Технологии и сервис железнодорожных туристских перевозок

Каждый из нас – потенциальный пассажир. И нам не безразлично, во сколько раз подорожает билет, вовремя ли придет поезд, в сохранности ли дойдет отправленный груз, будет ли безопасным и комфортным наш путь. Об этих и множестве других проблем говорится документах по реформированию железнодорожного транспорта. 12 апреля 2001 года Правительство РФ одобрило в целом проект реформы железной дороги. Решен самый главный вопрос: основные фонды железных дорог и вся транспортная структура останутся в собственности государства. В 2003 году создано ОАО «Российские железные дороги».

В то же время планируется создать ряд дочерних компаний, в частности, по пассажирским перевозкам дальнего и пригородного сообщения, а также ремонтным предприятиям и заводам, выпускающим запчасти для вагонов и локомотивов.

Тарифы будет определять единый госорган, чтобы не ущемлять ничьих интересов.

Региональные и муниципальные власти в ходе реформ получат возможность участвовать в уставных капиталах дочерних компаний, занимающихся пригородными пассажирскими перевозками. Правительство рассчитывает, что реформа железнодорожной отрасли позволит привлечь инвестиции на 30-40 млрд. руб. в год.

Железнодорожная сеть нашей страны разделена на несколько дорог по территориальному принципу. Более развита европейская часть России, менее – Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Главный орган, отвечающий за железнодорожную сеть, - это Министерство путей сообщения (МПС). Ему подчиняются 17 железных дорог. Во главе каждой из них стоит Управление, которому подчиняются отделения, станции, вокзалы, железнодорожные агентства (по территориальному принципу).

Пассажирские и туристские перевозки по железной дороге курирует Управление пассажирскими перевозками МПС. В 1936 году был создан департамент Международных туристских перевозок Московской железной дороги. Он занимается решением технических вопросов: обеспечением вагонами и проводниками поездок отечественных составов за рубеж, сотрудничает с зарубежными туристскими фирмами в области туристских поездок в Россию.

В 200 году при МПС создано специальное подразделение – Центр организации обслуживания пассажиров (ЦООП), назначение которого – способствовать эффективной работе Управления пассажирскими перевозками. ЦООП занимается как оперативной, так и долгосрочной деятельностью (маркетингом, прогнозом загрузки дорог), а также координацией туристских перевозок.

Туристскими перевозками ведает Отдел по коммерческим перевозкам и туризму, который организует специальные поезда.

Отдел бронирования предназначен для создания филиалов в регионах, координации работы с турфирмами и выработки единых правил для всех 17 дорог страны.

На железнодорожном транспорте России перевозки пассажиров подразделяются по видам сообщений (дальнее, местное, пригородное):

* дальнее сообщение пассажиров осуществляется в пределах двух и более дорог;

* местное – в пределах одной дороги;

* пригородное – на расстояние не более 150 км.

Поезда также подразделяются на разные категории: скорый, скоростной, пассажирский, пригородный.

С 1995 года в Министерстве путей сообщения РФ принято решение о введении на железных дорогах России именных билетов и продаже не более четырех билетов одному покупателю. Если покупатель желает приобрести большее количество билетов, это уже считается групповая поездка. Оформляется групповой билет с подачей в кассу списка членов группы с указанием фамилий, имен, отчеств пассажиров, их адресов, паспортных данных.

Билеты на поезда в России продаются по системе «Экспресс-3», которая включает два специализированных компьютера. Один из них специализируется на работе с кассами, в другом находится база данных. По замыслам разработчиков, в случае сбоя в работе одной из машин выполнение ее функций за считанные секунды берет на себя другая. Эта система дает возможность выбора широкого спектра услуг. К примеру, пассажир может выбрать место в наиболее удобном для себя купе (мужском или женском, для инвалидов, в семейном или в купе для работы в пути), а также получить любую справку по городу, в который он направляется. Кроме билета на проезд он может заказать такси, номер в гостинице, билет в театр, взять напрокат машину, а также приобрести билет на самолет или теплоход.

Индивидуальные билеты можно забронировать и выкупить за 63 дня до отправления, групповые – за год.

В коридоре вагона должна быть вывешена информация о правах пассажира. По правилам МПС пассажир имеет право:

* на отопление и кондиционирование воздуха в вагоне (в зависимости от погоды);

* входить и выходить из своего вагона на остановках в любое время суток;

* на чистоту в вагоне (проводник должен регулярно проводить уборку);

* заказать чай или чайную продукцию (сахар конфеты, печенье и т.п.) в любое время суток (главное, чтобы это не мешало соседям по купе)

В фирменных поездах проводник также обязан:

* застелить постели на спальных местах;

* иметь в продаже мелкие бытовые предметы и печатную продукцию;

* принять заказ на доставку еды из вагона-ресторана.

В поездах международных сообщений проводник, кроме того, заранее, за два часа перед границей раздает пассажирам бланки таможенных деклараций.

Радио в пассажирских поездах должно работать с 6 до 22 часов с несколькими техническими перерывами.

Главное ответственное лицо в составе – начальник поезда. Он следует в штабном вагоне, который находится, как правило, в середине состава.

Следуя по железной дороге, пассажир имеет право сделать остановку в пути сроком до 10 дней. При этом билет остается действительным на дальнейший проезд в другом поезде. Но в этом случае начальник станции или дежурный администратор обязательно должен сделать в билете отметку «остановка»

На большинстве железных дорог мира (75%) ширина колеи составляет 1435 мм (стефенсоновская колея), однако во многих странах ширина колеи отличается по размерам.

В России ширина колеи равна 1524 мм, что, кстати, является существенным недостатком при международных перевозках. Такая несогласованность требует перестановки вагонов на другие колесные тележки, что связано с увеличением продолжительности пребывания в пути.

Спецификой путешествий по железной дороге за рубежом является разграничение вагонов на классы (первый, второй и туристский), а купе на мужские, женские и семейные, курящие и некурящие, люкс, одно-, двух-, трех-, четырехместные и туристские (до 6 мест).

В Европе принята следующая классификация поездов:

ТD – межконтинентальный экспресс;

IC – Международный экспресс;

ICL – скоростной суперэкспресс;

TEE – фирменный экспресс;

EC – скоростной экспресс;

E – скорый поезд;

RSB – пригородный поезд и др.

Для туристов и других категорий пассажиров за рубежом существуют различные системы льгот и скидок.

Самая длинная в мире железнодорожная ветка (9000 км) соединяет Москву – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток. Время в пути – 158 часов.

По оценкам специалистов поездки на высокоскоростных магистралях на расстояние до 1000 км рентабельнее авиационных.

Сегодня разработан проект создания трансконтинентальной магистрали «Аляска-Сибирь» (от Якутска к Берингову проливу, далее через тоннель на Аляску).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: