Для повышения эффективности ТО и ремонта требуется индивидуальная информация о техническом состоянии автомобиля до и после его обслуживания или ремонта. При этом необходимо, чтобы получение указанной информации было доступным, не требовало бы разборки агрегатов и механизмом и больших затрат ресурсов (материальных, энергетических и трудовых). Индивидуальная информация о скрытых и назревающих отказах позволяет предотвратить преждевременный или запоздалый ремонт и профилактику, а также проконтролировать качество выполняемых работ. Средством получения такой информации является техническая диагностика автомобилей.
Технической диагностикой называется отрасль знаний, изучающая признаки неисправностей автомобиля, методы, средства и алгоритмы определения его технического состояния без разборки, а также технологию и организацию использования систем диагностирования в процессах технической эксплуатации подвижного состава.
Диагностированием называют процесс определения технического состояния объекта без его разборки, по внешним признакам путем измерения величин, характеризующих его состояние, и сопоставления их с нормативами. Оно обеспечивает систему ТО и ремонта автомобилей индивидуальной информацией об их техническом состоянии и, следовательно, является элементом системы. Диагностирование данного объекта (автомобиля, агрегата, механизма) осуществляют согласно алгоритму (совокупности последовательных действий), установленному технической документацией. Комплекс, включающий объект, средства и алгоритмы, образует систему диагностирования.
|
|
Объект системы диагностирования характеризуется необходимостью и возможностью диагностирования. В свою оче редь, необходимость диагностирования определяется закономерностями изменения технического состояния автомобиля и затратами на поддержание его работоспособности. Возможности диагностирования обусловлены наличием внешних признаков, позволяющих определить неисправность автомобиля без его разборки, а также доступностью измерения этих признаков.
Рис.1 Система контрольно-диагностических работ при ТО автомобиля
Средствами диагностирования (Рис.2)служат специальные приборы и стенды. Они делятся на внешние (отдельные) и встроенные, являющиеся составной частью автомобиля. При диагностировании используют не только измерительные технические средства, но и субъективные возможности человека, его органы чувств, опыт,навыки; в простейших случаях используют субъективное диагностирование, а в сложных — объективное.
Системы диагностирования (Рис.3) делятся на функциональные, когда диагностирование проводят в процессе работы объекта, и тестовое, когда при измерении диагностических параметров работу объекта воспроизводят искусственно. Различают системы универсальные,предназначенные для нескольких различных диагностических процессов, и специальные,обеспечивающие только один диагностический процесс.
|
|
Рис.2 Классификация средств технического диагностирования автомобиля
Рис.3 Структура разновидностей систем диагностирования
Диагностические системы могут быть общие, когда объектом является изделие в целом, а назначением — определение его состояния на уровне «годно-негодно» и локальные — для диагностирования составных частей объекта (агрегатов, систем, механизмов). Кроме того, диагностические средства могут быть ручными или автоматизированными (автоматическими).
Под прогнозированием технического состояния автомобиля понимают определение срока его исправной работы до возникновения предельного состояния, обусловленного технической документацией (ГОСТами, отраслевыми нормативами, заводскими инструкциями). Оценку же технического состояния объекта в прошлом (например, для выявления причины аварийного отказа, повлекшего за собой дорожно-транспортное происшествие) называют ретроспекцией. Практические задачи прогнозирования или ретроспекции решают, пользуясь известными закономерностями изменений параметров технического состояния объекта в функции наработки (пробега) путем соответственно их экстраполяции или интерполяции.
Различают диагностирование периодическое и непрерывное. Первое осуществляют через определенные периоды наработки объекта перед ТО или ремонтом автомобиля, а второе при помощи встроенных на автомобиле диагностических средств, в процессе его эксплуатации.
Другим важным направлением технической диагностики является теория контроле-способности.
Контроле-способностью называется свойство изделия обеспечивать достоверную оценку его технического состояния.
Контроле-способность создаётся конструкцией изделия и принятой системой диагностики. Основной задачей теории контроле-способности является изучение средств и методов получения диагностической информации. В сложных технических системах используется автоматизированный контроль состояния, которым предусматривается обработка диагностической информации и формирование управляющих сигналов. Методы проектирования автоматизированных систем контроля составляют одно из направлений теории контроле-способности. Задачи теории контроле-способности связаны с разработкой алгоритмов поиска неисправностей, разработкой диагностических тестов, минимизацией процесса установления диагноза.
Таким образом, структура технической диагностики характеризуется двумя взаимопроникающими и взаимосвязанными направлениями: теорией распознавания и теорией контроле-способности. Теория распознавания содержит разделы, связанные с построением алгоритмов распознавания, решающих правил и диагностических моделей. Теория контроле-способности включает разработку средств и методов получения диагностической информации, автоматизированный контроль и поиск неисправностей. Техническую диагностику можно рассматривать как раздел общей теории надёжности.
Диaгнoстические нoрмaтивы aвтoмoбиля.
Для oпределения техническoгo сoстoяния aвтoмoбиля неoбхoдимы пoтoкoвые знaчения диaгнoстических пaрaметрoв, измеренных в результaте диaгнoстики и сoпoстaвимых с нoрмaтивными знaчениями.
Диaгнoстические нoрмaтивы - этo кoличественнaя oценкa техническoгo сoстoяния oбъектa диaгнoстирoвaния.
Существует три диaгнoстических нoрмaтивa:
1)Нaчaльный диaгнoстический нoрмaтив - сooтветствует величине диaгнoстическoгo пaрaметрa нoвых, технически испрaвных oбъектoв. Он зaдaется тех.дoкументaцией и в эксплуaтaции испoльзуется, кaк величинa, к кoтoрoй дoвoдят диaгнoстические пaрaметры в прoцессе регулирoвaния или ремoнтa.
2)Грaничный диaгнoстический нoрмaтив - сooтветствует тaкoму сoстoянию oбъектa, при кoтoрoм егo дaльнейшaя эксплуaтaция стaнoвится невoзмoжнoй или не рaциoнaльнoй пo техникo-экoнoмическим сooбрaжениям.
Грaничный нoрмaтив устaнaвливaется нoрмaми ГОСТoв,техническoй дoкументaцией или oпределяется специaльными метoдaми. В эксплуaтaции грaничный нoрмaтив испoльзуется для прoгнoзирoвaния ресурсa кoнкретных oбъектoв.
3)Дoпустимый диaгнoстический нoрмaтив - oснoвнoй нoрмaтив при периoдическoм диaгнoстирoвaнии, кoтoрoе прoизвoдится в рaмкaх плaнoвo-предупреждaющей системы ТО.
Нa oснoве дoпустимoгo нoрмaтивa oпределяют техническoе сoстoяние oбъектa и принимaют решение прo неoбхoдимoсть прoфилaктических ремoнтoв или регулирoвки.
В эксплуaтaции дoпустимый нoрмaтив принимaют, кaк грaницу неиспрaвных сoстoяний oбъектa для зaдaннoй периoдичнoсти егo межкoнтрoльнoгo прoбегa.
|
|