Оценка нервно-психического развития ребенка 4-6 лет

Количественная оценка нервно-психического развития детей первых трех лет жизни

(Печора К.Л., Черток Т.Я., 1980)

1 группа II группа III группа IV группа V группа
1. Дети с опережением в развитии: - на 2 эпикризных срока – высокое развитие - на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие 2. Дети с негармоничным, верхнегармоничным развитием - часть линий выше на 1 срок, часть на 2 срока 3. Дети с нормальным развитием 1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную) II степень – задержка 3-4 линий развития (включая речь активную) III степень – задержка 5-7 линий развития 2. Дети с негармоничным развитием – часть показателей выше, часть – ниже на эпикризный срок 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную) II степень – задержка 3- 4 линий развития (включая речь активную) III степень – задержка 5-7 линий развития 2. Дети с негармоничным развитием– часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 2 срока 1. Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока I степень – задержка 1-2 линий развития   II степень – задержка 3- 4 линий развития   III степень – задержка 5-7 линий развития 2. Дети с негармоничным развитием– часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 3 срока 1. Дети с задержкой в развитии на 4 и более эпикризных срока I степень – задержка 1-2 линий развития   II степень – задержка 3- 4 линий развития   III степень – задержка 5-7 линий развития 2. Дети с негармоничным развитием– часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 4 и более срока

Проводится по соответствию возрасту ребенка 4 показателей: мышление и речь, моторное развитие, внимание и память, социальные контакты (приказ МЗ РФ № 60 от 14.03.95).Кроме этих показателей необходимо установить наличие или отсутствие пограничных нервно-психических расстройств.

1. Мышление и речь – характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновре­менно отражают общий уровень его психического развития.

Для оценки показателя «Мышление и речь» медицинская сестра кабинета здорового ребенка имеет:

· набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного воз­раста для определения умения ребенка составить рассказ по картинке;

· набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели, одежды и др. (по 5-6) для определения умения классифицировать предметы.

Примеры сюжетов: лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу сидят волки; мальчик провалился в прорубь и зовет на помощь, другой протягивает ему палку.

Примерные схемы рассказов:

Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за хворостом) с другими детьми и отстал, заблудился, на него напали волки, и он влез на дерево. Окончание рассказа: волки убежали, и мальчик благополучно вернулся домой; пришли взрослые и прогнали волков; мальчик сам справился с волками (неважно, каким способом).

Сюжет 2. Мальчик пошел через речку (он очень спешил, шел в школу и пр.) и случайно провалился в прорубь (лед обломился под ним и пр.). Он зовет на помощь. Ему поможет его друг, который уже протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его (или придут взрослые и вытащат мальчика).

Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с трагическим окончанием (мальчик погибает), т.к. это свидетельствует или о негатив­ных тенденциях в развитии личности ребенка, или о крайне неблагополучных усло­виях его воспитания. Положительным является ответ, когда в рассказе ребенка ге­рой сам находит выход из бедственного положения или это происходит при мини­мальном участии других лиц.

Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагает­ся набор карточек, относящихся к какому-то одному классу, с вложенной туда кар­точкой другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляет­ся карточка с изображением посуды и т.д. Инструкция: посмотри, какая карточка лишняя?

Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель – посуда, зве­ри – птицы или одежда – посуда. Если он справился с заданием, на этом тестирование заканчивается. Если нет – предлагается более легкий вариант: мебель – звери или посуда – птицы и т.д. В случае, если ребенок справился со вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений.

2. Моторное развитие – характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклоне­ния и в моторном развитии. Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относится оно к общей или к тонкой (ручной) моторике.

3. Внимание и память – характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память). Состояние внимания и памяти, а также социальных контактов определяется по вопросам, одинаковым для всех возрастов.

4. Социальные контакты – характеризуют способность ребенка к общению, уме­ние согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

5. Наличие или отсутствие пограничных нервно-психических расстройств

определяют по анкете «Выявление пограничных нервно-психических расстройств» (приложение на стр. 104).

При наличии отклонений в разделе «Нервно-психическое развитие» напротив соответствующего показателя делается запись: с отклонением. Медицинской сест­рой и врачом определяется только отклонение в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом (таблицы 11, 12, 13).


Таблица 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: