Опросники функциональных состояний личности
Методика «Рельеф психического состояния»
Методика «Рельеф психического состояния» [1]
Диагностическая цель. Методика изучает основные стороны психического состояния: психические процессы, физиологические реакции, переживания и поведение. В основе методики находятся представления об иерархической организации психического состояния и его основных составляющих. Прикладное значение методики заключается в том, что каждое состояние, переживаемое субъектом, может быть оценено со стороны его компонентов, их интенсивности проявлений и изменений.
Опросник представляет собой перечень признаков структуры психического состояния и содержит 40 основных характеристик психического состояния, разделенных на четыре блока (структуры): психические процессы – 10 показателей, физиологические реакции – 10 показателей, переживания – 10 показателей, поведение – 10 показателей. Каждый показатель имеет 11 уровней выраженности.
Исследования проводятся индивидуально или с небольшой группой.
Инструкция. «Назовите состояние, которое Вы испытываете в данный момент (например, радость или тревога и т.д.). После этого дайте оценку показателям переживаемого Вами состояния по данному опроснику. Для этого зачеркните цифру, которая, на Ваш взгляд, отражает уровень проявления данной характеристики состояния: 5 – максимальная выраженность данного показателя, 4 – уровень выше среднего, 3 – средний, 2 – ниже среднего, 1 – низкий уровень, 0 – обычная, неизмененная характеристика данного показателя. Слева в строке опросника один полюс, а справа – противоположный полюс данного показателя. Вы должны осуществить выбор. Помните, что в ряду может быть только одна оценка, а также что нет ни хороших, ни плохих ответов».
Рис 2 6. Матрица рельефа состояния. Результаты разносятся по матрице рельефа. Грани рельефа показатели состояния, горизонтали – уровни интенсивности показателей (по 11-балльной шкале), А – показатели психических процессов; Б – физиологические показатели; В – переживания; Г – поведение
Обработка результатов. После заполнения бланка опросника производится подсчет набранных испытуемым баллов. При этом все первичные результаты испытуемого переводятся в единую одиннадцатибалльную шкалу: так оценки –5, –4, –3, –2, –1,0, 1, 2, 3, 4, 5 будут выглядеть следующим образом: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 соответственно. На основании суммы баллов подсчитывается выраженность той или иной структуры состояния (средняя по 10 показателям блока), а также выраженность каждого отдельного показателя. Затем по полученным результатам строится рельеф проявления разных сторон состояния в виде гистограмм или строится интегральный рельеф состояния (рис. 2.6). Изучите рельефы состояний, приведенные в качестве иллюстрации (рис. 2.7).
Рис 2.7. Рельефы психических состояний при разных уровнях отношения к работе: а – начало урока, б – конфликт, – высокий уровень, – низкий уровень. Вертикальная шкала – интенсивность проявления параметров
| Психические процессы | |
| 1. Ощущение. Чувствительность к внешним воздействиям | |
| Ухудшение восприимчивости к внешним воздействиям, невосприимчивость | Обострение чувствительности к внешним воздействиям |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 2. Четкость, осознанность восприятия | |
| Ухудшение, размытость, нечеткость, плохая осознанность | Хорошая осознанность восприятия, ясность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 3. Особенности представлений | |
| Трудность возникновения образов | Четкость, ясность представлений легкость возникновения образов |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 4. Память | |
| Ухудшение памяти, трудность запоминания и воспроизведения | Улучшение памяти, легкость за поминания, легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 5. Мышление | |
| Трудность в понимании, ухудшение сообразительности, отсутствие логики мысли | Повышение сообразительности, высокая находчивость, логичность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 6. Воображение | |
| Трудность что-либо придумать, косность, «зажатость» | Легкость образования новых ассоциаций, фантазирование, придумывание, раскованность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 7. Речь | |
| Ухудшение речи (появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь, заикание и пр.) | Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без улучшения качества грамотности, логичности |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 8. Эмоциональные процессы | |
| Чувство страха, паники, отчаяния, безысходности | Чувство радости, восторга, веселость. Появление азарта |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 9. Волевые процессы | |
| Трудно заставить себя, слабость, чувство неуверенности, лень | Повышение уверенности в себе легкость в управлении собой. Bepa в успех |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 10. Внимание | |
| Ухудшение внимания, низкая способность сосредоточиться на выполнении работы, отвлекаемость | Улучшение способности к сосредоточению. Посторонние раздражители не отвлекают. Высокая увлеченность работой |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| Физиологические реакции | |
| 11. Температурные ощущения | |
| Ощущение похолодания конечностей, чувство озноба | Ощущение тепла, повышение температуры тела |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 12. Состояние мышечного тонуса | |
| Значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик мышц лица, губ, век) | Умеренное повышение мышечного тонуса. Чувство умеренного мышечного напряжения |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 13. Координация движений | |
| Снижение четкости движений, на рушение координации, ухудшение почерка, затруднение в выполнении мелких движений, требующих высокой точности | Улучшение координации движений, увеличение скорости, точности, координированности движений во время работы, письма |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 14. Двигательная активность | |
| Снижение двигательной активности, отсутствие желания двигаться, апатия, обездвиженность | Повышение двигательной активности, увеличение скорости, энергичности движений вплоть до не возможности усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 15. Сердечно-сосудистая система | |
| Наличие неприятных ощущений со стороны сердца, сердцебиения, боли, чувство сжатия в области сердца | Ощущение усиления сердечной деятельности, не привлекающее особого внимания, не мешающее работе |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 16. Проявления со стороны органов дыхания | |
| Значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» | Увеличение глубины дыхания, учащение дыхания, не причиняющее беспокойства и не мешающее работе |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 17. Состояние потоотделения | |
| Появление обильного и холодного пота, обильное потение рук, ладо ней, подмышек, спины и пр. | Незначительное потоотделение, кожа относительно суха |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 18. Ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта | |
| Выраженные ощущения в животе, боли, снижение аппетита, подташнивание, жажда | Чувство легкого голода, периодическое умеренное урчание в животе |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 19. Состояние слизистой оболочки полости рта | |
| Ощущение сухости во рту | Умеренное увеличение слюноотделения |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 20. Окраска кожных покровов | |
| Побледнение кожи лица, рук, шеи. Появление на коже мраморного, пятнистого оттенка | Покраснение кожи рук, лица, шеи или незначительное изменение окраски кожи |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| Шкала переживаний | |
| Радость – печаль | |
| 21. Тоскливость | Веселость |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 22. Грустность | Оптимистичность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 23. Печаль | Задорность (страстность, запальчивость) |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| Активность – пассивность переживаний | |
| 24. Пассивность | Активность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 25. Сонливость | Бодрость |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 26. Вялость | Бойкость (живость, проворность, оживленность) |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| Интенциональность (направленность) переживаний | |
| 27. Опускает (погружает) | Поднимает (возвышает) |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| (Напряжение – расслабление) переживаний | |
| 28. Напряженность | Раскрепощенность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 29. Тяжесть (трудность) | Легкость |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 30. Скованность | Раскованность (свобода) |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| Поведение | |
| 31. Пассивность | Активность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 32. Непоследовательность (хаотичность) | Последовательность (целеустремленность) |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 33. Импульсивность | Размеренность (равномерность) |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 34. Необдуманность | Продуманность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 35. Неуправляемость (бесконтрольность) | Управляемость (контроль) |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 36. Неадекватность (несоответствие) | Адекватность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 37. Расслабленность | Напряженность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 38. Неустойчивость (шаткость) | Устойчивость (стабильность, равновесность) |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 39. Неуверенность (сомнение) | Уверенность |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 | |
| 40. Закрытость (замкнутость) | Открытость |
| –5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5 |
«ТРЕВОЖНОСТЬ И ДЕПРЕССИЯ» (Т и Д) [2]
Диагностическая цель: выявление состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.
Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Инструкция: «Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне.
Если состояний, указанных в вопросе, у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;
если встречаются очень редко – 4 балла;
если бывают временами – 3 балла;
если они бывают часто – 2 балла;
если почти постоянно или всегда – 1 балл.
Если вопрос Вам не понятен – обратитесь за разъяснением».
Исследование может быть как коллективное, так и индивидуальное.
Текст опросника
1. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?
2. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?
3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
4. Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
5. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
6. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
7. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
8. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?
9. Ожидание Вас тревожит и нервирует?
10. У Вас бывают кошмарные сновидения?
11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
12. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?
13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?
14. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
15. Вам часто хочется побыть одному?
16. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушны или даже неприязненно?
17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?
18. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?
19. Прежде, чем принять решение, Вы долго колеблетесь?
20. У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?
Обработка результатов
Проставленные баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.
По значениям, указанным в таблицах 1 и 2, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.
Таблица 1. Значение диагностических коэффициентов тревожности
| номера признаков | Баллы | ||||
| -1,38 | -0,44 | 1,18 | 1,31 | 0,87 | |
| -1,08 | -1,3 | -0,6 | 0,37 | 1,44 | |
| -1,6 | -1,34 | -0,4 | 0,6 | 0,88 | |
| -1,11 | 0,54 | 1,22 | 0,47 | ||
| -0,9 | -1,32 | -0,41 | -0,41 | 1,2 | |
| -1,19 | -0,2 | 1,04 | 1,03 | 0,4 | |
| -0,78 | -1,48 | -1,38 | 0,11 | 0,48 | |
| -1,26 | -0,93 | -0,4 | 0,34 | 1,24 | |
| -1,23 | -0,74 | 0,37 | 0,63 | ||
| -1,92 | -0,36 | 0,28 | 0,56 | 0,1 |
Таблица 2. Значение диагностических коэффициентов депрессии
| номера признаков | Баллы | ||||
| -1,58 | -1,45 | -0,41 | 0,7 | 1,46 | |
| -1,51 | 1,53 | -0,34 | 0,58 | 1,4 | |
| -1,45 | - 1,26 | -1 | 0,83 | ||
| -1,38 | - 1,62 | -0,22 | 0,32 | 0,75 | |
| -1,3 | - 1,5 | -0,15 | 0,8 | 1,22 | |
| -1,34 | - 1,34 | -0,5 | 0,3 | 0,72 | |
| -1,2 | - 1,23 | -0,36 | 0,56 | -0,2 | |
| -1,08 | - 1,08 | -1,18 | 0,46 | ||
| -1,2 | - 1,26 | -0,37 | 0,21 | 0,42 | |
| -1,08 | -0,54 | -0,1 | 0,25 | 0,32 |
Интерпретация результатов
Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.
Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.
Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.