(Аскарина Н.М., Печора К.Л.)
Возраст мес. | Развитие речи | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | |
Понимание | Активная речь | |||||
13 – 15 | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности и радости | Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (нанизывает кольца на стержень, кормит куклу) | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется. поворачивается, пятится) | Сам ест ложкой густую пищу |
16 – 18 | Может назвать предмет по его существенному признаку | Пользуется словами, облегченными и произносимыми правильно, называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствия приставным шагом | Сам ест ложкой жидкую пищу |
19 – 21 | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | Во время игры словами и двусловными предложениями обозначает свои действия | Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см | Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворота», скамейка, дом | Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, приподнятой над полом на 15-20 см | Снимает отдельные предметы одежды с небольшой помощью (шапку, трусы, ботинки) |
22 – 24 | Понимает рассказ без показа событий. бывших в его личном опыте | Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные, местоимения | Может подобрать 3-4 контрастных цвета, названных взрослым | В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Надевает отдельные предметы (ботинки, шапку) |
Таблица 8
Показатели психического развития детей 3-го года жизни
(Аскарина Н.М., Пантюхина Г.В.)
Возраст (мес.) | Активная речь | Сенсорное развитие | Сюжетная игра | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Навыки | Движения | |||
Грамматика | Вопросы | Восприятие формы | Восприятие цвета | В одевании | В еде | |||||
24 – 30 | Говорит многословными предложениями (больше трех слов) | Появление вопросов «где?», «куда?» | По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале | По образцу подбирает разнообразные предметы четырех основных цветов | Игра носит сюжетный характер, отражает связь и последовательность действий | Сам делает простые сюжетные постройки и называет их | Одевается, но не застегивает пуговицы | Ест аккуратно | Перешагивает через палку, веревку, приподнятую над полом на 20-30 см | |
30 – 36 | Начинает употреблять придаточные предложения | Появляются вопросы «когда?», «почему?» | Правильно пользуется геометрическими формами и называет их | Называет Четыре основных цвета | Появляются элементы ролевой игры | Появляются сюжетные постройки (дом с забором, дорогой) | С помощью карандаша изображает простые предметы и называет их | Одевается, застегивает пуговицы с небольшой помощью взрослых | Пользуется салфеткой по мере надобности и без напоминания | Перешагивает через палку, поднятую над полом на 30-36 см |
По результатам диагностики ребенка относят к одной из групп развития (таблица 9). Порядок определения группы развития: а) выявить, есть ли задержка в НПР, б) найти показатель с самым низким уровнем развития и по нему установить группу развития, в) посмотреть, равномерна ли задержка (опережение) НПР, г) если задержка в НПР равномерна, то оценить ее степень.
Таблица 9