Покупательская способность населения.
Регионы четвертой группы по покупательной способности денежных доходов входили в число наиболее благополучных российских регионов. Значения покупательной способности в этих субъектах только приблизились к уровню среднего потребления, тем не менее, они превышали общероссийские показатели. Покупательная способность населения выросла до уровня, достигнутого в 1998 г., в Самарской и Пермской областях, а также ощутимо его превысила в Республиках Башкортостан и Татарстан. Последним это позволило направить дополнительные доходы и потребительские ресурсы на снижение уровня бедности и рост обеспеченных слоев населения.
Башкортостан входил в число российских регионов, наиболее повысивших покупательную способность населения после 1998 г. В отличие от Татарстана и Башкортостана, в Пермской и Самарской областях восстановление докризисного уровня покупательной способности отразилось на сжатии низко обеспеченного слоя при более высоком, чем до кризиса уровне бедности и некотором росте удельного веса благосостоятельных слоев.
|
|
В пятой группе регионов покупательная способность населения была ниже ее общероссийского значения. В Нижегородской, Ульяновской и Оренбургской областях имелись экономические ресурсы для ее повышения за счет использования производимого в этих субъектах сравнительно высокого душевого валового регионального продукта.
Ощутимо выросла по сравнению с 1998 г. покупательная способность в Нижегородской и Оренбургской областях. В Удмуртской Республике наблюдалось восстановление ПС. Ульяновская область находилась в числе российских регионов, в которых покупательная способность наиболее отставала от ее значений, имевшихся в 1998 г. Это проявилось в более высоком, чем до кризиса уровне бедности и снижении благосостоятельных слоев населения. В Удмуртской Республике и Оренбургской области бедные слои также были представлены более широко, а благосостоятельные не утратили своей численности. В Нижегородской области рост покупательной способности населения позволил снизить уровень бедности и расширить благосостоятельные слои.
В шестой группе регионов с низким низким уровнем жизни покупательная способность выросла в Чувашской Республике, Пензенской области и Коми-Пермяцком автономном округе. В 4-х регионах покупательная способность не восстановила докризисных уровней.
В целом можно заметить, что по мере перехода от регионов четвертой к шестой группе не только снижалась покупательная способность доходов, но и все большее количество административных субъектов еще не восстановили ее докризисный уровень.
|
|
В административных субъектах, входивших в 4-ую группу по уровню жизни, бедность была ниже общероссийского уровня. Самарская область и Республика Башкортостан были в числе российских регионов с наименьшими масштабами бедности.
В этой группе не все регионы преодолели докризисный уровень бедности. Республики Башкортостан - 3,1 процентных пункта и Татарстан - 0,5 процентных пункта по снижению бедности входили в число наиболее успешных российских регионов. В Самарской и Пермской областях уровень бедности еще оставался выше уровня 1998г., соответственно, на 4,1 и 2,6 процентных пункта.
В пятой группе субъектов по уровню жизни: Удмуртской Республике, Нижегородской, Оренбургской и Ульяновской областях бедность соответствовала или была выше общероссийского значения. Ее масштабы снизились по сравнению с 1998 годом только в Нижегородской области, которая по этому параметру входила в число наиболее успешных российских регионов. В остальных субъектах бедность еще была выше до кризисного уровня.
В самой многочисленной 6-ой группе регионов Приволжского округа с наиболее низким уровнем жизни лишь в Пензенской области бедность оставалась ниже уровня 1998г., что также позиционировало ее по этому параметру среди наиболее успешных регионов России.
В Коми-Пермяцком автономном округе были восстановлены масштабы бедности, имевшиеся в 1998г. В других 5-ти административных субъектах бедность еще оставалась выше докризисных значений.