double arrow

Процесс создания образов воображения

Создание человеком образов новых объектов обусловлено потребностями ее жизни и деятельности. В зависимости от задач, стоящих перед ней, активизируются определенные следы предыдущих впечатлений и образуются новые комбинации ассоциативных связей. Этот процесс приобретает разной сложности в зависимости от цели, содержания и предыдущего опыта человека.

сочетание качеств, свойств элементарной формой синтезирования новых образов является агглютинация (от лат. aglutinare - склеивания. Это создание образа путем или частей, взятых из различных объектов. Например, таковыми являются сказочные образы русалки напивжинкы, полурыбы, кентавра - напивчоловика, полукони, в техническом творчестве - троллейбуса - сочетание свойств трамвая и автомобиля, танка-амфибии, сочетающий свойства танка и лодки.

Приемом создания новых образов является аналогия. Суть этого приема заключается в том, что создаваемый новый образ похож на реально существующий объект, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта. На принципе аналогии базируется новая отрасль инженерного дела - бионика. Бионика выделяет некоторые свойства живых организмов, которые становятся засадовимы отношении конструирования новых технических систем. Так было создано много различных приборов - локатор, "электронное око" и др.

Новые образы могут создаваться с помощью ударение.

Этот прием заключается в преднамеренном усилении в объекте определенных признаков, которые оказываются доминирующими на фоне других. Рисуя дружеский шарж или карикатуру, художник находит в характере или внешности человека нечто неповторимое, присущее только ей и подчеркивает этом художественными средствами.

Создать новые образы можно путем преувеличения (или умаление) характеристик объекта. Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой (Никита Кожемяка, Котигорошко и осуществляют подвиги.

Самым сложным способом образования образов воображения является создание типических образов. Этот способ требует длительной творческой работы. Художник создает предварительные эскизы, писатель - варианты произведения. Так, при рисовании картины "Явление Христа народу" художник А. Иванов сделал около 200 эскизов.

Воображение, которое присутствует в художественном творчестве, можно проиллюстрировать высказыванием К. Паустовского: "Каждая минута, каждое брошенное вскользь слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждый незаметный движение человеческого сердца, равно как и летающий пух тополя или огонь звезды в ночной воде, - все это крохи золотой пыли.

Мы, литераторы, добываем их на протяжении десятилетий, эти миллионы крошек, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом из этого сплава выковывает свою "Золотую розу" - повесть, роман или поэму "[7].

Течение творческого процесса связан с возникновением многих ассоциаций. Их актуализация подчиняется цели, потребностям и мотивам, которые доминируют в актах творчества.

Большую роль в создании образов воображения играет практическая деятельность.

Пока созданный образ существует только "в голове", он не всегда понятен до конца. Воплощая этот образ в рисунке или модели, человек проверяет его реальность.

Относительно создания образов воображения является взаимодействие двух сигнальных систем. Соотношение чувственного и языкового, образа и слова вступает различного характера в разных видах воображения зависимости от конкретного содержания деятельности, в которую включается создание образов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: