Вспомните сюжет сказки о поисках диковинок. Какие предметы необходимы ее герою для успешного завершения путешествия?
- Игра “ Снарядите героя в дорогу ”. Вспомните сюжет сказки о чудесной задаче. Какие предметы нужны герою, чтобы выполнить задания и успешно пройти испытания?
1. Картотека построена на материале исследований В.Я. Проппа. См.: Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
Примерами сказок данного типа могут служить “ Девочка и медведь ”, “ Ивашко и ведьма ”, “ Учитель и ученик ”, “ Ольшанка ”, “ Мальчик-с-пальчик ”, “ Морозка ” и др.
Герои сказок – мальчик или девочка, или мальчик и девочка, или группа мальчиков (“семь братьев”). В сказках данного типа рассказывается о пребывании детей в лесу у страшного существа, которое может их погубить, – Бабы Яги, Морозки, лешего, медведя и т.п.
Сюжет их прост и однотипен: дети попадают в лес; в лесу они проходят своеобразное испытание; выдерживают это испытание; награждаются; возвращаются домой. Некоторые сказки состоят из двух повторяющихся сюжетных ходов; отличие их в том, что в одном рассказывается о герое, который удачно проходит испытание и возвращается домой с подарками, а второй ход – это неудачное подражание первому: герой не выдерживает испытания и погибает. Сопоставление правильного и неправильного поведения придает сказке нравоучительный характер.
Работу над сказками данного типа необходимо строить с учетом их сюжетных особенностей. Сюжет их состоит из следующих мотивов (здесь используются “карты Проппа”):
Отправление | → | Испытание | → | Награждение | → | Возвращение |
Типы героев выделяются и характеризуются в связи с развитием сюжета. При этом необходимо выяснить, к какому из миров – “миру добра” или “миру зла” – принадлежит герой, а также как, когда и почему герой попадает из “своего мира” в “иной мир” и кто хозяин “иного мира”.