Экономическое неравенство

Среднее и высокообеспеченное население.

Регионы ПФО, входящие в верхнюю, 4-ю группу, имели более широкое представительство благосостоятельных слоев, чем в целом по Российской Федерации.

По этому показателю Самарская область находилась в числе лучших российских регионов. Она же и Республика Татарстан имели лучшие в нашей стране показатели удельного веса высокообеспеченного населения.

В пятой группе регионов обращало на себя внимание более низкое представительство благосостоятельных слоев по сравнению с общероссийскими показателями в Нижегородской, Ульяновской и Оренбургской областях, имевших сравнительно более высокую эффективность использования экономического потенциала.

В шестой группе регионов с наиболее низким уровнем жизни наименьшее представительство благосостоятельных слоев зафиксировано в Республике Марий-Эл и Коми-Пермяцком автономном округе, в которых эти показатели приближались к значениям, имевшим место в наименее благополучных регионах Российской Федерации.

В большинстве субъектов ПФО средние и высокообеспеченные слои не только восстановили, но и превысили докризисную численность. Республика Башкортостан по этому показателю входила в состав наиболее успешных российских регионов.

В 4-й группе субъектов этот рост наиболее ощущался и достигал от 4-х до 9,8 процентных пунктов.

В 5-ой группе регионов, в целом, рост численности обеспеченных слоев был выражен в меньшей мере: от 3,9 и ниже процентных пунктов.

В шестой, наименее успешной, группе административных субъектов ПФО обращал на себя внимание довольно высокий рост благосостоятельных слоев в Чувашской Республике и в Коми-Пермяцком автономном округе. Это явилось следствием повышения в первом и восстановления во втором субъектах покупательной способности денежных доходов населения. Благосостоятельные слои в этих регионах выросли за счет сокращения низкообеспеченного населения.

Все четыре наиболее успешных административных субъекта ПФО: Самарская и Пермская области, республики Татарстан и Башкортостан входили в число российских регионов с наиболее высоким уровнем экономического неравенства.

Учитывая сравнительно высокие значения покупательной способности денежных доходов в этих административных субъектах, сложившийся в них более высокий уровень экономического неравенства можно считать объяснимым. Потребительских ресурсов хватало на поддержание сравнительно низкой бедности и достаточно широкое представительство благосостоятельного населения.

В регионах пятой группы по уровню жизни концентрация денежных доходов населения несколько превышала или соответствовала общероссийскому уровню.

При более низких значениях покупательной способности денежных доходов, наблюдавшихся в данных регионах по сравнению с общероссийскими показателями, это создавало предпосылки расширения представительства бедного и низкообеспеченного населения.

В регионах шестой группы с низким уровнем жизни наблюдавшаяся концентрация денежных доходов являлась неоправданно высокой. Это выражалось в более высоких, чем в других регионах, масштабах бедности и низкой обеспеченности и низком представительстве средних и высокодоходных слоев.

Экономическое неравенство в регионах, отнесенных к 4-ой группе, наиболее благополучной по уровню жизни в ПФО, в период 1998-2005 гг. выросло. При этом Башкортостан и Пермская область были в числе российских регионов, лидирующих по повышению концентрации денежных доходов. Это явилось следствием разных тенденций.

В Башкортостане и Татарстане снизилась бедность и выросло представительство благосостоятельных слоев. В Самарской и Пермской областях, в которых еще не был восстановлен докризисный уровень покупательной способности, рост экономического неравенства произошел при более высоком, чем в 1998 г. уровне бедности и явился следствием перераспределения потребительских ресурсов в средние и высокодоходные слои населения.

В 2-х из 4-х регионов пятой группы - Удмуртской Республике и Оренбургской области экономическое неравенство также выросло. В Нижегородской области сохранился его уровень, достигнутый в 1998 г. В Ульяновской области концентрация денежных доходов снизилась. Эта область испытала на себе наиболее глубокие последствия кризиса 1998 г. В ней пока не удалось восстановить покупательную способность денежных доходов. Не восстановлены прежний уровень бедности и представительство благосостоятельных слоев. Снижение экономического неравенства явилось следствием этих процессов.

Удмуртская Республика продемонстрировала наиболее заметный рост концентрации денежных доходов и входила по этому параметру в лидирующую группу российских регионов. При этом, соотношение неблагосостоятельных и благосостоятельных слоев в ней сохранилось, а покупательная способность также лишь вышла на уровень 1998 г. Можно предположить, что в этом субъекте произошло перераспределение ресурсов в благосостоятельные слои.

В Оренбургской области рост экономического неравенства произошел на фоне более широкого представительства бедных и благосостоятельных слоев при сжатии низкообеспеченного населения. Это означает, что увеличение значений коэффициента Джини явилось не только результатом перераспределения доходов, но и возрастания поляризации численности неблагополучного и благополучного населения.

В большинстве регионов, отнесенных к 6-ой группе, уровень экономического неравенства снизился, что явилось одним из механизмов, сдерживающих в них рост и без того высокого уровня бедности. Коми-Пермяцкий автономный округ входил в число российских регионов, в которых наиболее снизилось экономическое неравенство. Это явилось результатом заметного роста в этом регионе среднего слоя, обеспечивающего стабильность социально-экономического развития.

В Кировской области, где произошел рост концентрации денежных доходов, ценой этого явилось ощутимое приращение бедности - 5,3 процента по сравнению с докризисным уровнем.

Из всего выше изложенного вытекают следующие выводы.

В Приволжском федеральном округе по состоянию на I-е полугодие 2005 г. в целом наблюдался низкий уровень жизни. В нем не было административных субъектов, в которых средний уровень жизни преодолел границу средней обеспеченности, хотя ряд регионов - Самарская и Пермская области, республики Татарстан и Башкортостан приблизились к нижней границе среднего уровня жизни.

Приволжский федеральный округ был достаточно однородным по уровню жизни, входивших в него административных субъектов. Это проявлялось в том, что разрывы между регионами с наибольшими и наименьшими значениями индикаторов уровня жизни составляли в нем: по покупательной способности - 2,39 раза, по бедности - 1,46, по благосостоянию - 2,62, по экономическому неравенству - 1,6 раза.

Эти значения были средними среди других Федеральных округов.

Самарская и Пермская области, республики Башкортостан и Татарстан по ряду социально-экономических показателей входили в число лидирующих регионов Российской Федерации:

- все четыре выше обозначенных субъекта по средней покупательной способности денежных доходов населения;

- Самарская область и Республика Башкортостан были в числе регионов с наименьшим уровнем бедности;

- Самарская область входила в число регионов с наиболее высоким представительством благосостоятельных слоев населения;

- Самарская область и Республика Татарстан входили в состав регионов с наиболее широко представленными высокодоходными группами населения;

- все четыре выше обозначенных субъекта были в числе российских регионов, лидирующих по уровню экономического неравенства;

Между административными субъектами, входившими в Приволжский федеральный округ, наблюдалась глубокая поляризация экономических условий и уровня жизни населения. Наряду с регионами-лидерами в ПФО входили регионы-аутсайдеры общероссийского масштаба:

- Пензенская область и Коми-Пермяцкий автономный округ были в числе российских регионов с низким уровнем душевого валового регионального продукта;

- Чувашская Республика и Коми-Пермяцкий автономный округ были в числе российских регионов с наименьшими значениями покупательной способности денежных доходов;

- Республика Марий-Эл имела не только один из наиболее низких уровней покупательной способности денежных доходов, находящийся в границах прожиточного минимума. Она была в числе российских регионов с наименее представительным высоко обеспеченным населением; выделялась одним из наиболее низких уровней экономического неравенства. Все это можно было бы определить как состояние бедности и низкой обеспеченности более, чем четырех пятых жителей этой республики.

В Нижегородской, Оренбургской и Ульяновской областях имелись экономические преимущества и, прежде всего, более высокий душевой ВРП. Это позволяло обеспечивать более высокий уровень жизни проживающего в этих регионах населения по сравнению с фактически достигнутым. Для достижения этого необходимо было изменить структуру производимого ВРП или обменивать бoльшую его часть на потребительские товары и услуги;

Регионы, входящие в состав ПФО, отличались высокой динамикой социально-экономического развития за период 1998-2005 гг.:

Республика Башкортостан входила в лидирующие российские регионы по приросту покупательной способности денежных доходов;

вследствие увеличения покупательной способности по итогам 2005 г. Самарская и Пермская области, республики Татарстан и Башкортостан переместились из 4-ой в 3-ю более высокую группу со средним уровнем жизни; Нижегородская область - из 5-ой в 4-ю группу, Саратовская область переместилась из 6-ой в 5-ю группу регионов с более высоким уровнем жизни;

республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская, Пензенская области и Коми-Пермяцкий автономный округ были в числе немногих российских регионов, снизивших бедность ниже докризисного уровня;

Республика Башкортостан и Коми-Пермяцкий автономный округ входили в состав российских регионов, наиболее увеличивших благосостоятельные слои населения;

республики Башкортостан и Удмуртия, Пермская и Кировская области входили в состав российских регионов, наиболее повысивших экономическое неравенство. Наоборот, Чувашская Республика и Коми-Пермяцкий автономный округ входили в состав регионов, лидирующих по снижению экономического неравенства;

В Приволжском федеральном округе определилась группа регионов-аутсайдеров, в которых необходимо было принимать кардинальные меры по изменению сложившейся ситуации.

В эту группу входили: республики Мордовия, Марий-Эл, Чувашия, Пензенская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. В этих регионах сложился низкий низкий уровень жизни населения, широкие масштабы и глубина бедности. Их отличала также сравнительно низкая динамика положительных социально-экономических изменений.

Наибольшее сосредоточение неблагополучных проявлений в социально-экономическом развитии наблюдалось в Коми-Пермяцком автономном округе, Республике Марий-Эл и Пензенской области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: