Задачи практики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗООЛОГИЯ»

(Полевая практика)

Часть II (4 семестр)

Направление подготовки

020400.62 - Биология

Профиль подготовки

Общая биология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная, очно-заочная

Брянск – 2012

1. Цели практики – закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курса "Зоологии", изучение образа жизни, развития и размножения животных в естественной обстановке их обитания, приобретение практических навыков для организации и проведения зоологических полевых исследований в будущей профессиональной деятельности.

Приобретает компетенции: демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

– знакомство студентов с основными эколого-фаунистическими комплексами животных района полевой практики, показав многообразие видов и сложность существующих в природе взаимодействий организмов между собой и окружающей средой;

– ознакомление студентов с населением животных основных типов биотопов, биологическими чертами главнейших видов и их ролью в природе и хозяйственной жизни человека;

– изучение студентами навыков в проведении экскурсий в природу, постановке наблюдений за животными и сборе коллекций;

– ознакомление студентов с основными принципами организации и методами проведения самостоятельных научных исследований по фауне и экологии животных;

– знакомство с правилами поведения в природе и мерами охраны животных, применительно к местным условиям.

3. Место практики в структуре бакалаврской программы. Полевая практика по зоологии позвоночных тесно связана с анатомией, морфологией животных, систематикой животных, а также с экологией животных. В ходе ее прохождения студенты исследуют не только видовой, но и популяционный уровень организации животного населения.

4. Формы проведения практики: полевая практика.

5. Место и время проведения практики. Экологический полигон «Лесопарк Соловьи», биостанция БГУ«Усовье». Деревня Домашово Брянского района. Сезонная и летняя практика

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения полевой практики по ботанике и фитоценологии:

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции:

приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);

умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);

демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);

способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);

применяет на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);

понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);

7. Структура и содержание полевой практики по зоологии. Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов (из них 72 часа учебно-полевая и 36 часов учебно-научно исследовательская).

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
1. Организация практики, включая инструктаж по технике безопасности   Проведение инструктажа
2. Учебно-исследовательский этап: сбор и обработка полевых материалов по различным типам биотопов: Водные позвоночные   Выполнение работы под руководством преподавателя
3. Животные луга и побережий: сбор обработка материала по пойменным и суходольным лугам   Выполнение работы под руководством преподавателя
4. Лесные биотопы (хвойный и сме шанный лес)    
5. Животные антропогенных ландшафтов (поселений человека, сада, поля)    
6. Учебно-научно исследовательский этап: выполнение индивидуальных заданий по выбранным темам   Отчеты о выполнении инд. работы
7. Итоговая конференция    
  Аттестация по итогам практики   Зачет

8. Научно-исследовательские работы, используемые на практике. Изучение видового состава фауны и видового богатства отрядов. Исследование животного населения основных типов биотопов и характеристика его в описаниях, диаграммах, зарисовках, фотогра­фиях и других документальных материалах; выявление закономерностей ярусного распределения животного населения. Оценка сезонной и суточной активности видов в различных естественных и антропогенных биотопах.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике. Подготовлены учебные пособия по полевой практике. В нем даются рекомендации по сбору материалов, их обработке и форме отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: