Общая характеристика. Глава 2. Диагностика уровня жизни Приволжского

Федерального округа.

Глава 2. Диагностика уровня жизни Приволжского

Приволжский федеральный округ включает в себя 15 административных единиц: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская и Чувашская республики, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области, а также Коми-Пермяцкий автономный округ.

Тринадцать из пятнадцати территорий, входящих в Приволжский федеральный округ (ПФО), по валовому региональному продукту на душу население находились на низком среднем уровне (в 1999 г. производился душевой ВРП в диапазоне от 2560 долл. по биржевому курсу в Республике Татарстан до 1020 долл. в Чувашской Республике). Пензенская область и Коми-Пермяцкий автономный округ имели низкий уровень душевого ВРП, составлявший, соответственно, 800 и 620 долларов.

Все регионы Приволжского федерального округа сгруппированы нами по покупательской способности населения, характеризующей уровень его жизни.

По состоянию на 1-ое полугодие 2010 г. в Приволжском Федеральном округе не было административных субъектов первой-третьей групп, в которых покупательная способность достигла бы высокого и среднего уровня, превышающего, соответственно, бюджет высокого достатка и минимальный потребительский бюджет.

Четвертая группа регионов включала республики Башкортостан, Татарстан, Пермскую и Самарскую области. В целом это были наиболее успешные административные субъекты ПФО. Их экономическое развитие было наиболее высоким среди административных субъектов округа (ВРП составлял от 2560 до 1760 долларов) и значительно превышало средний российский уровень (душевой ВВП составлял примерно 1333 долл.). Покупательная способность среднедушевых денежных доходов в них превышала общероссийское значение и приближалась к уровню средней обеспеченности, находясь в диапазоне от 2-х до 1,85 ПМ. Нижней границей средней обеспеченности по душевым доходам, как известно, является минимальный потребительский бюджет, составляющий примерно 2 ПМ.

В рассматриваемых регионах наблюдался наименьший в округе уровень бедности (от 26,1 до 29,6 процента). Ее масштабы были несколько ниже, чем в целом по стране. Средние и высокообеспеченные слои населения были представлены шире (от 36 до 41 процентов).

Вследствие этого в данной группе регионов сложился наиболее высокий уровень неравенства по душевым денежным доходам (от 0,44 до 0,48), превышающий его общероссийское значение (0,40).

В целом в наиболее успешных административных субъектах округа обеспечивался более высокий, чем в большинстве российских регионов уровень жизни. Они входили в число 12 российских регионов с наиболее высокой покупательной способностью средних денежных доходов населения. Наиболее благополучной являлась Самарская область, которая по всем сравниваемым показателям благосостояния людей выглядела лучшей в округе.

В пятую по уровню жизни группу регионов были объединены Нижегородская, Оренбургская, Ульяновская области и Удмуртская Республика. Душевой ВРП в 3-х из них превышал, а в Удмуртской Республике был несколько ниже общероссийского уровня и производился в размерах от 1760 до 1240 долл. Покупательная способность населения в этих административных субъектах находилась на среднем низком уровне. Ее значения были ниже, чем в регионах четвертой группы и, чем в целом по России (составляли от 1,59 до 1,29 ПМ). Ниже наблюдалось также представительство средних и высокообеспеченных слоев (составляло от 32,9 до 26,8 процента общей численности населения). Наоборот, уровень бедности в этих административных субъектах, примерно, соответствовал или превышал общероссийское значение этого показателя, составляя от 29,2 до 33,4 процента общей численности населения.

Экономическое неравенство в пятой группе регионов сложилось ниже (составляло от 0,42 до 0,39 относительных единиц), чем в 4-ой группе регионов и примерно соответствовало общероссийскому значению.

В шестой группе с низким низким уровнем жизни, были представлены семь из пятнадцати административных единиц, входящих в Приволжский федеральный округ. В них наблюдались наиболее низкие (составлявшие от 1185 до 620 долл.), значительно меньшие, чем средние российские, душевые ВРП и уровень жизни населения. Покупательная способность денежных доходов населения едва соответствовала потребительской корзине прожиточного минимума (составляла от 1,18 до 0,83 ПМ), наиболее широко были представлены бедные (составляли от 34,1 до 39,4 процентов общей численности населения) и наименее - средне- и высоко обеспеченные слои (от 15,7 до 29,3 процентов населения). Экономическое неравенство в этих административных субъектах, хотя сложилось ниже, чем у населения, проживающего в четвертой и пятой групп регионов, тем не менее, оно было неадекватно высоким (составляло от 0,30 до 0,40 относительных единиц) по сравнению с социально-экономическими условиями их развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: