Текст опросника

Опросники функциональных состояний личности

Методика «Рельеф психического состояния»

Методика «Рельеф психического состояния» [1]

Диагностическая цель. Методика изучает основные стороны психического состояния: психические процессы, физиологические реакции, переживания и поведение. В основе методики находятся представления об иерархической организации психического состояния и его основных составляющих. Прикладное значение методики заключается в том, что каждое состояние, переживаемое субъектом, может быть оценено со стороны его компонентов, их интенсивности проявлений и изменений.

Опросник представляет собой перечень признаков структуры психического состояния и содержит 40 основных характеристик психического состояния, разделенных на четыре блока (структуры): психические процессы – 10 показателей, физиологические реакции – 10 показателей, переживания – 10 показателей, поведение – 10 показателей. Каждый показатель имеет 11 уровней выраженности.

Исследования проводятся индивидуально или с небольшой группой.

Инструкция. «Назовите состояние, которое Вы испытываете в данный момент (например, радость или тревога и т.д.). После этого дайте оценку показателям переживаемого Вами состояния по данному опроснику. Для этого зачеркните цифру, которая, на Ваш взгляд, отражает уровень проявления данной характеристики состояния: 5 – максимальная выраженность данного показателя, 4 – уровень выше среднего, 3 – средний, 2 – ниже среднего, 1 – низкий уровень, 0 – обычная, неизмененная характеристика данного показателя. Слева в строке опросника один полюс, а справа – противоположный полюс данного показателя. Вы должны осуществить выбор. Помните, что в ряду может быть только одна оценка, а также что нет ни хороших, ни плохих ответов».

Рис 2 6. Матрица рельефа состояния. Результаты разносятся по матрице рельефа. Грани рельефа показатели состояния, горизонтали – уровни интенсивности показателей (по 11-балльной шкале), А – показатели психических процессов; Б – физиологические показатели; В – переживания; Г – поведение

Обработка результатов. После заполнения бланка опросника производится подсчет набранных испытуемым баллов. При этом все первичные результаты испытуемого переводятся в единую одиннадцатибалльную шкалу: так оценки –5, –4, –3, –2, –1,0, 1, 2, 3, 4, 5 будут выглядеть следующим образом: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 соответственно. На основании суммы баллов подсчитывается выраженность той или иной структуры состояния (средняя по 10 показателям блока), а также выраженность каждого отдельного показателя. Затем по полученным результатам строится рельеф проявления разных сторон состояния в виде гистограмм или строится интегральный рельеф состояния (рис. 2.6). Изучите рельефы состояний, приведенные в качестве иллюстрации (рис. 2.7).

Рис 2.7. Рельефы психических состояний при разных уровнях отношения к работе: а – начало урока, б – конфликт, – высокий уровень, – низкий уровень. Вертикальная шкала – интенсивность проявления параметров

Психические процессы
1. Ощущение. Чувствительность к внешним воздействиям
Ухудшение восприимчивости к внешним воздействиям, невосприимчивость Обострение чувствительности к внешним воздействиям
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
2. Четкость, осознанность восприятия
Ухудшение, размытость, нечеткость, плохая осознанность Хорошая осознанность восприятия, ясность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
3. Особенности представлений
Трудность возникновения образов Четкость, ясность представлений легкость возникновения образов
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
4. Память
Ухудшение памяти, трудность запоминания и воспроизведения Улучшение памяти, легкость за поминания, легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
5. Мышление
Трудность в понимании, ухудшение сообразительности, отсутствие логики мысли Повышение сообразительности, высокая находчивость, логичность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
6. Воображение
Трудность что-либо придумать, косность, «зажатость» Легкость образования новых ассоциаций, фантазирование, придумывание, раскованность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
7. Речь
Ухудшение речи (появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь, заикание и пр.) Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без улучшения качества грамотности, логичности
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
8. Эмоциональные процессы
Чувство страха, паники, отчаяния, безысходности Чувство радости, восторга, веселость. Появление азарта
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
9. Волевые процессы
Трудно заставить себя, слабость, чувство неуверенности, лень Повышение уверенности в себе легкость в управлении собой. Bepa в успех
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
10. Внимание
Ухудшение внимания, низкая способность сосредоточиться на выполнении работы, отвлекаемость Улучшение способности к сосредоточению. Посторонние раздражители не отвлекают. Высокая увлеченность работой
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
Физиологические реакции
11. Температурные ощущения
Ощущение похолодания конечностей, чувство озноба Ощущение тепла, повышение температуры тела
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
12. Состояние мышечного тонуса
Значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик мышц лица, губ, век) Умеренное повышение мышечного тонуса. Чувство умеренного мышечного напряжения
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
13. Координация движений
Снижение четкости движений, на рушение координации, ухудшение почерка, затруднение в выполнении мелких движений, требующих высокой точности Улучшение координации движений, увеличение скорости, точности, координированности движений во время работы, письма
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
14. Двигательная активность
Снижение двигательной активности, отсутствие желания двигаться, апатия, обездвиженность Повышение двигательной активности, увеличение скорости, энергичности движений вплоть до не возможности усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
15. Сердечно-сосудистая система
Наличие неприятных ощущений со стороны сердца, сердцебиения, боли, чувство сжатия в области сердца Ощущение усиления сердечной деятельности, не привлекающее особого внимания, не мешающее работе
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
16. Проявления со стороны органов дыхания
Значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» Увеличение глубины дыхания, учащение дыхания, не причиняющее беспокойства и не мешающее работе
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
17. Состояние потоотделения
Появление обильного и холодного пота, обильное потение рук, ладо ней, подмышек, спины и пр. Незначительное потоотделение, кожа относительно суха
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
18. Ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта
Выраженные ощущения в животе, боли, снижение аппетита, подташнивание, жажда Чувство легкого голода, периодическое умеренное урчание в животе
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
19. Состояние слизистой оболочки полости рта
Ощущение сухости во рту Умеренное увеличение слюноотделения
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
20. Окраска кожных покровов
Побледнение кожи лица, рук, шеи. Появление на коже мраморного, пятнистого оттенка Покраснение кожи рук, лица, шеи или незначительное изменение окраски кожи
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
Шкала переживаний
Радость – печаль
21. Тоскливость Веселость
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
22. Грустность Оптимистичность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
23. Печаль Задорность (страстность, запальчивость)
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
Активность – пассивность переживаний
24. Пассивность Активность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
25. Сонливость Бодрость
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
26. Вялость Бойкость (живость, проворность, оживленность)
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
Интенциональность (направленность) переживаний
27. Опускает (погружает) Поднимает (возвышает)
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
(Напряжение – расслабление) переживаний
28. Напряженность Раскрепощенность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
29. Тяжесть (трудность) Легкость
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
30. Скованность Раскованность (свобода)
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
Поведение
31. Пассивность Активность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
32. Непоследовательность (хаотичность) Последовательность (целеустремленность)
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
33. Импульсивность Размеренность (равномерность)
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
34. Необдуманность Продуманность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
35. Неуправляемость (бесконтрольность) Управляемость (контроль)
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
36. Неадекватность (несоответствие) Адекватность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
37. Расслабленность Напряженность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
38. Неустойчивость (шаткость) Устойчивость (стабильность, равновесность)
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
39. Неуверенность (сомнение) Уверенность
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5
40. Закрытость (замкнутость) Открытость
–5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5

«ТРЕВОЖНОСТЬ И ДЕПРЕССИЯ» (Т и Д) [2]

Диагностическая цель: выявление состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.

Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция: «Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне.

Если состояний, указанных в вопросе, у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;

если встречаются очень редко – 4 балла;

если бывают временами – 3 балла;

если они бывают часто – 2 балла;

если почти постоянно или всегда – 1 балл.

Если вопрос Вам не понятен – обратитесь за разъяснением».

Исследование может быть как коллективное, так и индивидуальное.

Текст опросника

1. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

2. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?

3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?

4. Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

5. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?

6. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?

7. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

8. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?

9. Ожидание Вас тревожит и нервирует?

10. У Вас бывают кошмарные сновидения?

11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?

12. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?

13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?

14. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

15. Вам часто хочется побыть одному?

16. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушны или даже неприязненно?

17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

18. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?

19. Прежде, чем принять решение, Вы долго колеблетесь?

20. У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

Обработка результатов

Проставленные баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в таблицах 1 и 2, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

Таблица 1. Значение диагностических коэффициентов тревожности

номера признаков Баллы
         
  -1,38 -0,44 1,18 1,31 0,87
  -1,08 -1,3 -0,6 0,37 1,44
  -1,6 -1,34 -0,4 0,6 0,88
  -1,11   0,54 1,22 0,47
  -0,9 -1,32 -0,41 -0,41 1,2
  -1,19 -0,2 1,04 1,03 0,4
  -0,78 -1,48 -1,38 0,11 0,48
  -1,26 -0,93 -0,4 0,34 1,24
  -1,23 -0,74   0,37 0,63
  -1,92 -0,36 0,28 0,56 0,1

Таблица 2. Значение диагностических коэффициентов депрессии

номера признаков Баллы
         
  -1,58 -1,45 -0,41 0,7 1,46
  -1,51 1,53 -0,34 0,58 1,4
  -1,45 - 1,26 -1   0,83
  -1,38 - 1,62 -0,22 0,32 0,75
  -1,3 - 1,5 -0,15 0,8 1,22
  -1,34 - 1,34 -0,5 0,3 0,72
  -1,2 - 1,23 -0,36 0,56 -0,2
  -1,08 - 1,08 -1,18   0,46
  -1,2 - 1,26 -0,37 0,21 0,42
  -1,08 -0,54 -0,1 0,25 0,32

Интерпретация результатов

Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.

Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: