Информационные ресурсы, структуры и инфраструктура

Информация как тип ресурсов имеет особенности, существенно отличающие ее от других типов ресурсов, например, природных, производственных, финансовых и т.п. Важнейшими такими отличиями являются:

· неисчезновение при потреблении;

· неотчуждение при обмене или передаче;

· неограниченное по времени сохранение потребительских свойств (стоимости).

Понятие информационных ресурсов целесообразно рассматривать в контексте обсуждения информатизации современного общества, которая заключается во все большем использовании информации как вида ресурсов для дополнения и замены двух других базисных ресурсов - материальных и энергетических.

Национальные информационные ресурсы складываются из государственных и негосударственных, владельцами которых являются общественные и частные организации и лица. Владельцы негосударственных информационных ресурсов сами определяют - в рамках действующих законов - условия их использования (обычно эти условия являются коммерческими).

Фонды информационных ресурсов не существуют сами по себе. Они создаются при организациях и учреждениях, которые собирают определенную информацию, хранят ее, обеспечивают поиск нужной потребителям информации, ее выдачу и распространение.

Старейшим видом таких специальных организаций являются библиотеки, появившиеся не менее трех тысяч лет назад и накопившие огромный опыт по созданию, хранению и использованию фондов информационных ресурсов. В ХХ в. н. э. для выполнения работы по сбору, обработке, хранению, поиску, выдаче и распространению информации - преимущественно относящейся к науке и технике - стали создаваться специальные информационные центры. Это было обусловлено возрастающей ролью науки и техники в развитии военного потенциала, экономики и культуры современного мира.

Важным средством повышения эффективности национальной системы (сети) органов НТИ, особенно при наличии в стране частного и государственного секторов экономики, является развитие и укрепление научных обществ, научно-исследовательских ассоциаций в отраслях промышленности и профессиональных ассоциаций. Эти общества и ассоциации обеспечивают неформальное взаимодействие между частным и государственным секторами экономики, в том числе и в области НТИ. Они решают следующие основные задачи:

· выпускают научно-техническую литературу, особенно периодические издания, по своим отраслям;

· организуют научные совещания ученых и специалистов;

· создают центры и системы информационного обеспечения своих членов;

· организуют и/или проводят исследования в интересах всех своих членов;

· разрабатывают общие методические и нормативные материалы, необходимые для взаимодействия между государственными и частными организациями и учреждениями;

· разрабатывают общие профессиональные требования к специалистам собственной сферы, организуют и контролируют их подготовку и повышение квалификации;

· развивают координацию и кооперацию между однотипными организациями и учреждениями;

· информируют общественность о целях, задачах и достижениях своих членов.

Создание национальной информационной инфраструктуры может способствовать развитию информационной революции, которая навсегда изменит образ жизни людей, то, как они работают и взаимодействуют друг с другом. В ней предусматривается создание средств, позволяющих быстро передавать и получать информацию, организационно не входящих в существующие информационные структуры (например, как почта, которая лишь обеспечивает быструю доставку корреспонденции адресатам, но не создает и не использует ее сама). Поэтому, чтобы собственно информационные структуры - центры информации, библиотеки и т.п. - могли эффективно пользоваться этой инфраструктурой (т. е. сверхбыстродействующей сетью передачи данных), они должны быть оснащены новейшим информационным оборудованием, создавать новые виды информационной продукции, внедрять новые методы информационного обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: