Количественная оценка нервно-психического развития детей первых трех лет жизни
(Печора К.Л., Черток Т.Я., 1980)
1 группа | II группа | III группа | IV группа | V группа |
1. Дети с опережением в развитии: - на 2 эпикризных срока – высокое развитие - на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие 2. Дети с негармоничным, верхнегармоничным развитием - часть линий выше на 1 срок, часть на 2 срока 3. Дети с нормальным развитием | 1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную) II степень – задержка 3-4 линий развития (включая речь активную) III степень – задержка 5-7 линий развития 2. Дети с негармоничным развитием – часть показателей выше, часть – ниже на эпикризный срок | 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную) II степень – задержка 3- 4 линий развития (включая речь активную) III степень – задержка 5-7 линий развития 2. Дети с негармоничным развитием– часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 2 срока | 1. Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока I степень – задержка 1-2 линий развития II степень – задержка 3- 4 линий развития III степень – задержка 5-7 линий развития 2. Дети с негармоничным развитием– часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 3 срока | 1. Дети с задержкой в развитии на 4 и более эпикризных срока I степень – задержка 1-2 линий развития II степень – задержка 3- 4 линий развития III степень – задержка 5-7 линий развития 2. Дети с негармоничным развитием– часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 4 и более срока |
Проводится по соответствию возрасту ребенка 4 показателей: мышление и речь, моторное развитие, внимание и память, социальные контакты (приказ МЗ РФ № 60 от 14.03.95).Кроме этих показателей необходимо установить наличие или отсутствие пограничных нервно-психических расстройств.
|
|
1. Мышление и речь – характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
Для оценки показателя «Мышление и речь» медицинская сестра кабинета здорового ребенка имеет:
· набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста для определения умения ребенка составить рассказ по картинке;
· набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели, одежды и др. (по 5-6) для определения умения классифицировать предметы.
Примеры сюжетов: лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу сидят волки; мальчик провалился в прорубь и зовет на помощь, другой протягивает ему палку.
Примерные схемы рассказов:
|
|
Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за хворостом) с другими детьми и отстал, заблудился, на него напали волки, и он влез на дерево. Окончание рассказа: волки убежали, и мальчик благополучно вернулся домой; пришли взрослые и прогнали волков; мальчик сам справился с волками (неважно, каким способом).
Сюжет 2. Мальчик пошел через речку (он очень спешил, шел в школу и пр.) и случайно провалился в прорубь (лед обломился под ним и пр.). Он зовет на помощь. Ему поможет его друг, который уже протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его (или придут взрослые и вытащат мальчика).
Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с трагическим окончанием (мальчик погибает), т.к. это свидетельствует или о негативных тенденциях в развитии личности ребенка, или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Положительным является ответ, когда в рассказе ребенка герой сам находит выход из бедственного положения или это происходит при минимальном участии других лиц.
Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу, с вложенной туда карточкой другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляется карточка с изображением посуды и т.д. Инструкция: посмотри, какая карточка лишняя?
Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель – посуда, звери – птицы или одежда – посуда. Если он справился с заданием, на этом тестирование заканчивается. Если нет – предлагается более легкий вариант: мебель – звери или посуда – птицы и т.д. В случае, если ребенок справился со вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений.
2. Моторное развитие – характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения и в моторном развитии. Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относится оно к общей или к тонкой (ручной) моторике.
3. Внимание и память – характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память). Состояние внимания и памяти, а также социальных контактов определяется по вопросам, одинаковым для всех возрастов.
4. Социальные контакты – характеризуют способность ребенка к общению, умение согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.
5. Наличие или отсутствие пограничных нервно-психических расстройств
определяют по анкете «Выявление пограничных нервно-психических расстройств» (приложение на стр. 104).
При наличии отклонений в разделе «Нервно-психическое развитие» напротив соответствующего показателя делается запись: с отклонением. Медицинской сестрой и врачом определяется только отклонение в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом (таблицы 11, 12, 13).
Таблица 11