Резервные режимы работы ЭСУД
В управляющей программе электронного блока присутствует подсистема самодиагностики, позволяющая
выявлять неисправности в работе цепей управления элементов ЭСУД и определять аварийные отклонения режим-
ных параметров при работе двигателя. Реакция управляющей программы на возникновение таких неисправностей
может вызывать переход на резервные режимы работы системы управления. Резервные режимы работы призваны
сохранить работоспособность двигателя и возможность движения автомобиля при отказах элементов ЭСУД:
• Резервный режим работы при неисправном датчике температуры охлаждающей жидкости пред-
полагает включение в системе вентилятора, установку начальной температуры при запуске двигателя 0°С, а также
автоматическое увеличение температуры двигателя до 85°С по времени работы двигателя после запуска.
• Резервный режим работы при неисправности датчика положения дросселя определяет повышен-
ные обороты холостого хода. В этом случае система отказывается от регулирования оборотов холостого хода, ша-
|
|
говый мотор устанавливается в постоянное положение 120 шагов. Топливоподача рассчитывается по показаниям
датчика массового расхода воздуха с параметром обогащенного состава топливной смеси.
• Резервный режим работы при неисправности датчика массового расхода воздуха ведет себя точно
также, как и при отказе датчика положения дросселя. Шаговый мотор устанавливается в положение 120 шагов. По-
казания датчика массового расхода воздуха заменяются значениями из аварийной таблицы (на основе показаний
датчика положения дросселя и рассчитанных оборотов двигателя). Топливоподача рассчитывается по этим значе-
ниям с параметром обогащенного состава топливной смеси.
• Резервный режим при отказе датчика детонации заключается в изменении режимных углов опе-
режения зажигания. Система использует аварийную таблицу (пониженных) углов опережения зажигания.
• При выходе из строя датчиков массового расхода и датчика положения дросселя двигатель спосо-
бен заводиться и работать, но передвигаться на таком автомобиле очень нелегко.
• При недопустимом проценте пропусков воспламенения в цилиндре двигателя этот цилиндр будет
выведен из работы, управляющая программа запретит подачу топлива в него путем блокировки соответствующей
форсунки.
Переход на резервный режим работы системы всегда сопровождается включенной лампой «Проверь дви-
гатель» и ухудшением ездовых качеств автомобиля.
"
Υ
Имеющиеся на рынке диагностические средства для обслуживания ЭСУД можно разделить на три кате-
|
|
гории:
• Сканеры кодов диагностики,
• Тестеры –сканеры,
• Мотор-тестеры.
Сканеры кодов диагностики позволяют считывать, распознавать и стирать коды неисправностей, опреде-
ленные системой самодиагностики блока управления.
Тестеры-сканеры могут обеспечить визуализацию системных параметров электронного блока, определя-
ющих работу двигателя, вплоть до системных переменных, позволяющих судить о работе алгоритма управляющей
программы.
Мотор-тестеры (в нашем понимании) позволяют обеспечить сбор и отображение параметров работы дви-
гателя и автомобиля независимо от блока управления и обеспечить контроль выходных параметров исполнитель-
ных устройств, не контролируемых электроникой ЭСУД.
Совершенно понятно, что цены на приборы разных категорий отличаются на порядок и зависят от каче-
ства, полноты и сервисной поддержки производителя.
Парадокс диагностики ЭСУД заключается в следующем: простую неисправность очень сложно опреде-
лить без простейшего тестера-сканера, сложная неисправность не диагностируется никакими имеющимися на рын-
ке приборами и может определяться лишь на основе знаний работы элементов системы и алгоритма управляющей
программы блока управления.
Ниже мы попытаемся дать разъяснения по алгоритмам работы электронного блока управления, по специ-
фике работы исполнительных устройств и датчиков ЭСУД, по параметрам системы управления, которые можно
отобразить с помощью тестера-сканера, основным неисправностям и признакам их проявления на различных ре-
жимах работы двигателя.
Все дальнейшие рассуждения основываются на знаниях работы ЭСУД и управляющей программы блока
управления и являются интеграцией опыта работы в области диагностики электронных систем управления двига-
телем.