double arrow

Вопрос 5. Гетеротрофная ассимиляция


Вопрос 4. Клеточная теория. Ее естественнонаучное и мировоззренческое значение.

Вопрос 3. История биологических мировоззрений. Выдающиеся ученые-биологи, внесшие вклад в развитие медицинской науки.

С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Сначала от этого зависела его жизнь. С развитием цивилизации человек смог позволить себе занятия наукой в познавательных целях. Современная биология – комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук.

Ученые, внесшие вклад в развитие медицины:

1) Гиппократ (460-370) дал первое относительно подробное описание человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновение болезней.

2) Клавдий Гален первым сделал сравнительно-анатомическое описание обезьяны и человека. Изучал центральную и периферическую нервную систему.

3) К.М. Бэр (1792-1876) сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства.

4) Ч. Дарвин сформулировал теорию эволюции живого.




5) Т. Шванн и М.Я. Шлейден авторы клеточной теории.

6) Л. Пастер, И.И. Мечников, Р. Кох основоположники микробиологии.

7) А.И. Опарин сформулировал первую научную теорию происхождения жизни.

8) Дж. Уотсон и Ф. Крик обнаружили ДНК и предложили ее модель.

9) Р. Вирхов создал учение о невозможности самозарождения клетки.

10) А. Флемен открыл антибиотики.

Положения современной клеточной теории:

- клетка является универсальной структурной и функциональной единицей живого;

- все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности;

- клетки образуются только при делении предшествующих им клеток;

- клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована, и организм представляет собой целостную систему.

Разработка теории способствовала развитию отдельного направления биологии – цитологии – науки о клетке, как основной форме организации живой материи.

А) Фазы ассимиляции:

1)Поглощение и переваривание питательных веществ.

2)Транспорт веществ в клетку.

Поступление веществ происходит через мембрану.

3)Синтез веществ в клетке.

Белки будучи ферментами контролируют синтез углеводов, липидов и самих себя.

Б) Пути проникновения веществ в клетку:

- Активный транспорт (с затратой энергии). Если концентрация веществ в клетке и вне ее равны, или в клетке больше.

- Пассивный транспорт (без затрат энергии). Если концентрация вещества в клетке меньше чем вне ее.

- Эндоцитоз:

Фагоцитоз – поглощение твердых соединений.

Пиноцитоз – поглощение жидких соединений.



В) -Углеводы. В ротовой полости начинается расщепление углеводов амилозой слюны до ди- и моносахаридов.

- Белки. В желудке начинается расщепление белков под действием трипсина, пепсина, химотрипсина. Далее белки расщепляются до аминокислот в кишечнике. Аминокислоты бывают заменимые и незаменимые. Белковое голодание вредит организму.

- Липиды. Перевариваются позднее всех, в двенадцатиперстной кишке. Для переваривания необходимо их эмульгировать (превратить в маленькие пузырьки) желчью печени. Кроме желчи необходимы ферменты эстеразы, синтезируемые поджелудочной железой. Жиры расщепляются до глицерина и жирных кислот (заменимые и незаменимые).

Нуклеиновые кислоты обладают свойством хранить и воспроизводить наследственную информацию, а также реализовывать ее через синтез белков.

Г)Клетка – открытая система. В ней постоянно происходит обмен веществ и энергии с окружающей средой. Это является условием жизни, существования клетки. Поток веществ в клетке поддерживается стабильным химическим составом ее протоплазмы, включающей в себя как органические, так и неорганические вещества. Клетка находится в единстве со средой, а химические, физические и биологические свойства окружающей среды обусловливают протекание всех процессов жизнедеятельности.







Сейчас читают про: