У ДЕТЕЙ 5-7 лет
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
Перечень вопросов к экзамену.
1. Предмет, основные направления дифференциальной психологии.
2. Этапы развития дифференциальной психологии: донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды.
3. Предпосылки превращения дифференциальной психологии в отдельную науку.
4. Понятие психологической нормы.
5. Краткая характеристика методов дифференциальной психологии.
6. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование.
7. Психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый.
8. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиография.
9. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастнопсихологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические.
10. Источники индивидуальных различий.
11. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).
|
|
12. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории.
13. Современное понимание наследственности и среды. Сложная структура среды.
14. Теория У. Бронфенбреннера об экологии развития ребенка.
15. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий.
16. Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).
17. Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент.
18. Типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, Я. Стреляу, В.М. Русалова.
19. Темперамент как свойство индивидуальности.
20. Место характера в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперамента.
21. Психология характера в работах А.Ф. Лазурского.
22. Типология характера Г.Хейманса—Р.ЛеСенна.
23. Понятие акцентуации характера, их развитие (на основе взглядов К. Леонгарда, А.Е. Личко).
24. Формирование характера.
25. Способности в структуре индивидуальности.
26. Теории способностей.
27. Исследования интеллектуальных способностей.
28. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Дж. Келли).
29. Теории множественности интеллектов.
30. Понятия одаренности и гениальности. Теории гениальности.
31. Психологические типы по К.-Г. Юнгу.
32. Клинико-экзистенциальная типология характеров П.Волкова.
33. Достоинства и ограничения психологических типологий.
34. Черты как психологическая категория.
35. Теория черт Г. Айзенка.
36. Теория черт личности в теории Р.Б. Кеттелла.
37. Модель Большой Пятерки: подтверждение ее валидности.
38. Пол в структуре индивидуальности.
39. Теории развития половой идентичности (психоанализ, бихевиоризм, теории социального научения).
|
|
40. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна.
41. Половые различия в психологических качествах.
42. Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии.
43. Направленность личности в структуре индивидуальности.
44. Учение Э. Шпрангера.
45. Профессиональные интересы и их диагностика.
46. Профессиональная самореализация мужчин и женщин.
47. Стиль общения в структуре индивидуальности.
48. Стилевые особенности индивидуальности.
49. Индивидуальный стиль в отечественной психологии.
50. Понятие когнитивного стиля в психологии индивидуальности.
Методика представляет собой модификацию для использования в коллективном эксперименте «Беседы о школе» Т.А.Нежновой (Нежнова Т.А Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1).
Предназначена для учащихся первых классов и подготовительных к школе групп детских садов.
Работа может проводиться психологом с помощью ассистента, но не с воспитателем, работающим в данной группе. Последнее может исказить получаемые результаты.
Каждому ребенку выдается бланк методики, на котором уже заранее написаны фамилия, имя ребёнка и другие требуемые данные (см. бланк).
Детям предлагается рассмотреть бланки: «Посмотрите, перед вами лежат листы. Что вы на них видите? (Дети отвечают). Правильно: сточки-прямоугольники, а в каждом из них буквы А и Б. Посмотрите» (Психолог поднимает бланк или рисует строчки с буквами на доске, показывая на буквы А и Б, называет их.
Инструкция: «Я буду рассказывать вам истории про две школы, школу А и школу Б, а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая школа ему больше нравится и подчеркнуть нужную букву. Посмотрите на свои листочки. Видите, перед всеми строчками стоят номера от1 до 11, а перед самой верхней строчкой ничего не стоит. Сейчас мы будем работать с этой строчкой. Давайте попробуем.
Представьте, что есть две школы, школа А и школа Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, а цветов очень мало. А в школе Б наоборот, живого уголка нет, но везде много цветов. В какой школе вы хотели бы учиться? Если больше нравится школа А, нужно подчеркнуть букву А (показать на доске и стереть букву А), а если школа Б -букву Б (показать на доске и стереть букву Б). Помните, подчеркнуть нужно только одну букву. Сейчас я повторю первый рассказ, а вы выберите школу, в которой хотели бы учиться и подчеркните одну букву в самой верхней строчке.
Представьте, что есть две школы, школа А и школа Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, а цветов очень мало. А в школе Б наоборот, живого уголка нет, но везде много цветов. В какой школе вы хотели бы учиться? Если больше нравится школа А, нужно подчеркнуть букву А (показать на доске и стереть букву А), а если школа Б -букву Б. Помните, подчеркнуть нужно только одну букву».
Психолог вместе с ассистентом ходит по группе, проверяя, как дети поняли инструкцию и выполнили задание. В ходе дальнейшей работы инструкция может быть повторена как для группы в целом, так и для отдельного ребенка Важно, однако, чтобы это влияло на делаемый ребенком выбор. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.
«Теперь поставьте ручки на следующую строчку-прямоугольник с цифрой 1 (нарисовать на доске строчку-прямоугольник с цифрой перед строчкой и буквами А и Б внутри). Все нашли? Покажите (вместе с ассистентом психолог проходит по рядам, проверяя). Слушайте следующий рассказ».
Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Перед заданием 10 сказать: «В этой строчке две цифры 1 и 0», а перед заданием 11: -«Последняя строчка». В тех случаях, когда все дети в группе хорошо ориентируются на плоскости листа и знают цифры, подобная процедура может быть ограничена первыми тремя заданиями.
|
|
Текст надо читать дословно. Повторять его можно столько раз, сколько потребуется для того, чтобы все дети в группе поняли задание, но заменять слова или перефразировать нельзя
Задания:
1. В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, письма, а уроки рисования, физкультуры, музыки - не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, нужно подчеркнуть букву А. Если в школе Б — букву Б.
2. В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. А в школе Б от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, надо подчеркнуть букву А. Если в школе Б - букву Б.
3. В школу А дети должны ходить каждый день, а в школу Б ходят только, когда хотят. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А – подчеркнуть букву А, если в школе Б - букву Б.
4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму.
5. В школе А дети приходят в класс и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может приходить к ребенку домой и учить его одного всему, что проходят в школе.
6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят мамы учеников: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают.
7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно. А в школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки.
|
|
8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало
9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б – учатся по учебникам.
10. В школе А часто читают сказки, а в школе Б детям читают сказки редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено – о том, что на самом деле бывает.
11. В школе А у каждого ученика есть дневники, куда учитель ставит отметки и ученик обязательно показывает дневник родителям. А в школе Б дневников нет, детям и родителям рассказывают, как ученик учится, что у него получается и что не получается.