Шагов к звуковому пейзажу

Самые разные - скромные, дерзкие

Дочери и сыновья твои верные

Щедрость земли этой предки прославили,

В многострадальной истории Родины

Гордой стрелой телевышки приметно ты,

Помню тебя я, Лаврово мое,

Золотом поля стеной колосистою

Не истребить, не убить, не покинуть

Помнишь и любишь ты каждый свою.

Родину милую, сердцу любимую,

Слова и музыка Ю. А. Булычевой

Гимн деревне Лаврово

Эту любовь – о Лаврове пою!

Припев:

Что вознеслась над тобой высоко!

Есть для лавровских хвала и почёт,

Гордые тем, что любили её!

Припев:

Каждого помнят здесь, любят и ждут!

В час испытаний на помощь придут!

Говард Мангрум

Ниже описана достаточно простая процедура сведения песни (или любой другой музыкальной композиции), которая состоит из 10 этапов и может быть использована как основа для ваших собственных экспериментов. Естественно, что конкретные детали того или иного этапа будут определяться характером и особенностями ситуации и имеющегося у вас оборудования, но намеченные здесь 10 шагов - хорошая основа на тот случай, если у вас пока еще не слишком много собственного опыта сведения или же если с песней что-то не совсем ясно. Замечу здесь, что иногда записываемая композиция может оказаться не до конца проработанной композитором (аранжировщиком, исполнителями), и на одном из этапов это станет очевидным. В таком случае лучше будет вернуться немного назад и заняться доработкой композиции, нежели пытаться замаскировать недоработки непосредственно в процессе сведения.

1. Нормализуйте уровни и выключите каналы.

Нормализуйте все каналы - панормаируйте их в центр, выключите эквалайзеры (или убедитесь в том, что они обеспечивают линейную АЧХ) и уберите до нуля все посылы на эффекты (ауксы). Полностью уберите регуляторами уровня все каналы (некоторые предпочитают вообще выключить каналы при помощи кнопок Mute и потом включать их по одному). (На этом этапе неплохо было бы послушать через пульт пару компакт-дисков, звучание которых близко к тому, которого вы хотите достигнуть. Это также поможет вам убедиться в правильности работы мониторной системы.) Просмотрите заметки, которые вы делали на этапе записи и предварительной подготовки. Установите необходимые конфигурации соединений, настройте коммутационные панели (patch-bay). На этом этапе можно включить компрессоры и устройства шумопонижения, установив их конфигурацию таким образом, чтобы оказываемое ими на сигнал воздействие было минимальным (включить режим "Bypass", установить низкий / высокий порог срабатывания и т.п.). Вы уже должны располагать возможностью произвольно назначать внешние эффекты любым каналам в соответствии с концепцией композиции и имеющимся у вас представлением о звуковом пейзаже. (Вполне возможно, что концепция звукового пейзажа будет постепенно вырисовываться у вас в голове по мере того, как вы будете продвигаться вперед в сведении. В этом нет ничего плохого - мы имеем дело с искусством, и никаких жестких правил здесь не существует.)

2. Зациклите воспроизведение.

Включите магнитофон таким образом, чтобы он воспроизводил сводимую песню снова и снова, по кругу. Это позволит не отвлекаться на перемотку ленты в ходе выполнения следующих этапов.

3. Критически послушайте и воспользуйтесь эквалайзерами.

Прослушайте все дорожки по отдельности. Включайте их при помощи кнопки "Solo" или выводя на 0 dB регулятор уровня и следите по индикаторам пульта за корректностью установки коэффициента усиления (Gain). Установите необходимые параметры компрессоров и шумоподавителей. Наметьте необходимые корректировки эквалайзерами. На этом этапе частотная коррекция производится "вчерне", и на каждую дорожку следует затрачивать не более нескольких минут. (Здесь мы уже достаточно близко подходим к тому моменту, когда можно будет заняться возвратами с внешних эффектов, однако следует помнить, что воспринимаемая звуковая картина неизбежно изменится / сдвинется при одновременном воспроизведении всех каналов сразу.) Не забывайте периодически выключать и снова включать эквалайзеры, чтобы не терять контакта с реальностью и быть уверенным в том, что вносимые вами изменения идут звуку на пользу. Параметрическими эквалайзерами (особенно если у них можно регулировать ширину частотной полосы - Q) удобно исправлять локальные частотные недостатки звука (например, вырезать неприятно звучащий диапазон), а пороговые эквалайзеры из-за большой ширины регулируемой полосы частот больше подходят для глобального изменения характера звучания дорожки. (Эквалайзером, как и резцом скульптора, лучше убирать, а не добавлять, поэтому в первую очередь старайтесь вырезать все лишнее, и только потом, если у вас останутся свободные полосы эквалайзера, приступайте к "добавлению".) Учтите, что коррекция частотной характеристики сигнала может привести к радикальным изменениям его уровня, поэтому не забывайте за этим следить, внося при необходимости коррективы в положение ручки "Gain".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: