double arrow

Критерий оценок


Обработка результатов

Выполнение работы

Ход работы

Обработка результатов

Выполнение работы

Ход работы

1. Работа группой.

2. Э. зачитывает начало текста, который И. должен завершить (продолжение и окончание) время 10 мин на написание текста.

Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг…

1. Оцениваются некоторые рассказы.

2. В качестве критерия используются следующие показатели:

Ø законченность рассказа.

Ø яркость и оригинальность образов, необычность повороты сюжета, неожиданность концовки.

Вывод:мы изучили особенности творческого воображения выраженного в словесной форме. У И. в рассказе яркие образы, необычный поворот сюжета, законченность рассказа.

Формы проявления воображения.

Воображение может проявляться в разных формах:

Мечта– форма проявления активного воображения, необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Мечты - отодвинутые во времени желания, то есть осуществимы.




Грезы преднамеренное пассивное воображение, уход от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от неразрешимых задач, от тягот жизни. В грёзах отражается связь фантазии с потребностями личности. Грезы принципиально неосуществимы, выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной, выдуманной жизни получает то, чего ему не достаёт в реальности.

Галлюцинации– пассивное, непреднамеренное воображение. Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с действительностью. Галлюцинации – результат нарушений психики, сопровождают многие болезненные состояния.

Сновидения- пассивное, непреднамеренное воображения. В сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека.

Фантазия активное, творческое воображение, образы, картины, которые мало или вообще не соответствуют реальности. Фантазия:

- важное условие нормального развития личности;

- особенности школьного возраста;

- выявление творческих возможностей;

- правдоподобное преобразование накопленного опыта.

На фоне фантазии возникают перевёртыши –продукт воображения детей, потребность в эмоциональном, комическом эффекте, перестановка элементов, из которых складываются привычные образы, что связано с усвоением эталонов о мире. Например, 4-ёх летний ребёнок поёт: «Дам кусок молока и кувшин пирога».

Опыт №18 (стр. 128 Петровский)

Цель:исследовать особенности творческого воображения.

Оборудования:3 слова капюшон, дорога, дождь.

1. Э. предлагает И. составить из трех предложенных слов как можно больше предложений.



2. В каждое предложение должны входить все три слова (необходимое условие)

3. Выполнение работы 10 минут.

4. Работа заканчивается по команде стоп.

1. Оценка работы проводится по следующей шкале:

Ø в предложении используются все 3 слова в остроумной, оригинальной комбинации 6 баллов.

Ø в предложении использованы 3 слова без остроумия но с элементами оригинальнос ти – 5 баллов.

Ø использованы все три слова, но в обычной обстановке – 4 балла.

Ø данные 3 слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации 3 балла.

Ø правильно использованы 2 слова, а третье использовано с натяжкой 2,5 балла.

Ø правильно использовано только 2 слова – 1 балл.

Ø предложение представляет собой бессмысленное сочетание слов - 0 баллов.

2. Подсчитать суму баллов за оригинальность.

5 высокий – 37 -32 балла.

4 средний 31 – 24 балла.

3 низкий 23 – 16 баллов.

Вывод:мы изучили особенности проявления творческого воображения сумма баллов = ……. показатель работы испытуемого = ……, что соответствует ……………….. уровню.

Приемы воображения.

Агглютинация– слияние, склеивание, комбинация различных слов, элементов, свойств, частей в один образ. Путём агглютинации строятся многие сказочные образы: русалка, избушка на курьих ножках, кентавр.

Акцентирование или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Например, карикатура, дружеский шарж, где выделяется часть лица, туловище.



Гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещение.

Схематизация – сглаживание различий предметов, а выделение черт сходства на первый план. Так создаются национальные орнаменты, узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Используется в культуре, живописи, литературе.

Опыт №19 (стр. 195 Щербаков)

Цель:выяснить особенности творческого воображения.

Оборудование:2 круга диаметром 2 сантиметра.







Сейчас читают про: