Основные понятия о диагностике

Для повышения эффективности ТО и ремонта требуется индивидуальная информация о техническом состоянии автомоби­ля до и после его обслуживания или ремонта. При этом необходимо, чтобы получение указанной информации было доступным, не требовало бы разборки агрегатов и механизмом и больших затрат ресурсов (материальных, энергетических и трудовых). Индивидуальная информация о скры­тых и назревающих отказах позволяет предотвратить преждевременный или запоздалый ремонт и профилактику, а также проконтролировать качество выполняемых работ. Средством получения такой информации является техническая диагностика автомобилей.
Технической диагностикой называется отрасль знаний, изучающая признаки неисправностей автомобиля, методы, средства и алгоритмы определения его технического состояния без разборки, а также технологию и организацию использования систем диагностирования в процессах технической эксплуатации подвижного состава.

Диагностированием называют процесс определения техни­ческого состояния объекта без его разборки, по внешним признакам путем измерения величин, характеризующих его состояние, и сопоставления их с нормативами. Оно обеспечивает систему ТО и ремонта автомобилей индивидуальной информа­цией об их техническом состоянии и, следовательно, является элементом системы. Диагностирование данного объекта (автомобиля, агрегата, механизма) осуществляют согласно алгоритму (совокупности последовательных действий), установ­ленному технической документацией. Комплекс, включающий объект, средства и алгоритмы, образует систему диагностирования.

Объект системы диагностирования характеризуется необходимостью и возможностью диагностирования. В свою оче ­ редь, необходимость диагностирования определяется закономерностями изменения технического состояния автомобиля и затратами на поддержание его работоспособности. Возможности диагностирования обусловлены наличием внешних признаков, позволяющих определить неисправность автомобиля без его разборки, а также доступностью измерения этих признаков.

Рис.1 Система контрольно-диагностических работ при ТО автомобиля

Средствами диагностирования (Рис.2)служат специальные прибо­ры и стенды. Они делятся на внешние (отдельные) и встроен­ные, являющиеся составной частью автомобиля. При диагностировании используют не только измерительные технические средства, но и субъективные возможности человека, его органы чувств, опыт,навыки; в простейших случаях используют субъективное диагностирование, а в сложных — объективное.

Системы диагностирования (Рис.3) делятся на функциональные, когда диагностирование проводят в процессе работы объекта, и тестовое, когда при измерении диагностических параметров работу объекта воспроизводят искусственно. Различают системы универсальные,предназначенные для нескольких различ­ных диагностических процессов, и специальные,обеспечиваю­щие только один диагностический процесс.

Рис.2 Классификация средств технического диагностирования автомобиля

Рис.3 Структура разновидностей систем диагностирования

Диагностические системы могут быть общие, когда объек­том является изделие в целом, а назначением — определение его состояния на уровне «годно-негодно» и локальные — для диагностирования составных частей объекта (агрегатов, систем, механизмов). Кроме того, диагностические средства могут быть ручными или автоматизированными (автоматическими).

Под прогнозированием технического состояния автомоби­ля понимают определение срока его исправной работы до воз­никновения предельного состояния, обусловленного техничес­кой документацией (ГОСТами, отраслевыми нормативами, за­водскими инструкциями). Оценку же технического состояния объекта в прошлом (например, для выявления причины ава­рийного отказа, повлекшего за собой дорожно-транспортное происшествие) называют ретроспекцией. Практичес­кие задачи прогнозирования или ретроспекции решают, пользу­ясь известными закономерностями изменений параметров тех­нического состояния объекта в функции наработки (пробега) путем соответственно их экстраполяции или интерполяции.

Различают диагностирование периодическое и непрерывное. Первое осуществляют через определенные периоды наработки объекта перед ТО или ремонтом автомобиля, а второе при по­мощи встроенных на автомобиле диагностических средств, в процессе его эксплуатации.

Другим важным направлением технической диагностики является теория контроле-способности.

Контроле-способностью называется свойство изделия обеспечивать достоверную оценку его технического состояния.

Контроле-способность создаётся конструкцией изделия и принятой системой диагностики. Основной задачей теории контроле-способности является изучение средств и методов получения диагностической информации. В сложных технических системах используется автоматизированный контроль состояния, которым предусматривается обработка диагностической информации и формирование управляющих сигналов. Методы проектирования автоматизированных систем контроля составляют одно из направлений теории контроле-способности. Задачи теории контроле-способности связаны с разработкой алгоритмов поиска неисправностей, разработкой диагностических тестов, минимизацией процесса установления диагноза.

Таким образом, структура технической диагностики характеризуется двумя взаимопроникающими и взаимосвязанными направлениями: теорией распознавания и теорией контроле-способности. Теория распознавания содержит разделы, связанные с построением алгоритмов распознавания, решающих правил и диагностических моделей. Теория контроле-способности включает разработку средств и методов получения диагностической информации, автоматизированный контроль и поиск неисправностей. Техническую диагностику можно рассматривать как раздел общей теории надёжности.

Диaгнoстические нoрмaтивы aвтoмoбиля.

Для oпределения техническoгo сoстoяния aвтoмoбиля неoбхoдимы пoтoкoвые знaчения диaгнoстических пaрaметрoв, измеренных в результaте диaгнoстики и сoпoстaвимых с нoрмaтивными знaчениями.
Диaгнoстические нoрмaтивы - этo кoличественнaя oценкa техническoгo сoстoяния oбъектa диaгнoстирoвaния.
Существует три диaгнoстических нoрмaтивa:
1)Нaчaльный диaгнoстический нoрмaтив - сooтветствует величине диaгнoстическoгo пaрaметрa нoвых, технически испрaвных oбъектoв. Он зaдaется тех.дoкументaцией и в эксплуaтaции испoльзуется, кaк величинa, к кoтoрoй дoвoдят диaгнoстические пaрaметры в прoцессе регулирoвaния или ремoнтa.
2)Грaничный диaгнoстический нoрмaтив - сooтветствует тaкoму сoстoянию oбъектa, при кoтoрoм егo дaльнейшaя эксплуaтaция стaнoвится невoзмoжнoй или не рaциoнaльнoй пo техникo-экoнoмическим сooбрaжениям.
Грaничный нoрмaтив устaнaвливaется нoрмaми ГОСТoв,техническoй дoкументaцией или oпределяется специaльными метoдaми. В эксплуaтaции грaничный нoрмaтив испoльзуется для прoгнoзирoвaния ресурсa кoнкретных oбъектoв.
3)Дoпустимый диaгнoстический нoрмaтив - oснoвнoй нoрмaтив при периoдическoм диaгнoстирoвaнии, кoтoрoе прoизвoдится в рaмкaх плaнoвo-предупреждaющей системы ТО.
Нa oснoве дoпустимoгo нoрмaтивa oпределяют техническoе сoстoяние oбъектa и принимaют решение прo неoбхoдимoсть прoфилaктических ремoнтoв или регулирoвки.
В эксплуaтaции дoпустимый нoрмaтив принимaют, кaк грaницу неиспрaвных сoстoяний oбъектa для зaдaннoй периoдичнoсти егo межкoнтрoльнoгo прoбегa.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: