Психотерапевтическая помощь учительницам в решении личных проблем

Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников

Методика "Самохарактеристика" позволяет выявить актуальные отношения подростка или старшего школьника к самому себе и значимым людям.

Инструкция: предъявляются 20 позиций, которые начинаются с местоимения "я". Ученик должен написать по каждой позиции определение самого себя: "Я - …». Среднее время выполнения методики 15 минут.

Пример использования методики "Самохарактеристика"

На одной из консультаций наша пациентка ученица XI класса Маша К. выполнила задание следующим образом:

1. Я Маша.

2. Я очень красивая.

3. Я, в общем-то, хорошо учусь.

4. Я занимаюсь музыкой.

5. Я люблю, когда я нравлюсь.

6. Я иногда думаю, что люди все плохие.

7. Я плохая дочь.

8. Я люблю маму, а она меня - нет.

9. Я всегда боюсь сказать глупость.

10. Я ленивая.

11. Я равнодушная.

12. Я не люблю оставаться одна дома.

13. Я не люблю своего брата Юрку.

14. Я хочу хорошо одеваться

15. Я слишком толстая.

16. Я не люблю ходить в школу.

17. Я не уверена в себе.

18. Я всегда чего-то боюсь.

19. Я не хочу больше ничего отвечать.

20. Я никто.

Ситуация Маши К.

Девушка выглядит внешне благополучной: она хорошо одевается, следит за собой, активна, общительна, неплохо учится.

Однако при повторной консультации выяснилось, что внешне демонстрируемое поведение Маши и ее внутреннее состояние психологически различны, а именно: Маша стремится больше общаться с матерью, но мать не принимает дочь, часто ее критикует, ругает за незначительные проступки. Очевидно, критическое отношение матери формирует сниженную самооценку девушки, что проявляется в ее ответах на пп. 7,8,9,10,11,15,17,18. Маша находится в нестабильном, тревожном состоянии, часто переживает различные страхи (пп. 12,17,18). Неблагополучны взаимоотношения с братом (п.13), поскольку мать подчеркнуто внимательна к брату и холодна к дочери (у матери второй брак, сын - от второго брака). В определенной степени Маша отгорожена коммуникативным барьером от внешнего мира (пп. 13,16,19). И конечно же, необходимо специально проанализировать последний ответ девушки (п. 20): высокая степень неуверенности в себе вплоть до самоуничижения.

Разумеется, результаты, полученные при помощи методики "Самохарактеристика", должны быть уточнены и углублены в ходе последующих консультационных бесед.

Методика полярных профилей рекомендуется в тех ситуациях, когда необходимо оперативно выявить уровень самооценки подростка или старшеклассника. Кроме этого, заполнение бланка методики связано с осуществлением клиентом анализа своих собственных личностных и интеллектуальных качеств, активизацией его размышлений о самом себе, а также беседы со взрослым о своих достоинствах и недостатках.

Самооценка производится в 10-балльной системе. Профиль полученной самооценки вычерчивается графически на бланке методики (см.схему 4). Методика довольно проста в применении и обработке. В среднем подросток или старшеклассник заполняет ее в течение 10-15 минут.

Схема 4

Бланк методики полярных профилей

                       
вспыльчивый                     сдержанный
лицемерный                     искренний
пессимист                     оптимист
тревожный                     спокойный
разбросанный                     целеустремленный
замкнутый                     общительный
легкомысленный                     серьезный
возбудимый                     уравновешенный
уступчивый                     принципиальный
«выскочка»                     скромный
безвольныё                     волевой
глупый                     умный
агрессивный                     миролюбивый
ранимый                     невозмутимый
грубоватый                     тактичный
ленивый                     трудолюбивый
черствый                     отзывчивый
злой                     добрый
пассивный                     активный
самовлюбленный                     самокритичный

Предметом обсуждения на консультации становятся следующие вопросы:

- какие качества клиент оценивает либо предельно низко (на 1-2 балла), либо предельно высоко (на 9-10 баллов);

- как он сам объясняет свою самооценку, проставленную в "крайних" баллах (приводит для подтверждения примеры из собственной жизни, ссылается на авторитетное для него мнение взрослого или значимого другого, предполагает данную самооценку интуитивно, без аргументации);

- какие свои качества клиент затрудняется оценить и почему.

На этом же бланке методики консультант может произвести оценку своего клиента по выделенным параметрам, а затем организовать диалог по сравнению полученных самооценки клиента и оценки психолога. Наиболее информативны те моменты методики, в которых мнения клиента и консультанта принципиально расходятся.

Пример использования методики полярных профилей на психологической консультации

Витя К, ученик X класса, на консультации заполнил предложенную ему методику (его самооценка отражена на схеме 5 сплошной линией). Психолог-консультант также выставил свои оценки интеллектуальных и личностных качеств Вити (пунктирная линия).

Схема 5

Бланк методики полярных профилей, заполненный клиентом (Витя К.) и консультантом

                       
вспыльчивый                 сдержанный
лицемерный                   искренний
пессимист                 оптимист
тревожный                 спокойный
разбросанный                   целеустремленный
замкнутый                 общительный
легкомысленный                 серьезный
возбудимый                 уравновешенный
уступчивый                 принципиальный
«выскочка»                   скромный
безвольныё                   волевой
глупый                 умный
агрессивный                   миролюбивый
ранимый                 невозмутимый
грубоватый                 тактичный
ленивый                 трудолюбивый
черствый                   отзывчивый
злой                 добрый
пассивный                 активный
самовлюбленный                     самокритичный

В целом оценка психолога-консультанта выше самооценки Вити К. Средний балл, который выставил психолог по двадцати фиксированным в методике качествам - 6,5, а средний балл, поставленный Витей самому себе - 4,25.

Наибольшие различия в оценке и самооценке наблюдаются по следующим качествам: вспыльчивый - сдержанный (Витя - 2 балла, психолог – 8), пессимист-оптимист (соответственно 2 и 6 баллов), тревожный-спокойный (1 и 7 баллов), легкомысленный-серьезный (2 и 8 баллов), уступчивый-принципиальный (9 и 5 баллов), безвольный-волевой (2 и 7 баллов), ранимый-невозмутимый (2 и 6 баллов).

Следовательно, Витя оценивает себя как вспыльчивого, пессимистично настроенного человека, тревожного, несколько легкомысленного, но принципиального. Он чувствует себя также безвольным и ранимым. Психолог-консультант увидел своего клиента довольно сдержанным человеком, средне-оптимистичным, в целом спокойным, серьезным, уступчивым, средне-волевым и относительно невозмутимым. По другим качествам, отмеченным в методике, оценка психолога и самооценка клиента в основном совпадают.

По результатам такой экспресс-диагностики, проведенной при помощи методики полярных профилей, психолог поставил на консультации перед собой следующие задачи: повысить самооценку своего клиента и его уверенность в себе, снизить тревожность.

Методика "Нарисуй свое настроение". В некоторых случаях на консультации психологу необходимо получить данные о том, в каком настроении находится его клиент. Особенно полезной эта методика может быть тогда, когда подросток или старшеклассник не вступают в общение с психологом, скованны и зажаты.

Психолог обращается к своему клиенту со следующими словами: "Возьми, пожалуйста, цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуй абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Попробуй при этом полностью погрузиться в свое настроение, выбрать цвет и линии так, как тебе больше хочется, в полном соответствии со своим настроением. Представь, что ты переносишь свое настроение на бумагу!

Когда закончишь рисунок, на обратной стороне листа напиши 5-7 слов, отражающих твое настроение и как бы иллюстрирующих твой рисунок. Когда будешь писать слова, долго не думай, необходимо, чтобы твои слова возникали спонтанно, как бы без особого контроля с твоей стороны".

После выполнения задания консультант начинает беседу, опираясь на рисунок своего клиента. Психолог задает следующие вопросы: "Опиши мне, пожалуйста, свой рисунок", "Тебе самому (самой) нравится такой рисунок?, "Если не нравится, то почему?», «В каком месте листа ты мог бы (могла бы) поместить свое «я», т.е. самое себя?" При анализе рисунка, отражающего плохое настроение, консультант стремится выделить позитивное его содержание (светлые или яркие пятна, свободные линии, наличие незаполненных мест и др.).

§5. Элементы психотерапии в консультировании подростков и старшеклассников

Довольно часто к психологу обращаются учащиеся, учителя и родители с проблемами, требующими психотерапевтической помощи. К ним относятся: конфликты в межличностных отношениях, экстремальные и кризисные ситуации, поиски способов разрешения острых личных проблем. Приходящие на консультацию клиенты, как правило, находятся в напряженном, депрессивном и тревожном состояниях. В таких случаях в ходе консультации психолог обязан "поработать над состоянием" своего клиента: успокоить его, снять внутреннее напряжение, выявить возможности более оптимистичного взгляда на жизненную ситуацию.

Молодые люди испытывают потребность в психотерапевтической помощи относительно трех основных групп проблем: неумения владеть собой и сдерживать свои агрессивные эмоции, неспособности справиться с переживанием депрессивных состояний, стремления избавиться от неуверенности в себе, скованности и зажатости.

Ситуация Дмитрия Н.

На консультацию к психологу обратился старшеклассник Дмитрий H. Он рассказал, что периодически у него возникают состояния внутренней напряженности и агрессии, при которых он не может затормозить самого себя. В эти периоды ему хочется что-то ломать, быть сверхактивным, и он не может сдержать себя.

Юноша стремится бороться со своими проблемами, но часто испытывает неудачу. Возникающие у него внутренние состояния напряжения прорываются наружу, и он без всякого повода может нагрубить матери, учительнице, совершить асоциальный поступок. После таких действий испытывает чувство стыда, вины и раскаяния.

Первая консультация имела две фазы. На первой фазе психолог и Дима обсуждали конкретные ситуации, в которых у юноши возникали состояния внутреннего напряжения и агрессии. Было выявлено, что чаще всего такие состояния юноша переживал после переутомления, недосыпания и астенизации. Первая группа рекомендаций, высказанных психологом, содержала советы следить за своим здоровьем и не допускать моментов переутомления.

На второй фазе консультации психолог провел непродолжительный релаксационный сеанс. Были опробованы психотехнические упражнения "Фокусировка", "Пресс".

Упражнение "Фокусировка"

Необходимо удобно расположиться в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его тепло.

Например, по команде "Тело!" надо сосредоточиться на своем теле, по команде "Рука!" - на правой руке, "Кисть!" - на кисти правой руки, "Палец!" - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде "Кончик пальца!" - на кончике указательного пальца правой руки. Команды самому себе следует подавать с интервалами 10-12 секунд. Общая продолжительность упражнения - 5-7 минут.

Упражнение "Пресс"

Упражнение способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, агрессии.

Упражнение состоит в следующих действиях. Молодой человек представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения следует добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.

"Заземление" отрицательной энергии выполняется 3-4 раза.

Общая продолжительность упражнения - 5-7 минут.

После каждого упражнения проводилось обсуждение его эффективности: насколько оно было положительно воспринято клиентом, показалось ли оно ему полезным и удобным, какие ощущения он испытывал, снизилось ли внутреннее напряжение.

Психолог высказал пожелание, чтобы в житейских практических ситуациях, при возникновении напряженных состояний, молодой человек пользовался психотехническими упражнениями, и обсудил с клиентом основные условия, способствующие успешности их применения.

Консультант обсуждает условия эффективной психотехники

Необходимо, чтобы молодой человек научился вовремя чувствовать в самом себе нарастание внутреннего напряжения. Обычно период нарастания внутренней нестабильности и агрессии имеет определенную протяженность во времени: в среднем он длится от 10-15 минут до 1,5-3,0 часов. В это время важно правильно оценить свое состояние и, замедлив внутренние ритмы при помощи упражнения "Дыхание", применить одно из предложенных психотехнических упражнений.

Если же по тем или иным причинам момент нарастания внутреннего напряжения пропущен, усиление энергетики происходит спонтанно, подчиняясь строго объективным законам, не зависящим от сознательной воли молодого человека. Разбушевавшаяся эмоциональная стихия сметает все на своем пути и не дает почти никакой возможности для выстраивания "плотины" - эффективного самоконтроля.

Остановить "бурю в самом себе" в этот момент действительно очень трудно, и, пожалуй, для юношей существуют некоторые ограничения в выборе способов, эффективных в такой ситуации.

Прежде всего, это интенсивная физическая нагрузка, до пота, до изнеможения.

Если дома или в школьном спортивном зале есть боксерская груша, 40-50 минут следует поработать с этим спортивным снарядом. Постепенно возникает расслабляющая усталость и уровень внутреннего напряжения снижается.

В спорах и конфликтах, почувствовав нарастание напряжения, полезно вовремя выйти из комнаты, спуститься в спортивный зал и поиграть в игры с мячом (волейбол или баскетбол).

Если молодой человек находится в общественном месте, где нет возможности для занятия спортивными упражнениями или играми, желательно найти спокойный уголок и отжаться на руках несколько десятков раз. Главное - добиться физической усталости и внутреннего расслабления.

Важное условие - регулярность. Психотехника срабатывает только в том случае, если ею пользоваться ежедневно.

Если в стрессовой ситуации молодой человек применил то или иное упражнение и оно помогло ему погасить эмоциональное напряжение, желательно и дальше практиковать именно это упражнение. Оно может стать индивидуальным средством самоконтроля молодого человека в тяжелые моменты.

Работа человека над собой - трудный и длительный путь. На этом пути могут быть и победы, и поражения. Бывают дни, когда все получается: вовремя сдержал себя, успокоился, сохранил самообладание. Но случаются и такие ситуации, когда не получилось, не смог сосредоточиться на себе, "прорвало" помимо желания и и воли.

Важно не отчаиваться и верить, что завтра опять все получится, верить, что завтра будет лучше, чем сегодня!

Повторная консультация со старшеклассником назначается через неделю. На второй встрече обсуждаются конкретные жизненные ситуации, в которых молодой человек опробовал показанные ему психотехнические упражнения. Психолог направляет свои усилия на коррекцию опыта юноши, полученного при применении психотехнических упражнений: в каких ситуациях упражнения были наиболее целесообразными и в течение какого времени упражнение "сработало".

Через месяц желательно провести контрольную консультацию, чтобы удостовериться, научился ли юноша подавлять свои негативные состояния, останавливаться в нужный момент и не допускать проявления внешней агрессии.

Юношеская депрессия как предмет психологического консультирования

Старшеклассница Катя И. обратилась к психологу по поводу частого и затяжного "плохого настроения". Она говорила: "Мне ничего не хочется делать. Внутри - тоска, слабость. Могу весь день пролежать в постели и никуда не выходить. И вроде ничего особенного не произошло, но на душе скверно, "кошки скребут". Все раздражает, сама себе становишься противной. Кажется, что все в жизни плохо, бессмысленно и я никому не нужна".

Для многих юношей и девушек в период 16-18 лет характерны состояния апатии, депрессии, переживания одиночества и бессмысленности своей жизни. Некоторые из них не умеют регулировать свои внутренние состояния и полностью отдаются депрессии и апатии. Для облегчения и снятия таких состояний молодые люди нередко прибегают к курению, алкоголю, наркотикам.

А между тем существуют другие, более безопасные для здоровья способы избавления от депрессии. Причем эти способы могут быть не только сугубо психотехническими, но и просто бытовыми, житейскими.

В одной из школ мною было проведено небольшое исследование на предмет того, какие занятия выбирают девушки и юноши для расслабления и достижения хорошего настроения. Интересно отметить, что для юношей это прежде всего спорт, физические упражнения, встречи с друзьями, прослушивание современной музыки.

Для поддержания активного тонуса и преодоления депрессии девушки слушают спокойную музыку, готовят вкусную еду ("люблю вкусно поесть"), встречаются с подругами и беседуют на личные темы, занимаются с младшими братьями и сестрами, шьют и вяжут, смотрят телевизор, возятся с домашними животными.

В ходе консультации важно сделать акцент на том факте, что именно обычные, житейские занятия, которые нравятся девушке или юноше, и приносят им эмоциональное удовлетворение, успокоение и разрядку, способствуют снятию глубоких депрессивных состояний. Важно, чтобы молодые люди не раскисли, не опустили покорно голову перед "черной непрошеной гостьей", а просто занялись любимым делом, увлечением, хобби, отдохнули и расслабились.

Но что же психолог может конкретно посоветовать?

Не впадать в отчаяние. Внутренние состояния человека изменчивы, депрессия рано или поздно проходит и наступает радостное, бодрое настроение. Необходимо всегда верить, что депрессия обязательно пройдет. Постараться понять, в чем причина плохого настроения. Может быть, это затяжной конфликт со значимыми людьми, нерешенная личная проблема, переутомление или хронический стресс.

В такой ситуации необходимо устранить или хотя бы уменьшить влияние основной травмирующей причины или попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив ее значимость для себя («А мне это и не надо", "Пусть будет то, что будет", "Об этом я подумаю завтра").

Часто причиной депрессии выступает время года. Для многих, например, весна - самый тяжелый период в психологическом отношении. В это время не надо переутомляться, наваливать на себя кучу дел. Больше пользы принесет забота о своем здоровье: усиленный прием витаминов, свежий воздух, регулярный и полноценный сон.

Не следует зацикливаться на своих переживаниях, выпадать из привычного ритма жизни, но и не переутомляться.

В минуты мрачных настроений полезно вспомнить, что радостного и приятного было в вашей жизни, восстановить в воображении счастливые ситуации до мельчайших деталей, постараться снова пережить приятные эмоции.

В общении со знакомыми и друзьями необходимо предпочесть нейтральные темы, не "пережевывать" свои проблемы: этим вы усилите свое негативное состояние.

И главное - в период депрессии не принимать важных решений. В это время многое воспринимается в искаженном свете, и человек может что-то отчаянно сделать или совершить поступок сгоряча, о котором потом жалеет и испытывает чувства раскаяния или вины.

Как преодолеть неуверенность в себе, скованность и зажатость? - вопросы подростков и старшеклассников к психологу-консультанту

В школе широко распространены обращения подростков и особенно старшеклассников к психологу с вопросами о том, как стать уверенным в себе, преодолеть застенчивость и скованность. Страхи показаться смешным в глазах ровесников, несо и неуспешным в той или иной ситуации, мучают большинство подростков, юношей и девушек.

И это не случайно: подростковый и ранний юношеский период в жизни молодого человека - это время социального и личностного самоопределения и самоутверждения. От того, насколько ровно и стабильно молодые люди переживают данный период, зависит формирование их самооценки, что, безусловно, сказывается на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических и жизненных ситуациях, умении достичь гармонии и взаимопонимания в личной жизни. Молодой человек в этот период находится как бы на разрыве, между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего "я", проявлению сильных и ярких сторон своей натуры - и болезненного самоуничижения, страха перед возможными поражениями, неверия в свои возможности.

Неудержимое стремление проявить себя и в то же время болезненная неуверенность в себе присутствуют практически во всех сферах жизни молодых людей: в учебе, поиске будущей профессии, взаимодействиях со сверстниками и взрослыми. Довольно часто юноша может уверенно чувствовать себя в спортивном зале и испытывать мучительную неуверенность в общении с людьми. Может быть и так, что девушка, отличающаяся хорошими успехами в учебе, имеет острый комплекс неполноценности по поводу своих внешних женских качеств.

От каких основных причин зависит формирование заниженной самооценки у подростков и старшеклассников? Чаще всего это либо врожденная сверхтревожность и застенчивость (высокий уровень возбудимости, чувствительности и энергетики сочетается с выраженной замкнутостью и необщительностью), либо приобретенная внутренняя скованность в следующих ситуациях.

В семье. Один из родителей или оба - властны, доминантны, авторитарны. Зона особого психологического риска находится во взаимоотношениях сильной, доминантной матери и сына в неполной семье. В восьми случаях из десяти юноша, воспитанный властной матерью, инфантилен, зависим, слаб, неуравновешен, не умеет постоять за себя и неуверен в себе*. По мере взросления "маменькин сыночек" имеет выбор в основном из двух жизненных путей: либо остаться психологически зависимым от матери практически на всю жизнь, либо начать борьбу за собственную самостоятельность и независимость. И в том и в другом случае молодой человек нуждается в помощи квалифицированного психолога*.

Девушка проявляет себя в семье более гибко, однако и здесь наблюдается определенная тенденция: на развитие положительной самооценки у девушки влияет отношение к ней отца. Если отец эмоционально принимает дочь, поддерживает ее, одобряет ее поведение в целом - девушка становится жизнерадостной, уверенной в себе, оптимистичной. И, наоборот, невнимание отца, его эмоциональная холодность к дочери формируют ее тревожной, неуверенной, скованной и застенчивой.

В школе. Во многих случаях успешное развитие положительной самооценки у учащихся зависит от того, как к ним относилась первая учительница, а также от занимаемого ими места в социометрической структуре коллектива одноклассников. Уверенные в себе и активные ребята - это те, к кому в свое время положительно отнеслась первая учительница, и кто смог стать лидером в референтной группе. Неуверенные в себе, скованные и зажатые - это школьники, кого по тем или иным причинам "не переносила" их первая учительница и кто попал в позицию "отверженных" в классе.

Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку

Начало консультации (элементы телесной терапии)

В школьный кабинет ко мне вошла девятиклассница Таня С. Тихо и медленно подошла и села на кончик предложенного ей стула. Спина неестественно выпрямлена, ноги напряженно сдвинуты, руки судорожно теребят носовой платочек, глаза опущены. Молчание. Я жду, выдерживаю паузу.

По мере того как длится наше молчание, девушка начинает мучительно краснеть и все ниже опускает голову. "Сейчас она расплачется", - думаю я и понимаю: начинать общение придется мне. Встаю из-за стола и сажусь на диван. Нога на ногу, руки свободно раскидываю и потягиваюсь. Девушка поднимает на меня глаза. "Устала я сегодня! Так хочется потянуться, сбросить напряжение! Но одной скучно. Давай вместе! - говорю я. - Садись рядом со мной! А так можешь сесть? А свободнее - нога на ногу? А расслабить плечи сможешь?"

Постепенно девушка садится свободнее, прячет свой платочек, облегченно вздыхает и решается впервые посмотреть мне в глаза.

Итак, первый шаг сделан, при помощи простых телесных упражнений, освобождающих мышечные зажимы, Таня стала немного увереннее и свободнее.

Но прежде чем приступить к консультации, такой клиентке можно предложить несложные упражнения для полного снятия зажатости в позе, движениях, манере держать себя. Внешнее расслабление даст толчок к нейтрализации внутренней скованности.

Упражнение "Походка"

Психолог обращается к своей клиентке: "Смотри, как я хожу! Какая у меня походка? Быстрая или медленная? Можешь ли ты что-нибудь сказать о моем характере, наблюдая за тем, как я двигаюсь? А теперь попробуй пройтись сама! Хорошо у тебя получается!"

«А можешь пройтись так, как будто тебе вообще все безразлично: смотрят на тебя или нет? А можешь пройтись так, как ходят женщины в 50 лет с тяжелыми сумками? А как ходят-подпрыгивают девчонки 9-10 лет? А как может пройтись девушка, которая уверена в том, что она самая красивая?"

Каждое предложение о выполнении психолог сначала показывает сам, предлагая своей клиентке повторить, основываясь на своей манере ходьбы.

Упражнение "Яблоко"

Психолог и клиентка стоят друг против друга на расстоянии 1,5 метра. Психолог говорит: "Представь, что мы с тобой нахов саду. Перед нами - яблоня, увешанная прекрасными, сочными плодами. Видишь, на верхней ветке висит самое спелое яблоко? Наверное, оно и самое вкусное! Давай попробуем его достать!

Не получается? Тянись выше, вытягивайся как можешь! Руку - выше! Еще выше! Ух! Достали яблоко!" (выдох)

Длительность такого игрового упражнения – 10-12 минут.

Упражнение "Интегративное дыхание"

Упражнение выполняется стоя. Ноги - на ширине плеч, пальцы рук сцеплены спереди. Руки - вверх, немного назад (вдох). Потянуться. Затем резко опустить руки вниз, достать носки ног (выдох).

Упражнение рекомендуется проделать 4-5 раз в течение 5-7 минут.

Процесс консультирования (психологическая поддержка)

Беседа с девушкой или юношей, страдающими болезненной застенчивостью, скованностью и заниженной самооценкой, выстраивается особым образом. Можно сказать, что весь разговор имеет "психотерапевтическую окраску".

Главное - транслировать теплое, принимающее отношение к клиенту. Тепло проявляется в глазах психолога (прямой, открытый и доброжелательный взгляд), его голосе (мягком, с теплыми интонациями), выражении его лица (принимающем и ненапряженном).

Не критиковать и не оценивать. Слушать, чувствовать, понимать.

Хвалить в тех моментах беседы, в которых это будет к месту. Поддерживать тогда, когда юноша или девушка рассказывают о своих неудачах.

Можно поделиться, если он есть, собственным опытом преодоления застенчивости. Это будет особенно эффектно в том случае, если в момент беседы психолог производит впечатление уверенного в себе и респектабельного человека.

Содержание беседы может носить общерекомендательный характер.

Интересно, что советует в таких случаях американский психотерапевт Э.Смит.

Как стать уверенным в себе (девять правил Э.Смита)

1. Человек, уверенный в себе и в своей жизни, свободно руководствуется собственными ценностями и нормами поведения. Каждый человек - сам себе высший судья, имеет полное право оценивать свои мысли и чувства, свое поведение так, как считает нужным.

2. Каждый человек имеет право ни перед кем не оправдываться и не извиняться за свои поступки.

3. Каждый человек сам для себя решает, хочет ли он отвечать за чужие проблемы.

4. Каждый человек имеет полное право менять свое решение, потому что он может и хочет быть самим собой. Человек вправе изменить свое мировоззрение, свой взгляд на те или иные проблемы.

5. Каждый человек имеет право на ошибку.

6. Каждый человек имеет право что-то не знать.

7. Каждый человек имеет право не зависеть от снисхождения других, даже тех, которые для него значимы или от которых он чего-то ждет.

8. Каждый человек может принимать нелогичные решения - по своему желанию.

9. Каждый человек имеет право не понимать намеков.

На консультации полезно широко применять игровые упражнения, помогающие подростку или старшекласснику разобраться в самом себе.

Упражнение "Нарисуй автопортрет!"

Перед школьником - чистый лист бумаги и набор цветных карандашей. Инструкция: "Ты можешь нарисовать самого себя в любой манере и любой позе, в полный рост или только лицо. При этом - назови свой рисунок".

После того как рисунок будет готов, психолог активизирует обсуждение тех моментов, которые помогают развитию самоанализа подростка или старшеклассника.

Какую часть листа занимает рисунок?

Рисунок выполнен резкими, энергичными линиями или, наоборот, мягко, в пастельных тонах"?

Все ли элементы лица или тела изображены на рисунке? Чего не хватает?

Какие цвета выбраны?

Какие впечатления вызывает рисунок?

Как бы ты смог отнестись к человеку, который изображен на рисунке, если бы это был не ты, а кто-то другой?

Упражнение "Я - хороший, я - плохой"

Психолог советует клиенту составить список качеств его характера. Лист бумаги следует разделить вдоль пополам и в левой части листа написать свои хорошие качества (начать - с хороших), а в правой - плохие.

В ходе беседы психолог стремится к тому, чтобы количество качеств, выделенных девушкой или юношей в обоих столбцах, было либо равным, либо хорошие качества преобладали по численности над плохими.

Не рекомендуется останавливать упражнение в тот момент, когда клиент выделил в себе большое количество отрицательных качеств и не смог определиться в том, что же в нем самом есть положительного.

Упражнение "Письма к самому себе"

На консультации психолог рекомендует молодому человеку завести такое правило: ежедневно писать самому себе письма. Особенно длинные письма следует стараться писать, когда появляется необходимость излить сильные чувства и переживания на бумагу.

В этих письмах необходимо описывать свои состояния, важные события, впечатления от прожитого и прочувствованного.

Кроме психотерапевтического эффекта, достигаемого при помощи этого упражнения, сравнивая свои записи, сделанные в разные дни, молодой человек сможет увидеть, насколько по-разному он относился к одному и тому же человеку, событию, факту.

Полезно обсудить, от каких причин зависят противоречивые оценки происходящего?

Упражнение "Опора на самого себя"

На консультации психолог и учащийся обсуждают вопрос о том, в чем находить "точку отсчета" при оценке событий, фактов, людей. Молодой человек, имеющий заниженную самооценку, робкий и склонен "подстраиваться" под мнение других людей и не доверять своему опыту.

Разбирая ту или иную конкретную ситуацию из жизни молодого человека, психолог задает вопросы: «А как ты сам считаешь?», «А твое личное мнение?», "Как тебе подсказывает твой внутренний голос?», "Что говорит твоя интуиция?"

Задавая такие вопросы, психолог стимулирует обращение девушки или юноши к своему «Я», принятие своего личного опыта, стремление развивать в себе собственное отношение к жизни и людям.

Как правило, у молодых людей с заниженной самооценкой - пониженный энергетический тонус. Чаще всего они либо пассивны, вялы, медлительны и сверхосторожны в действиях и словах, либо излишне суетливы, многословны и возбуждены. Особенно ярко тот или иной тип поведения у застенчивого и скованного человека проявляется в новой для него обстановке, когда происходит первичная адаптация к непривычной ситуации. Для оздоровления энергетического тонуса молодого человека можно посоветовать ему упражнение "Покричи на самого себя".

Упражнение "Покричи на самого себя"

Психолог советует клиенту перед ответственными ситуациями, когда необходимо стать свободным и раскованным, провести "сеанс автотерапии". Для этого необходимо закрыться в комнате и стать перед зеркалом. Внимательно разглядывая себя в течение 2-3 минут, следует начинать кричать на себя, все громче и громче, свободнее и свободнее, что называется, "наглеть на своих собственных глазах".

Можно ругать самого себя:

- за слабость;

- за нерешительность и трусость;

- за скованность и робость.

Закончить такой своеобразный, самокритичный эмоциональный монолог следует словами: «А теперь иди и борись за самого себя! Все у тебя получится!"

Полезно обсудить с подростком или старшеклассником...

Советы психолога Филипа Зимбардо

Признайте свои сильные и слабые качества и сформулируйте соответствующие цели саморазвития.

Решите, что для вас более ценно и какой вы хотите видеть свою жизнь.

Постарайтесь понять и простить тех людей, которые заставили вас страдать или не оказали помощи. Простите самому себе свои ошибки и заблуждения. Не возвращайтесь к прошлому. Подумайте об успехах, пусть и небольших.

Не позволяйте себе утонуть в переживаниях вины и стыда, это не поможет добиться успеха.

Ищите причины своего неуспеха в объективной ситуации, а не в недостатках собственной личности.

Старайтесь терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.

Никогда не говорите о себе плохо. Избегайте приписывать себе отрицательные черты - "глупый", "невезучий", "неспособный".

Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность. Оцениваться могут только ваши действия.

Помните, что иное поражение - это удача, поскольку вы получили опыт, чего следует избегать в будущем.

Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать собственную неполноценность. Если вам не удается изменить их или самого себя настолько, чтобы чувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них.

Позволяйте себе расслабиться, чтобы прислушаться к своим мыслям и чувствам. Старайтесь лучше себя понять.

Старайтесь активно общаться с другими людьми. Чувствуйте энергию общения.

Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я» - оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется.

Не бойтесь оказаться нескромным: старайтесь достигать собственные цели.

Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, побуждающим к активности и борьбе.

Как заканчивать консультацию (эффект мажорного аккорда)

Наверное, всю жизнь я буду помнить, как удивительно влияли на меня слова моего Учителя, В.В.Давыдова. Я что-то говорила, он слушал и молчал. Потом - коротко и четко формулировал свое отношение и совет. А в конце беседы - улыбка, решительность в глазах и мне - одно слово: "Действуйте!"

Это энергичное "Действуйте!" придавало мне силы и уверенность в себе.

Сейчас я часто говорю это волшебное слово своим студентам.

Очень важно заканчивать консультацию с молодым человеком, имеющим заниженную самооценку, бодрыми, доброжелательными, теплыми или энергичными словами. Выбирайте, какая фраза вам больше понравится? Придумайте свои фразы-окончания.

"Как много всего мы сегодня с тобой обсудили! Какой ты, оказывается, интересный человек!"

«У тебя все будет хорошо! Вот с этого момента ты сильный и уверенный в себе человек!"

"Слушай, мы проговорили целых два часа! Ты не устала? Нет? Надо же, а я сильно устала! Ты, оказывается, выносливее меня!"

§6. Психотерапевтическая помощь учителям при консультировании

Школа - это особый "организм", социальный институт, придуманный людьми много веков назад. Есть школы, похожие на огромный Дом или Большую Семью. Минимум формализма, уютные "клубные комнаты", где Учитель и Ученик могут встретиться и поговорить и об учебе, и не только о ней: походы, встречи, школьные традиции и праздники. Учителя в таких школах, по существу, вступают в живые, по-человечески теплые и многогранные взаимодействия с учениками.

Есть также школы - Педагогические или Психологические Лаборатории, школы - Интеллектуальные Центры. В них много молодых, ищущих учителей, регулярно проводятся семинары, обсуждения, дискуссии, в которых участвуют не только учителя, но и философы, психологи, культурологи. Там чувствуется разреженный воздух интенсивной мыслительной работы. Учителя, как правило, имеют собственные авторские программы, пишут книги, известны в педагогическом мире. Ученики - юные интеллектуалы.

Встречала я также школы, похожие на Педагогический Театр. Каждый урок - маленькое театральное представление, в котором учитель - актер, а ученики - актеры и зрители одновременно. Атмосфера в таких школах эмоциональная, раскованная, жизнерадостная.

Но в любой школе я всякий раз испытываю глубочайшее уважение к учителям, работающим с полной душевной самоотдачей, а таких большинство. И первое мое стремление - не учить "умной психологии", а помочь им в решении проблем и трудностей их Высокой Педагогической Профессии. И не только Профессии, но и Личной Жизни.

Проблемы, с которыми учителя приходят на консультацию к школьному психологу, требующие психотерапевтического вмешательства, можно разделить на три основные группы: связанные с профессиональной деятельностью, личные и семейные взаимоотношения и воспитание собственных детей. При этом я имею в виду прежде всего женщин-учительниц, их в школе подавляющее большинство.

Психотерапевтическая помощь учительницам в решении профессиональных проблем (релаксационное консультирование)

На консультации необходимо обсудить, как сохраняют активность и энергию другие учителя. Психолог должен собирать индивидуальные психотехнические приемы, найденные учителями в процессе накопления профессионального и жизненного опыта, записывать эти приемы и делать их предметом разговора на первой фазе релаксационного консультирования.

Вторая фаза релаксационного консультирования: естественные релакс-методы

Естественные методы сбрасывания напряжения - это способы поведения, которые реализуются в бытийном существовании учителя, его обычной человеческой жизнедеятельности.

В ходе второй фазы консультирования полезно обсудить, как можно эффективно восстанавливать силы, разумно организуя свою жизнь. Психолог рассказывает о различных естественных релакс-методах, из которых учительница может выбрать понравившиеся ей или соответствующие ее характеру и образу жизни.

Предлагаю описание наиболее популярных естественных релакс-методов.

· Средняя физическая нагрузка: ручная домашняя работа, спорт, прогулки на свежем воздухе, работа на даче, водные процедуры, выходы на природу.

· Личное и интимное общение с близким и любимым человеком. Психотерапевтическая сила любви неоценима. Любовь - это пьянящий вкус страсти и эмоциональных взрывов, наслаждения и свободы.

· Раскрепощение в любви - это свобода и раскованность в общении и профессии. Если в жизни учительницы есть такая любовь, она успешна и благополучна, внутренне умиротворена и стабильна. А значит, психологически позитивна в общении со своими учениками.

· Сделать что-то приятное для себя - об этом необходимо помнить каждой женщине. Купить красивую вещь для себя или для дома, приготовить что-то вкусное, сходить в театр или на концерт.

· Музыка в жизни женщины занимает особое место. Мне иногда кажется, что музыка - это человеческая Душа, точнее, ее символическое выражение в звуках, ритмах, динамике.

Расслабляет и успокаивает музыка Дебюсси, песни Шуберта, ноктюрны Шопена, Грига.

Активизирует эмоциональную сферу музыка Чайковского, Рахманинова, Сен-Санса, Моцарта. Настраивают на философское настроение органные фуги ха, произведения Малера, Прокофьева.

Призывает к действию и активности музыка Бетховена, Скрябина, Вагнера.

Существует также специальная лечебная, медитативная, музыка. Она помогает "успокоиться и наладить сон, снять депрессию и тревожность, перезарядить тело, привести себя в тонус, собраться с духом... Главная равнодействующая - внутреннее освобождение, радость" (В.Леви). Сейчас распространено большое количество кассет с медитативной музыкой, их надо покупать и слушать.

По мнению самих клиентов, школьных учительниц, следующие занятия способствуют психологическому отдыху, восстановлению и улучшению их настроения:

- увлечения (домашние животные, видеофильмы, шитье, вязание, чтение художественной литературы, домашнее цветоводство и др.);

- общение с друзьями;

- посещение магазинов;

- прогулки;

- полноценный сон.

Третья фаза релаксационного консультирования: психотехника расслабления и восстановления

В релаксационных сеансах медитативного типа периодически нуждаются практически все учительницы, но некоторые из них должны регулярно заниматься психотехническими упражнениями. К последним относятся прежде всего тонкие, чувствительные женщины, с повышенной тревожностью, склонные к раздражительности.

Для проведения релаксационного сеанса должны быть организованы следующие условия: отдельное помещение, отсутствие внешних помех, удобная мебель. Психолог предлагает клиентке сесть в удобной позе, закрыть глаза и успокоиться. Психотехнический сеанс желательно начать с упражнения "Дыхание".

Упражнение "Дыхание"

Психолог поизносит примерно такой текст (спокойным, мягким и медленным голосом): "Сосредоточьте свое внимание на собственном дыхании. Дышите спокойно, глубоко и медленно. Постарайтесь замедлить свои внутренние ритмы. Подумайте о том, какой великолепный "механизм" подарила нам природа - наше дыхание. Благодаря дыханию все клетки нашего организма насыщаются кислородом. Дыхание - это наша жизнь. И что бы ни происходило у нас - проблемы, трудности, неудачи, - наше дыхание всегда с нами..."

Упражнение направлено на достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха. Выполняется в течение 5 - 7 минут. После него следует переходить к другим психотехническим упражнениям.

Третья фаза релаксационного консультирования проводится в течение 20-30 минут. За это время психолог предлагает клиентке в среднем 2-3 психотехнических упражнения, включая упражнение "Дыхание". Релаксационный сеанс должен протекать неторопливо, психолог регулирует свое движение, пристраиваясь к внутренним ритмам клиентки, замедляя их и устраняя "психологическим скальпелем" невротические и болезненные места в ее душе.

Упражнение "Сейчас я осознаю…»

В состоянии переутомления и внутреннего напряжения человек склонен болезненно реагировать на мельчайшие внешние раздражители и субъективно придавать им слишком большое значение. Он как бы "зацикливается" на своем переживании, постоянно думает о нем, не может вырваться из границ собственного невротизированного внутреннего мира. Кажется, что вся духовная жизнь человека, находящегося в таком состоянии, сосредотачивается только на одной-единственной проблеме, мысли, идее. Все остальное для него исчезает, перестает существовать, становится незначащим.

Применительно к учительскому труду можно заметить, что в таком состоянии внешние события женщина-учительница часто воспринимает искаженно, насыщая воспринятое множеством болезненных деталей: "На меня не так смотрят в классе", "Меня в классе не уважают, не признают мой авторитет", "Им ничего сейчас не нужно, кроме денег" - такие жалобы от учителей можно услышать довольно часто.

Давайте задумаемся: так ли все на самом деле? Нет ли в этих учительских жалобах на учеников эмоционально-нервного преувеличения и искажения?

Упражнение направлено на создание внутренних условий "отключения" клиентки от травмирующего ее переживания и "переключения" ее сознания на нейтральные содержания.

Проводится в два этапа. На первом этапе психолог произносит такую инструкцию: «Я предлагаю вам в течение 10-12 минут свободно, без напряжения рассказывать мне о своих внутренних ощущениях, каждый раз начиная свои ассоциации словами: "Сейчас я осознаю»… Старайтесь говорить только о своих внутренних ощущениях, и ни о чем другом".

Клиентка: "Сейчас я осознаю, как напряжены мои лоб и брови. Я осознаю, как сильно давят новые туфли..." Всякий раз, когда клиентка переходит в своих ассоциациях на проблемное содержание, психолог вмешивается и направляет ее самоанализ на зону внутренних ощущений.

На втором этапе психолог предлагает клиентке в течение 13 минут ассоциировать на тему своих внешних впечатлений. Например, клиентка говорит: "Сейчас я осознаю, как двигаются машины за окном, я слышу их гудки и движение. Сейчас я осознаю, что за окном - ветер и дождь…» Так же как и на первом этапе, психолог контролирует поток ассоциаций клиентки, направляя их только на фиксацию впечатлений от внешнего мира.

В итоге в течение 20 - 25 минут клиентка думает о нейтральных внутренних ощущениях и впечатлениях от внешней ситуации, прерывая на это время поток своих болезненных невротических переживаний. Такая "передышка" существенно изменяет внутреннее состояние клиентки, она временно как бы "выбрасывает из головы" свою проблему, что позволяет снизить внутреннее напряжение женщины.

Упражнение "Проблема"

Упражнение направлено на снижение субъективной значимости для клиентки проблемы, которая ее беспокоит. Оно помогает осознанию того, что самые сложные жизненные ситуации можно пережить сдержанно и с достоинством и, наоборот, сравнительно незначительные события можно усилить, "накрутить" и в результате разрушиться под грузом самим же собой созданной непосильной ноши.

Проводится в течение 10-15 минут. Клиентка располагается в удобном кресле, закрывает глаза и стремится представить образы, которые описывает психолог.

Психолог произносит примерно такой текст: "Сконцентрируйте свои мысли на проблеме, которая в последнее время волнует вас больше всего. Кратко, в двух-трех словах сформулируйте ее для себя. Представьте себя вместе с человеком, с которым вы недавно обсуждали свою проблему. Постарайтесь увидеть его лицо, услышать его голос. Вспомните, о чем он говорил и в какой обстановке вы беседовали. Воспроизведите в воображении все детали ситуации.

А теперь при помощи силы своего воображения постарайтесь увидеть эту ситуацию со стороны, как будто вы стали внешним наблюдателем или видите эту ситуацию извне, как в зеркале.

Запомните эту "картинку" в зеркале.

Включите в эту "картину" ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Представьте дом, в котором вы живете, и людей, которые живут вместе с вами в этом доме. Когда ваша "зеркальная картинка" расширится и станет для вас отчетливой, включите в нее ваши представления о людях, живущих в вашем городе, десятках и сотнях тысяч людей. Подумайте о всей стране, ее пространствах и людях, населяющих города, села, деревни; вообразите теперь всю нашу Землю с ее материками, океанами и миллионами живущих на ней людей. Двигайтесь к расширению вашей "зеркальной картинки": подумайте о нашей Солнечной системе - огромном пылающем солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Вообразите себе всю нашу галактику - скопления множества солнечных систем, подобных нашей или отличающихся от нее. Огромные пространства, которые трудно представить земному человеку. Постарайтесь почувствовать бесконечность галактики и перейдите к мысли о всей Вселенной с миллионами галактик во всех направлениях... Бесконечность пространства и Вечность времени...

Продолжайте удерживать в воображении это удивительное переживание необъятного космоса... Сохраняя в сознании это ощущение, вспомните о своей проблеме, о которой вы думали в начале нашего сеанса. Определите место вашей проблемы в общей системе космического мироздания..."

Релаксационное консультирование заканчивается позитивом: несколькими успокаивающими и ободряющими фразами психолога. Учительница должна уйти из психологического кабинета спокойной, умиротворенной, расслабленной, отдохнувшей*.

Семейное благополучие женщины-учительницы отражается на ее профессиональных успехах. Счастливая в личной жизни учительница коммуникабельна, внутренне устойчива и стабильна, внимательна к детям, имеет хорошие взаимоотношения в педагогическом коллективе. И наоборот, тяжелый брак, конфликтные семейные отношения делают учительницу эмоционально подавленной, безразличной к своей работе, ученикам и коллегам.

Опыт психологического консультирования показывает, что для многих наших женщин, в том числе и для учительниц, самыми болезненными личными проблемами выступают потенциальный или реальный развод и связанное с ним одиночество.

Многие женщины, в том числе и учительницы, имеют низкую самооценку, почти не влияющую на профессиональную деятельность, но довольно часто выступающую "камнем преткновения" в достижении ими личного счастья.

Женщина с низкой самооценкой характеризуется такими психологическими особенностями:

- она не уверена в себе как в женщине, ей кажется, что она хуже, чем другие женщины, и менее чем они;

- внешне часто выглядит вялой, горбится, с трудом смотрит в глаза собеседнику, имеет напряженный и нервный голос, одевается неброско, строго, предпочитая темные тона; - подвержена периодическим спадам настроения и депрессиям, переживает состояния личной неполноценности и упадка духа;

- избегает всяческих напряжений и тем более конфликтов во взаимоотношениях с людьми;

- испытывает страх перед совершением ошибки: купить не ту вещь, сказать не то слово в беседе, сделать что-то неправильное;

- стремится оправдываться перед близким человеком;

- часто попадает под влияние более сильного человека и становится "жертвой" его манипулятивных воздействий;

- долго и мучительно принимает решения, колеблется, а иногда и вовсе избегает решать важные проблемы, предпочитая, чтобы они разрешались "сами собой";

- в своем поведении и общении с людьми выстраивает систему психологических защитных "масок", играет роли, не соответствующие ее истинному характеру;

- часто позволяет людям критиковать себя, расстраивать, ранить, унижать;

- имеет склонность жалеть себя, свою неудачную жизнь и свои несбывшиеся надежды.

Женщина, имеющая низкую самооценку, обычно так строит свои взаимоотношения с близким мужчиной или мужем:

- она старается быть мягкой и уступчивой, стремится "подстроиться" к нему, услужить, быть всегда для него приятной и нужной;

- испытывает страх одиночества и всегда боится разрыва с мужчиной;

- оставаясь без мужа даже на короткий период, чувствует себя вдвойне неполноценной и непривлекательной;

- стремится реализовать желания мужа и отказывается от своих собственных желаний;

- боится проявлений мужского недовольства, болезненно реагирует на невниман


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: