Оценка нервно-психического развития детей 4-летнего возраста
(Приказ МЗ РФ № 60 от 14.03.95 г.)
Показатели НПР | Соответствуют норме | С отклонениями |
1. Мышление и речь | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные | Группирует предметы по несущественному признаку, например, по цвету |
2. Моторика | Общая: умеет подпрыгивать, одновременно на двух ногах на месте, продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда самостоятельно застегивает пуговицы. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки. | Не умеет подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда самостоятельно не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки. |
3. Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи. |
4. Социальные контакты | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. |
5. Психическое здоровье (пограничные нервно-психические расстройства) | Без отклонений. | Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера. |
Таблица 12
Оценка нервно-психического развития детей 5-летнего возраста
(Приказ МЗ РФ № 60 от 14.03.95 г.)
Показатели НПР | Соответствуют норме | С отклонениями |
1. Мышление и речь | Умеет составлять по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета. |
2. Моторика | Умеет прыгать на месте на одной ноге, продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. | Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью самостоятельно не одевается и не раздевается или делает это очень редко. |
3. Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи. |
4. Социальные контакты | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. |
5. Психическое здоровье (пограничные нервно-психические расстройства) | Без отклонений. | Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера. |
Таблица 13
(Приказ МЗ РФ № 60 от 14.03.95 г.)
Показатели НПР | Соответствуют норме | С отклонениями |
1. Мышление и речь | Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы. | При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится. |
2. Моторика | Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с. | Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см Неаккуратно закрашивает круг (часто грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с. |
3. Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи. |
4. Социальные контакты | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. |
5. Психическое здоровье (пограничные нервно-психические расстройства) | Без отклонений. | Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера. |