ГЛАВА 4. «Завоз и приемка товаров в магазине».
Изучение формирующегося спроса.
Учет неудовлетворенного спроса.
Учет реализуемого спроса.
Тема: Виды покупательского спроса и методы их изучения.
Тема: Понятие о торговом ассортименте
Ассортимент – это совокупность товаров, объединенных по какому – либо признаку. Два вида ассортимента: - производственный;- торговый
Торговый – перечень товаров реализуемых торговыми предприятиями, сформированного по группам, видам, сортам, фасонам и др., признакам. Торговый ассортимент делят на две группы: продовольственную и непродовольственную.
Для каждого магазина разработаны обязательные ассортименты, перечни (с учетом). В зависимости числа разновидностей в товарной группе различают товары простого и сложного ассортимента.
Простого - мука, сахар, соль, имеют небольшое число видов или сортов. Товары сложного ассортимента подразделяют внутри группы на виды, сорта, фасоны, кондитерские, консервы, колбасные и др.
В зависимости от частоты спроса различают товары:
- повседневного (частого)
- периодического
- Редкого спроса
Товары повседневного спроса приобретаются населением ежедневно – это товары первой необходимости: хлеб, сахар, соль.
К товарам периодического спроса относят большинство непродовольственных товаров, которые приобретают несколько раз в году (одежда, обувь).
Товары редкого спроса приобретаются населением один раз в несколько лет (телевизоры, мебель).
В основе спроса лежит потребность. В розничной торговой сети применяют различные методы изучения спроса. Они подразделяются на методы: повседневного и разового учета.
Методы повседневного учета – ведение книг и журналов учета спроса; учет продажи товарным чекам и ярлыкам.
При изучении спроса учитываются три вида спроса:
- реализованный
- неудовлетворенный
- формирующийся
Его проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Размер продажи товаров определяют: по материалам инвентаризации, товарным чекам, ежедневной регистрацией продажи отдельных товаров.
Ведут в результате временного отсутствия в продаже нужных наименованию товаров. В магазинах спрос регистрируется в специальных журналах: дата записи, наименование товаров от существующего в продаже.
Это учет на товары новых моделей конструкций, изготовленных из новых материалов. Ведутся специальные журналы учета спроса на новые и малоизвестные товары. Для этого проводятся выставки – продажи, дегустации продовольственных товаров.
Завоз товара в магазины осуществляется с учетом объема товарооборота, типа магазина, его размеров, состояние товарных запасов, в соответствии с обязательным ассортиментным перечнем.
Заявки на товары могут быть даны в письменном виде, по телефону те товары, которые предусмотрены ассортиментным перечнем. При определении потребности в товарах учитывают: среднедневную продажу, емкость подсобных помещений, емкость холодильного оборудования, сроки реализации.
Основной метод снабжения товаров - централизованная доставка, при которой поставщики завозят товар своими средствами. Централизованная доставка осуществляется по специальным графикам и маршрутам. Маршруты бывают: - маятниковые; - кольцевые
При маятниковых - товар завозят только в один магазин.
При кольцевых - это когда один рейс товар завозят по кольцу в несколько магазинов.
Погрузка товаров должна производиться так, чтобы избежать понижения их качеств, боя, не допускать излишних простоев транспортных средств. Материальную ответственность за перевозимые товары могут нести шоферы, грузчики.